Методы и модели принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение методов и моделей принятия решений для более глубокого понимания его сути.
Объектом исследования курсовой работы является управленческая деятельность на ЗАО «АЗСМ», специализирующегося на производстве и реализации строительных материалов. Предметом исследования является организационная структура управления на предприятии, система принятия управленческих решений на предприятии .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений…….5
1.1. Процесс принятия решений……………………5
1.2. Методы принятия управленческих решений…………………………
1.3. Модели управленческих решений…………………………………….
Глава 2. Система принятия управленческих решений на ЗАО «АЗСМ»…29
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………..
2.2. Принятие решений на ЗАО «АЗСМ»……………………………
2.3. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений на ЗАО «АЗСМ»…………………………….
Заключение ………………………………..
Список используемой литературы……………………..
Приложения………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Методы и модели принятия управленческих решений.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный технический университет  им. Н.Э. Баумана

Калужский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу: «Основы менеджмента и  управление персоналом» на тему: «Методы  и модели принятия управленческих решений»

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила:

                                                                     Козырева Е.О.

                                                                        группа МВТ-82

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                   Игнатов Л.Л.

 

 

 

Калуга

2010

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретические аспекты  принятия управленческих решений…….5

    1. Процесс принятия решений……………………5
    2. Методы принятия управленческих решений…………………………
    3. Модели управленческих решений…………………………………….

Глава 2. Система  принятия управленческих решений на ЗАО «АЗСМ»…29

2.1.      Общая характеристика предприятия…………………………..

2.2.      Принятие  решений на ЗАО «АЗСМ»……………………………

2.3.      Предложения по совершенствованию  процесса принятия решений на  ЗАО «АЗСМ»…………………………….

Заключение ………………………………..

Список используемой  литературы……………………..

Приложения………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений.

     Разработка управленческого решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. В этой связи актуальность, своевременность и перспективность выбранной темы не вызывает сомнений.

     Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами  различных уровней и носит  более формализованный характер, чем это имеет место быть в  частной жизни. Дело в том, что  здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и  организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Принятие  решений является центральным элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Принятие решений – особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:

  • проблема, требующая разрешения;
  • человек или коллективный орган, принимающий решение;
  • несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор.

Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение методов и моделей принятия решений для более глубокого понимания его сути.

Объектом исследования курсовой работы является управленческая деятельность на ЗАО «АЗСМ», специализирующегося на производстве и реализации строительных материалов. Предметом исследования является организационная структура управления на предприятии, система принятия управленческих решений на предприятии .

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих  отечественных и зарубежных специалистов в области  разработки и выбора управленческих решений на предприятии, а также данные о заводе ЗАО «АЗСМ».

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений

    1. Процесс принятия управленческих решений

    Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

      В управлении принятие решения — более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается, прежде всего, на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее — управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь.

    Принятие решений отражается на всех аспектах управления, это часть каждодневной  работы управляющего. Или другими словами: "Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое компетентность в данной области отличает эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги". Каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений.

      В области принятия решений Минцберг выделил четыре роли руководителя:

  • Предприниматель;
  • Специалист по исправлению нарушений в работе;
  • Распределитель ресурсов;
  • Специалист по достижению соглашений. [7]

Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.

      Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

Цель управленческого  решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

     Человек, чья работа связана с принятием управленческих решений, должен научится правильно подходить к этим задачам, обеспечивая требуемое качество принимаемых им решений.

      Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

  • показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
  • степень риска вложения инвестиций ;
  • вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
  • степень адекватности (или степень точности прогноза)  теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

К основным условиям обеспечения высокого качества и  эффективности управленческого  решения относятся:

• применение к  разработке управленческого решения  научных подходов менеджмента;

• изучение влияния  экономических законов на эффективность управленческого решения;

• обеспечение  лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;

• применение методов  функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

• структуризация проблемы и построение дерева целей;

• обеспечение  сопоставимости (сравнимости) вариантов  решений ;

• обеспечение  многовариантности решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация  процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

• разработка и  функционирование системы ответственности  и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма  реализации решения.

     Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.[1]

     Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

      Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений , является также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

Основные факторы, влияющие на процесс принятия

управленческих решений.

       Организации являются сложными объектами, а они, в свою очередь, частями еще более сложной целостности. Поскольку организованным действиям присущи сложности, а управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов. Далее рассмотрит некоторые важнейшие моменты, от которых непосредственно зависит, как принимаются решения и насколько эффективными они будут. Мы рассмотрим личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений.[1]

Информация о работе Методы и модели принятия управленческих решений