Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций направленных на повышение эффективности системы управления персоналом на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы методологии управления персоналом на предприятии;
провести анализ системы управления персоналом и выявить проблемы на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога;
разработать рекомендации направленных на повышение эффективности системы управления персоналом на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы методологии управления персоналом 4
1.1.Цели, задачи, принципы управления персоналом 4
1.2.Методы управления персоналом 10
Глава 2: Методология управления персоналом ОАО «РЖД на примере октябрьской железной дороги, цели и задачи.
2.1. Краткая характеристика Октябрьской железной дороги 18
2.2. Проблемы управления человеческими ресурсами на Октябрьской железной дороге 22
2.3. Рекомендации для эффективного управления персоналом Октябрьской железной дороги 40
Заключение 44
Список используемой литературы 47
да
Рис. 5. Блок-схема существующего подбора и отбора Октябрьской железной дороги
Из данного анализа практики по подбору и отбору персонала Октябрьской железной дороги можно сказать, что:
Таким образом, подбора и отбора персонала Октябрьской железной дороги находится в достаточно неотработанном виде и требует серьезных рекомендаций для усовершенствования.
Работа на Октябрьской железной дороге осуществляется в несколько смен, что является тяжким условием для сотрудников, тем более только что пришедших. Происходит постоянное утомление, стресс в работе.
В настоящее время действует система адаптации персонала, осуществляемая на основе «Положения об адаптации».
Исследование мнения адаптированных сотрудников Октябрьской железной дороге по разным блокам прошло в рамках одного анкетирования. Результаты исследования успешности проведения адаптации по мнению адаптированных сотрудников представлены в таблицах 4-7.
Таблица 4
Удовлетворенность особенностями работы
Фактор |
Абс.кол-во, чел. |
Отн. кол-во, % |
1. Содержание труда |
14 |
65 |
2. Наличие перспектив |
11 |
53 |
3. Оснащенность рабочего места |
16 |
78 |
4. Размер зарплаты |
7 |
35 |
5. Организация труда |
14 |
67 |
6. Отношения с руководителем |
14 |
69 |
7. Отношения с коллегами |
17 |
81 |
Были обобщены данные по продолжительности овладения профессиональными навыками, указанными работниками.
Таблица 5
Срок овладения профессиональными навыками
Срок |
до 2 месяцев |
от 2 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
свыше года |
Абс. кол-во, чел. |
9 |
8 |
4 |
0 |
Отн. кол-во, % |
42,86 |
38,10 |
19,05 |
0,00 |
При проведении анкетирования были выявлены основные затруднения, возникающие у работников в процессе адаптации. Они были сгруппированы и количественно обобщены в виде таблицы.
Таблица 6
Затруднения в процессе адаптации
Показатель |
Абс.кол-во, чел. |
Отн.кол-во, % |
Задержка в оборудовании рабочего места |
7 |
33,33 |
Обращение к руководству |
7 |
33,33 |
Общение с коллегами |
12 |
57,14 |
Оформление отсутствий, отпуска, больничного |
5 |
23,81 |
Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам |
5 |
23,81 |
Кроме того, также были рассмотрены указанные причины возникающих в процессе адаптации затруднений. Они были распределены по соответствующим группам и внесены в таблицу 7.
Таблица 7
Причины затруднений
Возможные затруднения |
Да |
Нет |
Причины | |||||
отсутствие информации о процедуре обеспечения |
несвоевременное выполнение службами обязанностей |
несвоевременное информирование ответственных за обеспечение служб | ||||||
Канцелярские принадлежности |
3 |
18 |
2 |
66,67 |
0,00 |
1 |
33,33 | |
Подключение телефона |
6 |
15 |
0,00 |
5 |
83,33 |
1 |
16,67 | |
Предоставление компьютера |
9 |
12 |
3 |
33,33 |
5 |
55,56 |
1 |
11,11 |
Подключение по сети |
5 |
17 |
0,00 |
4 |
80,00 |
0,00 | ||
Оформление пропуска |
7 |
8 |
2 |
28,57 |
3 |
42,86 |
2 |
28,57 |
Действующую программу адаптации можно представить схематически и выделить слабые места по итогам проведенных исследований.
Соответственно, могут быть сформулированы недостатки, устранение которых позволит повысить эффективность действующей системы адаптации:
Но могут быть обозначены факторы, способствующие преодолению недостатков и решения для них:
Обучению персонала Октябрьская железная дорога уделяет значительное внимание. Вопросами организации обучения персонала в настоящее время занимается отдел кадров Октябрьской железной дороги.
Для обучения сотрудников руководство Октябрьской железной дороги в 2008 г. заключило договор с тренинговым центром «Меркурий», а в 2010 г. дополнительный договор был заключен с центром непрерывного образования «Вектор». Динамика общих затрат на обучение сотрудников в 2010- 2012 г. отражено на рис. 6.
Анализа данных, представленных на рис. 6. демонстрирует устойчивую тенденцию роста затрат на обучение сотрудника.
Оценка работников Октябрьской железной дороги проводится в целях повышения эффективности деятельности аппарата органов управления и работы уполномоченных, стимулирование роста их квалификации, развития инициативы и деловой активности, повышение ответственности за своевременность.
Данные о прохождении аттестации приведены в таблице 8.
Таблица 8
Данные о прохождении аттестации
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Прохождение аттестации |
|||
руководители |
12000 |
13000 |
11000 |
служащие |
4000 |
5000 |
6000 |
работники бухгалтерии |
100 |
200 |
100 |
Соответствуют должности |
|||
руководители |
10000 |
20000 |
10000 |
служащие |
3000 |
4000 |
6000 |
работники бухгалтерии |
100 |
200 |
100 |
Как видим ряд работников не соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям, что может негативно отразиться на работе организации. При оценке оцениваются профессиональные, деловые и иные качества работников, их способность к повышению квалификации и к саморазвитию.
На предприятии используются сдельно-премиальная система оплаты труда
Структура сложившейся системы мотивации и стимулирования труда отражена на рис. 7.
Рис. 7. Структура сложившейся системы мотивации и стимулирования труда Октябрьской железной дороги
К денежным выплатам относится система премирования сотрудников организации. Основанием для премирования является выполнение плана по объему реализации. В таблице 9 отражена зависимость размера премии от месячного объема реализации.
Таблица 9
Зависимость премии от объемов реализации
Размер премии |
Месячный объем реализации, млн.руб. | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
10% от заработной платы |
1 |
1,5 |
1,8 |
30% от заработной платы |
1,5 |
2 |
2,5 |
50% от заработной платы |
2,5 |
- |
- |
Средний размер премий, выплаченных сотрудникам за год, % |
36 |
15 |
10 |
Анализ данных, отраженных в таблице демонстрирует, что на протяжении исследуемого периода произошло существенное сокращение средних размеров премии, при этом отмечен рост плановых показателей реализации, необходимых для премирования сотрудников. Так, если в 2010 г. средний размер премии составлял 36%, в 2012- 10%. При этом с 2011 г. активно стали вводиться индивидуальные премии, в особенности в отделе продаж. Сотруднику, выполнившему большой объем реализации выплачивались дополнительные бонусы.
Динамика размера оплаты труда за исследуемый период отражены в таблице 10.
Таблица 10
Динамика заработной платы
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Средняя заработная плата |
25400 |
24300 |
23100 |
Максимальная заработная плата |
47000 |
45000 |
42000 |
Минимальная заработная плата |
10000 |
9500 |
9500 |
Анализ данных, отраженных нами в таблице 10, показывает снижение размера оплаты труда на предприятии, что позволяет сделать вывод о неэффективности системы материального стимулирования труда.
Рассмотрим структуру выплат сотрудникам (рис 8)
Рис. 8. Структура выплат сотрудникам Октябрьской железной дороги
Анализ данных, отраженных на рис. 8. демонстрирует, что доля социальных и бонусных выплат крайне мала, большую долю занимает фиксированный оклад.
Говоря о социальной политике Октябрьской железной дороги, отметим, что руководство не уделяет достаточно внимания данному аспекту системы мотивации сотрудников, что выражается в снижении затрат организации на социальную политику (рис. 9.)
Рис. 9. Затраты на социальную политику, тыс. руб.
Снижение затрат на социальную политику произошло за счет снижения количества корпоративных мероприятий, снижение количества сотрудников, направляемых на повышение квалификации (таблица 11).
Таблица 11
Динамика основных мероприятий в рамках социальной политики Октябрьской железной дороги
Мероприятие |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество проведенных корпоративных мероприятий |
3120 |
2780 |
2010 |
Количество сотрудников, прошедших обучение |
34000 |
22000 |
18000 |
Количество выданных беспроцентных ссуд сотрудникам |
8000 |
5000 |
2000 |
Количество бесплатных путевок, выделенных сотрудникам |
47000 |
31000 |
9000 |
Количество сотрудников, получивших дотации на питание |
3300 |
2500 |
1900 |
Количество сотрудников, детям которых были предоставлены места в ДОУ |
22000 |
20000 |
18000 |