Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Введение
1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке
2 Правовое регулирование монополистической деятельности
и защита конкуренции
3 Модели рыночных структур
4. Виды конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Существуют следующие формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Монополия в отрасли сохраняется, так как существуют барьеры для вступления в монополистическую отрасль.
1 барьер:
естественная монополия – это
отрасль, где технологические
и естественные условия
2 барьер: эффект масштаба: монопольные отрасли, как правило, представлены очень крупными предприятиями для того, чтобы создать другие предприятия в этой отрасли, способные конкурировать с монополистом, они должны быть не меньшего размера и эффективности. Это требует огромных первоначальных затрат, как правило, это невозможно, поэтому монополия отрасли сохраняется.
3 барьер:
собственность монополиста на
патенты и научные
4 барьер:
владение и контроль над
5 барьер: нечестная конкуренция (методы: лишение конкурентов источников сырья, кредитов, снижение цен с целью разорения конкурента, прямое насилие).
В условиях чистой монополии отличают естественные и искусственные монополии.
Конкуренция постоянно порождает монополию. Рассмотрим плюсы и минусы монополизированных отраслей.
Плюсы монополии:
- эффект масштаба,
- больше
возможностей для внедрения
Минусы монополии:
- отсутствие конкуренции,
- монополист всегда производит меньше и по более высокой цене,
- нет
стимула для внедрения научно-
- искусственный дефицит товара,
-отсутствие полной занятости и полного объема производства (не будут использованы полностью материальные, трудовые ресурсы).
Так как отрицательных сторон больше, государство в этих отраслях проводит антимонопольную политику. Есть отрасли с естественными монополиями, подлежащие общественному регулированию – государство в таких отраслях контролирует цены и тарифы на услуги, чтобы не допустить злоупотребления монопольной властью, которое оно предоставило. В условиях искусственных монополий государство проводит жесткую антимонопольную политику.
Монополистическая конкуренция.
Экономисты
говорят о возникновении
Олигополия.
Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Такая ситуация была характерна, например, для российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь три основных производителя: "ВАЗ" (изготовитель "Жигули"), "АЗЛК" (изготовитель "Москвичей") и "ГАЗ" (изготовитель "Волги"). Это машины различных классов, и каждый класс машин производится лишь одним заводом. Ситуация олигополии на отечественном рынке легковых автомобилей была разрушена лишь массовым появлением на внутреннем рынке автомобилей иностранного производства. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.
Барьеры для вступления в отрасль, являющуюся олигополией:
1 Эффект масштаба
Олигополистическая структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов.
Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.
Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях.
Кроме
того, чтобы иметь возможность
удерживать высокие цены, часто ограничивается
предложение товаров на рынке, а
это требует ограничения
Сговор может быть как тайным, так и легальным. Во многих европейских странах картели разрешены, в России и США они запрещены законом. Существует много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти).
Предположим, что фирмы — участницы картеля — решили установить единую цену на свою продукцию. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек для картеля в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист. Но наиболее сложной проблемой является распределение объема продаж между участниками картельного соглашения. Стремясь максимизировать прибыль, картель должен установить квоты таким образом, чтобы суммарные издержки оказались минимальными. Но на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится «выторговать» для себя наилучшие условия, перехитрить партнеров. Часто фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся по географическому принципу либо в соответствии со сложившимся объемом продаж.
Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение нарушить соглашение и получить большую прибыль. В силу юридического запрета официально картели в современной России не существуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском рынке возникает дефицит то сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов.
Нередко также функции, близкие к картельным, пытаются осуществлять на более постоянной основе разнообразные ассоциации.
Однако еще большие опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными методами, сложившиеся в еще дореформенную эпоху тесные контакты всех предприятий основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению картелей. Если развитие событий действительно пойдет по этому сценарию, экономике может быть нанесен крупный ущерб. Его предотвращение поэтому является важной задачей государственной экономической политики.
Картелеподобная структура рынка, при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к нему состояния.
Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. Данная структура рынка облегчает достижение олигополистического равновесия.
Наиболее
часто употребляемым приемом
является лидерство в ценах. Оно
состоит в том, что все крупные
изменения цен сначала проводит
одна фирма (обычно самая крупная), а
затем они повторяются в
Таблица 1. Характерные черты четырех основных моделей рынка
Характерная черта | Модель рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень большое | много | несколько | Одна |
Тип продукта | стандартизированный | дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный: нет близких заменителей |
Контроль над ценой | отсутствует | Некоторый, но в довольно узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью | значительный |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | отсутствует | Значительный упор на рекламу, торговые знаки и т.д. | Очень типична, особенно при дифференциации продукта | Главным образом реклама, связи фирмы с общественными органами |
Пример | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.п. | Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов | Местные предприятия общественного пользования |
4
Виды конкуренции
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции: