Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:26, реферат

Описание работы

Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

Содержание работы

Введение
1. Принятие управленческих решений
2. Основные элементы процесса принятия управленческих решений
3. Механизм принятия управленческих решений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

методы управленческих решений.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО ИНЭП

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Управления отраслями народного хозяйства.

на тему: «Методы принятия управленческих решений»

 

 

 

 

Выполнил: студент 6 курса

МС10СОО-П группы заочной  формы обучения

специальности менеджмент организации

Таракин Алексей Львович

 

 

                                                                                                         Проверил: 

Фролов Вадим  Николаевич

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
1. Принятие управленческих решений   
2. Основные элементы процесса принятия управленческих решений   
3. Механизм принятия управленческих решений   
Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в теории управления организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие  в организации в процессе и  по поводу управления. 
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу.           

Поскольку вся власть и  ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним  лицом (руководителем), а он физически  не в состоянии осуществлять его  в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует  вертикальные (линейные) иерархические  структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации  порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и  все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая  накладывает существенный отпечаток  на образ его поведения.

Говоря о проблемах  организации, невозможно обойти вниманием  такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Считая организацию  инструментом управления, многие социологи  и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. 
Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

В социологической литературе существуют разнообразные точки  зрения на то, какие решения, принимаемые  человеком в организации, считать  управленческими. Некоторые специалисты  относят к таковым, например, решение  о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и  т.п. оправданной представляется точка  зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с  изменениями в организации, их инициатором  обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий  полную ответственность за последствия  контролируемых или реализуемых  решений. Границы компетенции, в  рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения  связан с реализацией специального плана, который представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана  – прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

 

1. Принятие управленческих решений

Управленческое  решение – это результат конкретной управленческое деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. 
Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку целей; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемых решений; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы 
(задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из 3 стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а так же выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения  осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных  расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения  принимаются меры для конкретизации  решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому цель управленческой деятельности состоит в нахождении так форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения  могут быть обоснованными принимаемыми на основе экономического анализа и  многовыриантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей  и прогнозируемой информации, анализе  всех факторов оказывающих влияние  на решения, с учетом предвиденья  его возможных последствий.

Руководители обязаны  постоянно и всесторонне изучать  поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать  на всех уровнях внутрифирменной  иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую  необходимо переработать для выработки  эффективных управленческих решений, на столько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно- вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико- математических методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей могут быть различными:

- метод, основанный на  интуиции управляющего, которая  обусловлена наличием у него  ранее накопленного опыта и  суммы знаний в конкретной  области деятельности, что помогает  выбрать и принять правильное  решение;

- метод , основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

- метод, основанный на  научно-практическом подходе, предлагающий  выбор оптимальных решений на  основе переработки больших количеств  информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения – одна из важнейших в современной науки управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Поскольку руководитель имеет  возможность выбирать решения, он несет  ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в  исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известно цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Принятие управленческих решений предполагает использование  следующих факторов: иерархии; целевых  межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

- использование иерархии  в принятии решений осуществляется  большинством фирм с целью  координации деятельности и усиления  централизации в управлении. Американских  компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и которой непосредственно участвует в реализации конкретного решения.

Американские менеджеры  при принятии решений предпочитают не вступать прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень, чтобы не нарушать принцип звенности, в управлении.

- использование целевых  межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы, для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений, на разработку и внедрение новой продукции.

Руководителем целевой межфункиональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

- Использование формальных  правил и процедур в принятии  решений – это эффективный  путь координации действий. Однако  инструкции и правила придают  жесткость системе управления, что  замедляет инновационные процессы  и затрудняет внесение поправок  в планы в связи с меняющимися  обстоятельствами.

- Использование планов  в принятии решений нацелено  на координацию деятельности  фирмы в целом. Планирование  – тот важный вид управленческой  деятельности, на который руководители  тратят значительную часть своего  времени. Входе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Система контроля и бухгалтерского учет приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы.

- Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в  принятии решений без обращения  к высшему руководству способствует  принятию решений в более короткие  сроки, повышению ответственности  за выполнение принятых решений.

 

2. Основные элементы  процесса принятия управленческих  решений

Управленческие решения  всегда связаны с необходимостью воздействий на объект управления с  целью приведения его в желаемое состояние и, так как это требует  затрат времени, можно с полным основанием говорить о процессе принятия решений. Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии  контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или  иной информации (команда, приказ, распоряжение, план и т.д.) подается на «вход» управляемого объекта. Таким образом, процесс  принятия управленческих решений носит  циклических характер, начинается с  обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и  заканчивается принятием и реализацией  решений, которые должны это не соответствие ликвидировать. Поэтому основным элементом  каждого процесса принятия решений  является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния  управляемого объекта 
(например, производство) желаемому или заданному, т.е. цели или результату деятельности. Выработка плана действия по устранения проблемы составляет сущность процесса принятия решений.

Детальная структуризация процесса принятия управленческих решений представлена на схеме.

Схема процесса принятия управленческих решений

1. Постановка проблемы

2. Формирование решений

3.Выбор и реализация решения проблемы

Информация о работе Методы принятия управленческих решений