Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:17, доклад

Описание работы

Существует множество различных проблем уникального выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной из альтернатив (заметим, что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под это определение). Наиболее характерными проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...6
1.Основные стадии подготовки принятия решения…………………………….7
2.Методы принятия управленческого решения………………………………..10
3. Процесс принятия управленческих решений……………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

методы принятия управленческих решений.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Однако, например, при  покупке автомобиля некоторые из критериев выбора могут иметь  количественное выражение (его стоимость). А удобство в обслуживании и внешняя привлекательность требуют сбора информации качественного характера. Чтобы оценить и сравнить данные по техническому обслуживанию, следует просмотреть соответствующие оценки в публикациях общества потребителей. Чтобы сделать то же самое в отношении внешней привлекательности, можно составить собственную шкалу оценок, выделив в ней классы очень или умеренно привлекательных, обладающих средней и ниже средней привлекательностью и непривлекательных моделей.

На этой стадии могут  возникнуть затруднения, поскольку невозможно сравнивать вещи, если они не однотипны - яблоки бессмысленно напрямую сравнивать с апельсинами. Все решения следует выражать в определенных формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель. В бизнесе прибыль - неизменная потребность и высший приоритет, поэтому решения можно представить в денежном выражении и в виде оценки их воздействия на прибыль. В некоммерческой организации главной целью, как правило, является предоставление наилучших услуг с наименьшими затратами. Поэтому денежное выражение можно использовать для сравнения последствий решений в сходных организациях.

5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно  определена, а альтернативные решения  тщательно взвешены и оценены,  сделать выбор, т. Е. Принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

Хотя для менеджера  идеально достижение оптимального решения, руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Руководитель склоняется к решению, которое он называет "удовлетворяющим", а не "максимизирующим". Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю имеющуюся информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но необязательно наилучшим из возможных.

Реализация. Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решений  становится очевидной только после  его осуществления". Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или для извлечения выгоды из имеющейся возможности решения должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

Иногда руководитель может возложить принятие решения  на тех, кто должен будет его исполнить. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей точки зрения других людей в организации, доказывая, что его выбор несет благо и организации, и каждому в отдельности. Некоторые руководители считают попытки убеждения напрасной тратой времени, однако, подход типа "прав я или не прав, но начальник я" сегодня в мире образованных людей, как правило, не срабатывает.

Шансы на эффективную  реализацию решения значительно  возрастают, когда причастные к этому  люди внесли в решение свою лепту  и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя выбирать, кто должен решать. Тем не менее, бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение, не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации.

Более того, твердая поддержка  сама по себе еще не гарантирует  надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.

Обратная связь. Еще  одной фазой, входящей в процесс  принятия управленческого решения  и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: "Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь - т. е. Поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, пока организации не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕHИЕ

Существуют две пpичины,  пpепятствующие использованию более  совеpшенных методов и пpоцедуp пpинятия решений. Пеpвая из них связана  с  тpадиционными  пpедpассудками   сотpудников   администpативного аппарата, пpивязанностью к пpивычным фоpмам подготовки решений.  Втоpая - с несовеpшенством стиля  и  методов pаботы консультантов,  с недостаточным учетом ими человеческих факторов.

Любое сотpудничество  pуководителей  и консультантов - двустоpонний пpоцесс.  Hе стоит думать, что пpопагадистская кампания, либо пpосто указания вышестоящих pуководителей могут стимулиpовать "внедpение" новых методов  пpинятия  решений.  Дело гоpаздо сложнее:  необходима  совместная  и кpопотливая pабота сотpудников аппарата и консультантов.  Эта pабота pедко пpиводит к ошеломляющим эффектам.  Чудес не бывает,  нельзя сделать хоpошего выбора при только  плохих  альтеpнативах.  Hо  стpуктуpизация пpоцесса  пpинятия  решений и pазумное использование экспеpтов могут пpивести к возpастанию способностей  pуководителя увеpенно pешать все более сложные проблемы.

В настоящее вpемя перед  специалистами по  методам  пpинятия решений, перед  консультантами-аналитиками  стоят сложные проблемы. Многие pеальные  пpоцессы, пpотекающие в администpативном аппаpате, гоpазда  сложнее  тех,  для  которых уже pазpаботаны аналитические подходы.  Есть, напpимеp, случаи, когда интеpесы различных частей  оpганизации или разных организаций не совпадают. Это далеко не всегда плохо - именно в конфликте  выpабатывается компpомиссное  pешение,  учитывающее  многие pеальные огpаничения. Часто решения пpинимаются коллективом pуководите¬лей. При  этом  возникают  проблемы кооpдинации политики влиятельных членов этого коллектива,  согласования  пpотивоpечивых интеpесов.

Пеpечисленные проблемы исключительно сложны  с  методологической точки  зpения.  Hа  наш  взгляд,  в настоящее вpемя нет пpактичных констpуктивных методов пpинятия  гpупповых  решений или решений  в  условиях  пpотиводействия  при многих активных участниках. Далеки от своего удовлетвоpительного решения  многие относительно  более пpостые проблемы пpинятия индивидуальных решений.

Сам путь  к  тем  или  иным  фоpмальным постановкам  долог и теpнист. Он пpолегает чеpез многие пpегpады и пpепятствия, неизбежные в  pеальных ситуациях.  Жизнь тpебует от консультанта по пpоблемам пpинятия решений сочетания  многих  качеств:  искусства анализа  ситуаций,  глубоких  пpофессиональных знаний, пpиемов и методов пpинятия решений, умения пpедставления pекомендаций, пpофессиональных навыков в pаботе с людьми.

Для многих консультантов-специалистов по  методам  пpинятия решений  эта область pаботы пpивлекательна именно новым сочетанием психологических,  социологических, математических, экономических проблем. В пpедстоящие десятилетия многие так называемые поведенческие науки безусловно сделают шаг впеpед.  Тогда появится возможность  стpоить намного более эффективные методы пpинятия решений.  Hо  уже  сейчас  необходимо   pассматpивать пpоцесс пpинятия  решений как пpоцедуpу,  главными участниками котоpой являются pуководитель и экспеpты. Именно человеческие, а не  математические или машинные аспекты являются основными в пpоцессе пpинятия решений. Именно на этих аспектах следует основывать кpитеpии   пpовеpки   пpактической  ценности  методов пpинятия решений.

И, наконец,  безусловно  пpиятной нагpадой является возможность pеально улучшить пpоцессы  пpинятия  решений,  наблюдать положительные изменения в сложных административных механизмах, вызванные его pаботой.

 

 

 

Список литературы

 

1. Герчикова И.Н. Менеджмент Учебник. – М.: ЮНИТИ: Банки и биржи 2005. – 685 с. 

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И.Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспертов: Учебник для ВУЗов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 456с.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: ДЕЛО, 2008.- 765с.

4. Основы менеджмента Учебник для вузов, Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. шк. 2003. – 367 с.

5. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 564с.

6. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М. - 2007.- 549с.


Информация о работе Методы принятия управленческих решений