Методы и модели принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение методов и моделей принятия решений для более глубокого понимания его сути.
Объектом исследования курсовой работы является управленческая деятельность на ЗАО «АЗСМ», специализирующегося на производстве и реализации строительных материалов. Предметом исследования является организационная структура управления на предприятии, система принятия управленческих решений на предприятии .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений…….5
1.1. Процесс принятия решений……………………5
1.2. Методы принятия управленческих решений…………………………
1.3. Модели управленческих решений…………………………………….
Глава 2. Система принятия управленческих решений на ЗАО «АЗСМ»…29
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………..
2.2. Принятие решений на ЗАО «АЗСМ»……………………………
2.3. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений на ЗАО «АЗСМ»…………………………….
Заключение ………………………………..
Список используемой литературы……………………..
Приложения………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Методы и модели принятия управленческих решений.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

     На завершающей стадии решающее значение приобретает искусство принятия решения. Однако не следует забывать, что выдающийся художник создает свои произведения, опираясь на блестяще отточенную и совершенную технику. Наибольший эффект при принятии важных управленческих решений дает сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и современных технологий выработки и принятия управленческого решения.

     Отметим также, что использование моделей процесса принятия решений позволяет привнести в практику принятия управленческих решений элемент системности, обеспечить эффективное взаимодействие различных этапов принятия решений. Использование моделей целесообразно при принятии не

только особо  важных управленческих решений, но и  гораздо менее важных решений в часто повторяющихся или многократно возникающих ситуациях принятия решений.[9]

     При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей [10], которыми являются:

  • ситуация принятия решения,
  • время для принятия решения,
  • ресурсы, необходимые для реализации решения,
  • ресурсы, которыми располагают организация или ЛПР,
  • система управляемых факторов,
  • система неуправляемых факторов,
  • система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами,
  • альтернативные варианты решений,
  • система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.

   Существует  еще одно важное для современного этапа массированного использования управленческих технологий обстоятельство. Используемая в процессе принятия управленческого решения модель должна быть адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна соответствовать:

  • структуре и свойствам объекта управления;
  • особенностям и возможностям создания используемых методов моделирования и экспериментов, проводимых на базе используемых моделей;
  • требованиям решаемой управленческой задачи.

Укрупненно  основные этапы формирования требований при разработке адекватных моделей процесса управления представлены на рис. 1.2

 

Рис.1.2. Этапы  формирования требований при разработке адекватных моделей процесса управления.

 

     Следует  отметить, что наряду с требованием соответствия модели объекту управления важную роль играет требование соответствия модели субъекту управления, т. е. системе ценностей и предпочтениям ЛПР, уровню владения ЛПР необходимыми профессиональными навыками работы с современными управленческими технологиями, доверия ЛПР к результатам моделирования.

Однако недостаточный  анализ ситуации принятия решения нередко приводит к ошибочно принятым управленческим решениям и, следовательно, к дополнительным неоправданным потерям. Один и тот же объект управления

может быть представлен  с помощью различных моделей  в зависимости от того, какого аспекта объекта управления касается принимаемое решение.

     Модели процесса управления могут различаться по степени сложности. Например, так называемые мультипликативные факторные модели, характеризующие влияние основных факторов на развитие ситуации принятия решения, являясь достаточно простыми, в то же время вызывают дополнительные сложности при их использовании. В то же время трудоемкие при разработке экономико-математические модели при их использовании достаточно удобны при наличии современных систем и сопровождения процесса выработки управленческих решений.

     В процессе реального управления организацией менеджер сталкивается с полем проблем, которые должны быть решены в процессе деятельности организации. Проблемы определяются стратегическими и тактическими целями организации, состоянием внешней и внутренней среды, необходимыми и имеющимися в наличии ресурсами, конкретными значениями неуправляемых и управляемых параметров, ходом самого процесса управления. В ходе процесса управления вырабатываются альтернативные варианты решений, образующие пространство возможных решений.

     Основной задачей управленца является определение для каждой проблемы, принадлежащей возникшему полю проблем, альтернативного варианта решения из пространства решений, позволяющего в наибольшем соответствии с целями организации решить эту проблему. Для определения наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения для конкретной проблемы используются решающие правила, на основании которых осуществляется сравнение и выбор альтернативных вариантов. Решающие правила позволяют как при одноцелевом, так и при многоцелевом подходе дать однокритериальную или многокритериальную оценку сравниваемым вариантам решений.

К числу наиболее распространенных решающих правил можно отнести[1]:

  1. метод "свертки", при котором рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;
  2. принцип Парето, при котором сопоставляются оценки альтернативных вариантов решений по нескольким критериям и отбрасываются "доминируемые" решения;
  3. лексикографический выбор, при котором выбор осуществляется сначала по наиболее важным критериям, а затем по менее важным;
  4. правило максимина, используемое при игровом подходе и реализующее стратегию гарантированного результата, когда выбирается вариант, дающий максимальный эффект при наименее благоприятных действиях противника, и др.

     Большое распространение получили решающие правила, основанные на использовании функции полезности альтернативного варианта решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система  принятия управленческих решений на ЗАО «АЗСМ»

2.1. Общая характеристика предприятия

     Полное наименование предприятия – ЗАО «Азаровский завод стеновых материалов» ( сокращенно ЗАО «АЗСМ»).

     Юридический адрес: г. Калуга, пос. Северный, ул. Байконурская, 10

     Азаровский  завод стеновых материалов –  закрытое акционерное общество, которое уже более 50 лет является одним из первых производителей строительных материалов в России.

     Основным направлением деятельности завода является производство строительных материалов:

  • Кирпича полнотелого марки М100, М125, морозостойкость F 50
  • Кирпича полнотелого утолщенного марки М100, М125, морозостойкость F 50
  • Гравия керамзитового плотностью М 350, М400, фракции 10 к 20 мм
  • Блоков стеновых из керамзитового бетона М35, М50
  • Камня стенового лицевого М150, морозостойкость F 50 любой цветности и по лицевой поверхности гладкие или в виде «диких камней».

     Продукция  завода известна далеко за  пределами Калужской области.  Это, прежде всего, кирпич, проектная мощность которого составляет 43 миллиона штук в год. Производство кирпича из глинистого сырья методом пластического формования (прессования) осуществляется на двух технологических нитках.

     Недавно  завод освоил и стал выпускать  новый вид продукции – каменный  кирпич. После развития новых принципов производства искусственных материалов, на заводе стало возможно "готовить" силикатный кирпич. Также на заводе ежедневно производится 200 кубометров керамзита. Все процессы автоматизированы. Вся продукция высокого качества и пользуется большим успехом.

     Вся  продукция сертифицирована в московской системе добровольной сертификации, в наличии санитарно–эпидемиологические заключения на всю производимую продукцию.

     Завод  был основан в августе 1956 года  и сразу стал участвовать в  восстановлении народного хозяйства,  разрушенного войной. За эти 50 лет завод изготовил один миллиард шестьсот миллионов штук кирпича - такого количества достаточно для строительства ещё одного города.

     Сегодня  Азаровский завод стеновых материалов  – самостоятельное, экономически  независимое предприятие, успешно работающее в рыночных условиях. В среднем за год завод производит около 44 млн штук кирпича, 70 тыс. м. керамзитового гравия и 1200 тыс. штук стеновых блоков.

     Азаровский  завод входит в сотню лучший  предприятий страны. Грамотный менеджмент  и чуткая ориентация на потребителя, внедрение перспективных технологий и расширение ассортимента производимых строительных материалов позволяют заводу увеличивать объём производства и создавать новые рабочие места.

     Предприятие является одним из наиболее успешных в своей отрасли, работает без перебоев, трудовой коллектив обеспечен полным социальным пакетом и вовремя выплачиваемой зарплатой.

