Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений…….5
1.1 Процесс принятия решений……………………………………...….5
1.2 Методы принятия управленческих решений………………………13
1.3 Модели управленческих решений………………………………….16
Глава 2. Система принятия управленческих решений на ЗАО «АЗСМ»……………………………………………………………………..…26
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..…..26
2.2. Принятие решений на ЗАО «АЗСМ»……………………………………28
2.3. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений на ЗАО «АЗСМ»………………………………………………………………….30

Заключение …………………………………………………….………………..33
Список используемой литературы……………………………………………..34

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ РАСПЕЧАТАТЬ пур.docx

— 232.42 Кб (Скачать файл)
  1. метод "свертки", при котором рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;
  2. принцип Парето, при котором сопоставляются оценки альтернативных вариантов решений по нескольким критериям и отбрасываются "доминируемые" решения;
  3. лексикографический выбор, при котором выбор осуществляется сначала по наиболее важным критериям, а затем по менее важным;
  4. правило максимина, используемое при игровом подходе и реализующее стратегию гарантированного результата, когда выбирается вариант, дающий максимальный эффект при наименее благоприятных действиях противника, и др.

 
                Большое распространение получили решающие правила, основанные на использовании функции полезности альтернативного варианта решения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система принятия управленческих  решений на ЗАО «АЗСМ» 
 
2.1. Общая характеристика предприятия 
 
             Полное наименование предприятия – ЗАО «Азаровский завод стеновых материалов» ( сокращенно ЗАО «АЗСМ»). 
 
            Азаровский завод стеновых материалов – закрытое акционерное общество, которое уже более 50 лет является одним из первых производителей строительных материалов в России. 
 
           Основным направлением деятельности завода является производство строительных материалов: 

  • Кирпича полнотелого марки М100, М125, морозостойкость F 50 
  • Кирпича полнотелого утолщенного марки М100, М125, морозостойкость F 50 
  • Гравия керамзитового плотностью М 350, М400, фракции 10 к 20 мм 
  • Блоков стеновых из керамзитового бетона М35, М50 
  • Камня стенового лицевого М150, морозостойкость F 50 любой цветности и по лицевой поверхности гладкие или в виде «диких камней». 

 
                  Продукция завода известна далеко за пределами Калужской области.                           Это, прежде всего, кирпич, проектная мощность которого составляет 43 миллиона штук в год. Производство кирпича из глинистого сырья методом пластического формования (прессования) осуществляется на двух технологических нитках. 
 
                Недавно завод освоил и стал выпускать новый вид продукции – каменный кирпич. После развития новых принципов производства искусственных материалов, на заводе стало возможно "готовить" силикатный кирпич. Также на заводе ежедневно производится 200 кубометров керамзита. Все процессы автоматизированы. Вся продукция высокого качества и пользуется большим успехом. 
 
              Вся продукция сертифицирована в московской системе добровольной сертификации, в наличии санитарно–эпидемиологические заключения на всю производимую продукцию. 
 
             Завод был основан в августе 1956 года и сразу стал участвовать в восстановлении народного хозяйства, разрушенного войной. За эти 50 лет завод изготовил один миллиард шестьсот миллионов штук кирпича - такого количества достаточно для строительства ещё одного города. 
 
             Сегодня Азаровский завод стеновых материалов – самостоятельное, экономически независимое предприятие, успешно работающее в рыночных условиях. В среднем за год завод производит около 44 млн штук кирпича, 70 тыс. м. керамзитового гравия и 1200 тыс. штук стеновых блоков. 
 
             Азаровский завод входит в сотню лучший предприятий страны. Грамотный менеджмент и чуткая ориентация на потребителя, внедрение перспективных технологий и расширение ассортимента производимых строительных материалов позволяют заводу увеличивать объём производства и создавать новые рабочие места.  
 
