Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Экспертные методы представляют собой точки зрения (мнения, суждения) высококвалифицированных специалистов в определенных предметных областях - экспертов, сформулированные в виде оценок объекта в содержательной, качественной или количественной форме.

Экспертные методы широко используются при синтезе процессов управления сложных систем, в менеджменте, при разработке и принятии решений, для получения различного вида оценок. Например, качества труда, надежности банка, ситуаций на финансовых рынках, исследовании систем управления и других случаях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность метода экспертных оценок…………………………………….4
1.1 Подготовка экспертизы…………………………………………………..6
1.2 Проведение опроса экспертов……………………………………….11
2. Классический метод экспертных оценок Дельфи……………………….14
2.1 Метод структуризации принятия решений…………………………18
3. Метод дерева целей………………………………………………………..19
4. SWOT - анализ……………………………………………………………..20
4.1История разработки технологии и возможности SWOT-анализа….21
4.2 Технология проведения SWOT-анализа…………………………….25
5 Направления SWOT-анализа организации………………………………..27
5.1 Анализ внешней среды………………………………………………..27
5.2 Анализ внутренней среды…………………………………………….28
5.3 Количественный анализ………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………32
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

диверсификация.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

    Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы  развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию или оказывающих услуги, которую реализует компания.

    Основу  анализа ближайшего окружения фирмы  составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов;  способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.

     5.2 Анализ внутренней  среды

 

    Внутреннюю  структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

    Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

    Изучая  внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

     5.3 Количественный анализ

 

    Для проведения количественного анализа  можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

    Такие матрицы приведены в виде таблицы 2 и таблицы 3, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

        Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды

    Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Слабая
Сильное Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных технологий

Появление новых  поставщиков Снижение налогов  и пошлин
Умеренное      Разорение и уход фирм-продавцов;

Развитие информационной отрасли

     Снижение  цен на сырье и готовую продукцию;

Совершенствование менеджмента

     Уменьшение  императивных норм законодательства;

Снижение безработицы

Слабое      Неудачное поведение конкурентов;

Изменения моды

Совершенствование технологии производства Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
 

    Однако  для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице Ошибка! Источник ссылки не найден., где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

        Таблица 3. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды

Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Низкая
Сильное Изменение правил ввоза продукции Сбои в поставках  продукции;

Рост темпов инфляции;

Появление товаров-субститутов

Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

Скачки курсов валют

Умеренное Снижение уровня жизни населения;

Рост налогов  и пошлин

Изменение покупательских предпочтений;

Ужесточение законодательства

Появление принципиально нового товара;

Появление новых  концернов

Слабое Изменение уровня цен;

Рост безработицы

Появление новых  фирм на рынке;

Усиление конкуренции

Национализация  бизнеса;

Ухудшение политической обстановки

 

    Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 1.

    Таблица 1. Внешние возможности и угрозы

№ п/п Возможности Угрозы
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных  технологий Появление товаров-субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
4 Появление новых  поставщиков Сбои в поставках  продукции
5 Изменения моды Появление принципиально  нового товара
6 Снижение цен  на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов  и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и  уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение  императивных норм законодательства Появление новых  концернов
12 Совершенствование технологии производства Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13 Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей Рост налогов  и пошлин
14 Неудачное поведение  конкурентов Усиление конкуренции
15   Рост безработицы
16   Ухудшение политической обстановки
17   Национализация  бизнеса
18   Появление новых  фирм на рынке
 

    Таким образом становится очевидно, какие  из определенных внешних факторов имеют  наибольшее положительное или отрицательное  влияние на фирму. 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Любая компания не может проводить анализ рынка, планирование и контроль своей деятельности без исследования своих покупателей, конкурентов, посредников и других субъектов и сил, действующих на рынке, а также без сбора исчерпывающей информации об уровне сбыта и ценах. Практически нет таких фирм, которые были бы полностью удовлетворены той информацией, которую удается собрать. Поэтому залогом эффективно работающих компаний, в том числе авиакомпаний, является использование экспертных методов исследования систем управления, проведение маркетинговых исследований.

     Грамотное рыночное исследование может способствовать успеху усилий авиакомпании. При неудачно построенном исследовании время и деньги могут быть потрачены впустую, быть неэффективными.

    SWOT-анализ  – это один из самых распространенных  видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

    SWOT-анализ  — это наиболее простой и  доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный действительно оказать помощь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии.

    Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

    Следует отметить, что SWOT-анализ – это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом будут применяться иные методы стратегического планирования.

    Классический SWOT-анализ предполагает оценку сильных  и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов.

    Классическим  представлением информации такого анализа  являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).

    Процедура проведения SWOT-анализа в общем  виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

 

     Литература

 

1.  А.С. Малин,  В.И. Мухин. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 400с.

2.  В.В. Мыльник,  Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 352с.

3.  Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - 528с.: ил.

4.  Коротков  Э.М. Концепция менеджмента. —  М., «ДеКА», 1996.

5.  Люкшинов  А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для Вузов. — М., Юнити-дата, 2001.

6. Разработчики  технологии SWOT-анализа // Электронная  публикация http://www.swot.ru/catalog2/doc/swot1/

Информация о работе Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления