Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Одна из наиболее распространенных задач математического программирования — транспортная задача. Транспортная задача (задача Монжа —Канторовича) —математическая задача линейного программирования специального вида о поиске оптимального распределения однородных объектов из аккумулятора к приемникам с минимизацией затрат на перемещение. Для простоты понимания рассматривается как задача об оптимальном плане перевозок грузов из пунктов отправления в пункты потребления, с минимальными затратами на перевозки. Транспортная задача является по теории сложности вычислений NP-сложной и входит в класс сложности NP. Когда суммарный объём предложений (грузов, имеющихся в пунктах отправления) не равен общему объёму спроса на товары (грузы), запрашиваемые пунктами потребления, транспортная задача называется несбалансированной (открытой).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа МПУР.docx

— 171.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 Курсовая работа по дисциплине

«Методы принятия управленческих решений»

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012

ВВЕДЕНИЕ

Одна из наиболее распространенных задач математического программирования — транспортная задача. Транспортная задача (задача Монжа —Канторовича) —математическая задача линейного программирования специального вида о поиске оптимального распределения однородных объектов из аккумулятора к приемникам с минимизацией затрат на перемещение. Для простоты понимания рассматривается как задача об оптимальном плане перевозок грузов из пунктов отправления в пункты потребления, с минимальными затратами на перевозки. Транспортная задача является по теории сложности вычислений NP-сложной и входит в класс сложности NP. Когда суммарный объём предложений (грузов, имеющихся в пунктах отправления) не равен общему объёму спроса на товары (грузы), запрашиваемые пунктами потребления, транспортная задача называется несбалансированной (открытой).

Транспортная задача (классическая) — задача об оптимальном плане перевозок однородного продукта из однородных пунктов наличия в однородные пункты потребления на однородных транспортных средствах (предопределённом количестве) со статичными данными и линеарном подходе (это основные условия задачи).

Для классической транспортной задачи выделяют два типа задач: критерий стоимости (достижение минимума затрат на перевозку) или расстояний и критерий времени (затрачивается минимум времени  на перевозку).

В настоящее время разработано  множество различных алгоритмов решения транспортной задачи: распределительный  метод, метод потенциалов, дельта-метод, венгерский метод, метод дифференциальных рент, различные сетевые методы и  т. д. Они относительно просты, по ним  составлены десятки программ для  вычислительных машин. Задачи эти часто  усложняются разного рода дополнительными  условиями: например, в них включается расчет не только себестоимости перевозок, но и себестоимости производства продукции (производственно-транспортная задача), оптимизируется совместно  доставка взаимозаменяемых видов продукции (скажем, различных кровельных материалов), оптимизируется доставка грузов с промежуточными базами (складами). Кроме того, следует  учитывать, что математическая модель транспортной задачи позволяет описывать  множество ситуаций, весьма далеких  от проблемы перевозок, в частности, находить оптимальное размещение заказов  на производство изделий с разной себестоимостью.

Таким образом, математическая постановка данной транспортной задачи состоит в нахождении такого неотрицательного решения системы линейных уравнений, при котором целевая функция  принимает минимальное значение.

 

 

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Дано 3 поставщика:

 
, , Предложение поставщика составляет 70 единиц, i=1; поставщика составляет 65 единиц, i=2;  поставщика составляет 90 единиц, i=3.

Дано 5 потребителей:

 , , , , .Спрос потребителя составляет 50 единиц, j=1; потребителя составляет 65  единиц, j=2;потребителя   составляет 65 единиц, j=3; потребителя составляет 15 единиц, j=4; потребителя составляет 30 единиц, j=5.

Дана стоимость перевозки:

  единицы товара от 1 поставщика к 1 потребителю =20;

 единицы товара  от 1 поставщика к 2 потребителю  =21;

 единицы товара  от 1 поставщика к 3 потребителю  =22;

 единицы товара от 1 поставщика к 4 потребителю =23;

единицы товара от 1 поставщика к 5 потребителю =24;

 единицы товара от 2 поставщика к 1 потребителю =22;

 единицы товара от 2 поставщика к 2 потребителю =28;

 единицы товара от 2 поставщика к 3 потребителю =31;

 единицы товара от 2 поставщика к 4 потребителю =40;

 единицы товара от 2 поставщика к 5 потребителю =15;

 единицы товара от 3 поставщика к 1 потребителю =23;

 единицы товара от 3 поставщика к 2 потребителю =27;

 единицы товара от 3 поставщика к 3 потребителю =34;

 единицы товара от 3 поставщика к 4 потребителю =43;

 единицы товара от 3 поставщика к 5 потребителю =18.

Требуется составить план перевозок от каждого поставщика к каждому потребителю с минимальной  стоимостью и рассчитать стоимость  плана перевозок.

Общая стоимость перевозок  равна:

S==

Матрица транспортных расходов имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УГЛА

Стоимость доставки единицы  груза из каждого пункта отправления  в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов:

 

50

65

65

15

30

70

20

21

22

23

24

65

22

28

31

40

15

90

23

27

34

43

18


 

Проверим необходимое  и достаточное условие разрешимости задачи.

∑ a = 70 + 65 + 90 = 225

∑ b = 50 + 65 + 65 + 15 + 30 = 225

Ищем первый опорный план:

 

50

65

65

15

30

70

20[50]

21[20]

22

23

24

65

22

28[45]

31[20]

40

15

90

23

27

34[45]

43[15]

18[30]


 

В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз  вывезены, потребность магазинов  удовлетворена, а план соответствует  системе ограничений транспортной задачи.

 Подсчитаем число занятых  клеток таблицы, их 7, а должно  быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным.

1)Определяем оценку для каждой свободной клетки.

В свободную клетку (1;3) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20[50]

21[20]

[-]

22

[+]

23

24

65

22

28[45]

[+]

31[20]

[-]

40

15

90

23

27

34[45]

43[15]

18[30]


 

Оценка свободной клетки равна Δ13 = -2.

В свободную клетку (1;4) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20[50]

21[20]

[-]

22

23

[+]

24

65

22

28[45]

[+]

31[20]

[-]

40

15

90

23

27

34[45]

[+]

43[15]

[-]

18[30]


 

Оценка свободной клетки равна Δ14 = -10.

В свободную клетку (1;5) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20[50]

21[20]

[-]

22

23

24

[+]

65

22

28[45]

[+]

31[20]

[-]

40

15

90

23

27

34[45]

[+]

43[15]

18[30]

[-]


 

Оценка свободной клетки равна Δ15 = 16.

Аналогично выполняем  оценку для каждой свободной клетки:

Оценка свободной клетки равна Δ21 = 2.

Оценка свободной клетки равна Δ24 = 10.

Оценка свободной клетки равна Δ25 = 0.

Оценка свободной клетки равна Δ32 = -4.

В свободную клетку (3;4) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20

21[55]

[+]

22

23[15]

[-]

24

65

22

28[10]

[-]

31[55]

[+]

40

15

90

23[50]

27

34[10]

[-]

43

[+]

18[30]


 

Оценка свободной клетки равна Δ34 = 10.

Опорный план является неоптимальным, поскольку имеются, отрицательны оценки клеток (3,2;) равные: (-4).

Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (2, 2) = 10. Прибавляем 10 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 10 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план.

 

50

65

65

15

30

70

20

21[55]

22

23[15]

24

65

22

28

31[65]

40

15

90

23[50]

27[10]

34[0]

43

18[30]


 

21*55 + 23*15 + 31*65 + 23*50 + 27*10 + 18*30  = 5475

2) Определяем оценку для  каждой свободной клетки.

В свободную клетку (1;1) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20

[+]

21[55]

[-]

22

23[15]

24

65

22

28

31[65]

40

15

90

23[50]

[-]

27[10]

[+]

34[0]

43

18[30]


 

Оценка свободной клетки равна Δ11 = 3.

Аналогично выполняем  оценку для каждой свободной клетки:

Оценка свободной клетки равна Δ13 = -6.

Оценка свободной клетки равна Δ15 = 12.

Оценка свободной клетки равна Δ21 = 2.

Оценка свободной клетки равна Δ22 = 4.

Оценка свободной клетки равна Δ24 = 14.

Оценка свободной клетки равна Δ25 = 0.

В свободную клетку (3;4) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки  «-», «+», «-».

 

50

65

65

15

30

70

20

21[55]

[+]

22

23[15]

[-]

24

65

22

28

31[65]

40

15

90

23[50]

27[10]

[-]

34[0]

43

[+]

18[30]

Информация о работе Методы принятия управленческих решений