        Предприятие является одним из наиболее успешных в своей отрасли, работает без перебоев, трудовой коллектив обеспечен полным социальным пакетом и вовремя выплачиваемой зарплатой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Принятие решений на ЗАО «АЗСМ»

 
            Общее руководство деятельностью ЗАО «АЗСМ» осуществляет Генеральный директор, за исключением вопросов, отнесенных ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом Общества к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. 
 
            Генеральному директору непосредственно подчиняется главный инженер, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и маркетингу, заместитель генерального директора по качеству, ОГЭ, ОГМ, ОМТС, бухгалтерия, ПЭО, ОПКО, цеха основного и вспомогательного производства, карьер «Ильинка», лаборатория ОТК, погрузочно-разгрузочный участок, охрана завода, непромышленная группа: столовая, теплица, общежитие и медпункт, а также инженеры по охране окружающей среды и охране труда. 
 
           Служба главного инженера включает отдел главного механика (ОГМ), отдел главного энергетика (ОГЭ), карьер «Ильинка», колонна тяжелой и землеройной техники, колонна автотранспортной техники, стройцех. В непосредственном подчинении главному инженеру находится инженер по охране окружающей среды и инженер по охране труда. По техническим вопросам и качеству (через ОТК) главному инженеру подчиняются цеха основного производства. 
 
          Заместителю генерального директора по коммерческим вопросам и маркетингу непосредственно подчиняется отдел материально-технического снабжения, погрузочно-разгрузочный участок, охрана завода и подразделения непромышленной группы: столовая, теплица, медицинский пункт, общежитие. По вопросам реализации заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и маркетингу подчиняется бухгалтерия. 
        

Заместителю генерального директора  по качества подчиняется лаборатория  технического контроля и по вопросам качества, соответствия выпускаемых  изделий действующим государственным  стандартам, техническим условиям и  требованиям технической эстетики цеха основного производства: кирпичный, цех керамзитового гравия и цех  камня стенового из керамзитобетона, а также карьер «Ильинка». 
 
            В непосредственном подчинении цеху камня стенового из керамзитобетона находится участок камня стенового мелкого. 
 
            Главному механику подчиняется механический цех и ремонтная бригада. Ремонтная бригада административно подчиняется начальнику кирпичного цеха. 
 
             Главному энергетику подчиняется служба паросилового и газового хозяйства, а также электроцех. 

Методы принятия управленческих решений на предприятии – это  интуитивно-волевые и эвристические, такие как совещание, деловая  беседа. Первые используются в случаях с достаточной степенью определенности; вторые - применяются в ситуациях, характеризующихся новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточной полнотой и достоверностью информации. Большую роль играет правильный подбор группы для выработки такого решения. 
 
За последний год на заводе был принят ряд важных управленческих решений: 

  1. Был приобретен итальянский пресс, с помощью которого начато производство увеличенного кирпича. Данный вид продукции способствует захвату новых рынков, особенно популярен в Москве и Московской области.
  2. Установлено новое оборудование, которое позволило повысить качество производимой продукции: прочность кирпича увеличилась с М100,М125 до М125,М150. Это позволило укрепить конкурентные позиции предприятия, что особенно важно в современных условиях при нестабильной экономической ситуации.
  3. За счет совершенствования технологического процесса стало возможным производить керамзит разных размеров, т.е. расширить ассортимент производимой продукции.
  4. Был открыт новый цех прессованного облицовочного кирпича. Он применяется для наружной облицовки зданий, для заборов. В цехе имеется оборудование, позволяющее производить облицовочный кирпич различных цветов, что очень важно. Продукция изготавливается под заказ и максимально удовлетворяет запросы покупателей.
  5. Был приобретен новый транспорт, который позволил значительно сократить расход топлива. Важным аспектом здесь также является улучшение условий труда для водителей. Имеющиеся до этого в наличии машины КРАЗ-6510 имели очень низкую комфортабельность, в них отсутствовали магнитола, кондиционер, шумоизоляция оставляла желать лучшего. В новых DF-3521 условия труда значительно улучшились.

 

 

 

 

2.3. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений на ЗАО «АЗСМ»

 
              Большая часть управленческих решений основывается на интуиции и опыте руководителей, не используются методы математического анализа, практически не используется экономическое обоснование. Для усовершенствования процесса принятия управленческих решений следует: 

  • Уделять больше внимания методам экономического обоснования принимаемых решений;
  • Внедрить использование ЭВМ при ведении бухгалтерского и управленческого учета, благодаря этому информация будет представлена в более наглядной форме. Информация, необходимая для принятия решений, будет более конкретной и время на ее поиски значительно сократится, что позволит сократить и время на разработку и принятие решения;
  • Использовать при принятии решений функционально-стоимостной анализ (ФСА), факторный анализ (с применением ЭВМ)

 
             В сложившейся ситуации можно предложить предприятию принятие следующего управленческого решения: машину КАМАЗ, которая загружена лишь частично при перевозке опилок и цемента, использовать для доставки готовой продукции покупателям.  
 
            Обоснуем это решение с точки зрения экономической эффективности. 
 
            Учитывая объемы продаж в последнее время, полагаем, что машина будет работать по доставке 2 дня в неделю (8 дней в месяц). Данные для расчетов экономического эффекта от принятия такого решения представлены в таблице 2.2 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1Данные для расчета  экономического эффекта

.

     

 

 

.

 
4.

№ п.п.

Наименование

Единицы измерения

Количество

1

Грузоподъемность транспортного  средства

тонна

30

2

Цена перевозки

Руб./т км.

40

3

Расход топлива

л/100 км

50

4

Среднее расстояние доставки

км

50

5

Цена топлива

Руб/л

16

6

З/п водителя за доставку, включая налоги

Руб/мес.

10000


 


 
 
           Рассчитаем необходимое количество дизельного топлива в месяц: 
 
 
 
          Завод приобретает топливо по оптовой цене 16 руб./л. Тогда месячные затраты на топливо составят: 
 
 
 
         Выручку от перевозки в месяц рассчитываем, зная расстояние до пункта назначения, грузоподъемность транспортного средства и действующие расценки на грузоперевозки: 
 
 
 
       

Экономический эффект: 
 
 
 
       Помимо подсчитанного экономического эффекта, благодаря реализации этого решения расширится ассортимент оказываемых услуг, будут созданы дополнительные рабочие места. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
          Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. 
 
         Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений. 
 
        Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации. 
 
        Этапы рационального решения проблем – диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.  
 
         На принятие решений, помимо всего, влияет масса внешних и внутренних обстоятельств, таких как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и др.  
 
          Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Правильно принимать решение - это тонкая наука. Принятие правильных решений это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы 

  1. Башкатова Ю.И. – Управленческие решения. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 89 с.
  2. Доблаев В.Л. – Теория организации. – М.: Академия, 2005. – 445 с.
  3. Злобина Н.В. – Управленческие решения. – Тамбов: Издательство Тамб. гос. техн. ун-та,2007. – 80с.
  4. Игнатов Л.Л. – Основы менеджмента. – Калуга, 2003. – 147 с.
  5. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Мн.: Новое знание, 2001. – 336 с.
  6. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. – Качественные методы принятия решений. — М.: Наука, 1996. – 460 с.
  7. Лебедев О.Т. – Основы менеджмента. – Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997. – 209 с.
  8. Литвак Б.Г. – Разработка управленческого решения. – М.:Издательство «Дело»,2002. -392 с.
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. – Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  10. Смирнов Э.А. – Управленческие решения. – М.:Инфра-М,2001. – 264 с.
  11. Фатхутдинов Р.А. – Разработка управленческого решения. – М.:Интел-Синтез,1998. – 272 с.
  12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 1997. – 332 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 
 
 
 

 


Информация о работе Методы принятия управленческих решений