    1. Принятие решений на ЗАО «АЗСМ»

     Общее руководство деятельностью ЗАО «АЗСМ» осуществляет Генеральный директор, за исключением вопросов, отнесенных ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом Общества к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.

     Генеральному  директору непосредственно подчиняется  главный инженер, заместитель  генерального директора по коммерческим вопросам и маркетингу, заместитель генерального директора по качеству, ОГЭ, ОГМ, ОМТС, бухгалтерия, ПЭО, ОПКО, цеха основного и вспомогательного производства, карьер «Ильинка», лаборатория ОТК, погрузочно-разгрузочный участок, охрана завода, непромышленная группа: столовая, теплица, общежитие и медпункт, а также инженеры по охране окружающей среды и охране труда.

     Служба  главного инженера включает отдел  главного механика (ОГМ), отдел главного  энергетика (ОГЭ), карьер «Ильинка»,  колонна тяжелой и землеройной техники, колонна автотранспортной техники, стройцех. В непосредственном подчинении главному инженеру находится инженер по охране окружающей среды и инженер по охране труда. По техническим вопросам и качеству (через ОТК) главному инженеру подчиняются цеха основного производства.

     Заместителю  генерального директора по коммерческим  вопросам и маркетингу непосредственно подчиняется отдел материально-технического снабжения, погрузочно-разгрузочный участок, охрана завода и подразделения непромышленной группы: столовая, теплица, медицинский пункт, общежитие. По вопросам реализации заместитель генерального  директора по коммерческим вопросам и маркетингу подчиняется бухгалтерия.

     Заместителю  генерального директора по качества  подчиняется лаборатория технического контроля и по вопросам качества, соответствия выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики цеха основного производства: кирпичный, цех керамзитового гравия и цех камня стенового из керамзитобетона, а также карьер «Ильинка».

     В  непосредственном подчинении цеху  камня стенового из керамзитобетона  находится участок камня стенового  мелкого.

     Главному  механику подчиняется механический  цех и ремонтная бригада. Ремонтная  бригада административно подчиняется начальнику кирпичного цеха.

     Главному  энергетику подчиняется служба  паросилового и газового хозяйства,  а также электроцех.

     Организационная  структура управления предприятием  представлена в приложении 2.

     Методы принятия управленческих решений на предприятии – это интуитивно-волевые и эвристические, такие как совещание, деловая беседа.     Первые используются в случаях с достаточной степенью определенности; вторые - применяются в ситуациях, характеризующихся новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточной полнотой и достоверностью информации. Большую роль играет правильный подбор группы для выработки такого решения.

    За последний  год на заводе был принят  ряд важных управленческих решений:

  1. Был приобретен итальянский пресс, с помощью которого начато производство увеличенного кирпича. Данный вид продукции способствует захвату новых рынков, особенно популярен в Москве и Московской области.
  2. Установлено новое оборудование, которое позволило повысить качество производимой продукции: прочность кирпича увеличилась с М100,М125 до М125,М150. Это позволило укрепить конкурентные позиции предприятия, что особенно важно в современных условиях при нестабильной экономической ситуации.
  3. За счет совершенствования технологического процесса стало возможным производить керамзит разных размеров, т.е. расширить ассортимент производимой продукции.
  4. Был открыт новый цех прессованного облицовочного кирпича. Он применяется для наружной облицовки зданий, для заборов. В цехе имеется оборудование, позволяющее производить облицовочный кирпич различных цветов, что очень важно. Продукция изготавливается под заказ и максимально удовлетворяет запросы покупателей.
  5. Был приобретен новый транспорт, который позволил значительно сократить расход топлива. Важным аспектом здесь также является улучшение условий труда для водителей. Имеющиеся до этого в наличии машины КРАЗ-6510 имели очень низкую комфортабельность, в них отсутствовали магнитола, кондиционер, шумоизоляция оставляла желать лучшего. В новых DF-3521 условия труда значительно улучшились.

 

 

 

    1. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений на ЗАО «АЗСМ»

Информация о работе Методы и модели принятия управленческих решений