Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 11:44, реферат
1. Наличие цели
2. Наличие вариантов (необходимость выбора)
3. Воля лица, принимающего решение
4. Воздействие большого количества внешних факторов.
Методы принятия управленческих решений
Признаки решения:
1. Наличие цели
2. Наличие вариантов (необходимость выбора)
3. Воля лица, принимающего решение
4. Воздействие большого количества внешних факторов.
Определение решения:
1. Предписание к действию по устранению проблем.
2. Реакция на раздражитель, проблему, возмущение.
3. Результат деятельности менеджера (мыслительной).
4. Регламентирующий документ.
5. Спланированная последовательность действий.
6. Продукт управленческого труда, представляющий собой сознательный выбор из имеющихся альтернатив решения проблемы, сокращающий разрыв между настоящим и желаемым состоянием системы.
Особенности управленческих решений (УР):
1. Взаимосвязанность и взаимозависимость решений в организации.
2. Жесткая зависимость от большого количества изменяющихся факторов внешней и внутренней среды, т.е. свобода выбора УР более ограничена.
3. Более
высокая цена ошибок в
4. Большая
степень необратимости УР (
5. Наличие
совокупности интересов
6. Бремя ответственности
Альтернативами называют любые допустимые и взаимоисключающие варианты действий. Выбор одной из альтернатив подразумевает невозможность выбора любой другой.
В узком смысле решение есть результат конкретного выбора варианта действий.
В широком смысле под решением понимают процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества возможных.
Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса в дополнение к опыту.
Рациональное Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы, из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента
Проблемная ситуация – несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям управления.
Лицо принимающее решения (ЛПР) – человек или группа людей, на которых возложена функция окончательного выбора одного из возможных вариантов решения и ответственность за его последствия
Задача принятия решения (ЗПР) – это осознанная лицом, принимающим решение, проблемная ситуация, в которой возможны различные варианты действий и необходимо выбрать один из них.
Критерий принятия решения – это требование, отражающее одну из сторон системы предпочтений ЛПР или всю ее целиком
Альтернатива – возможный (допустимый в соответствии с условиями и предпочтениями ЛПР) способ достижения цели, варианты действий, сопоставляя которые делает свой выбор ЛПР
Эффективная альтернатива – для которой не существует другой допустимой, не уступающей (равной или лучшей) ей по всем критериям и хотя бы по одному критерию превосходящей ее
Участники процесса принятия решения:
Стили принятия решений:
Факторы, определяющие состав ЛПР и стиля принятия решений:
Модель принятия решений (Врум и Йетон, 1973 г.)
AI и All - автократические процессы,
CI и СII - консультативные,
GII - групповой процесс.
(GI представляет собой случай, когда только один подчиненный)
Стили принятия решений:
Сравнительный анализ стилей принятия решений
Особенности стилей:
Мужчины |
Женщины |
более высоко ценят качества, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности и организации взаимодействия в коллективе |
выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения |
мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности |
женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях |
Мужской стиль руководства |
Женский стиль руководства |
Большая структурированность в видении проблемы и способов её решения. |
Меньшая структурированность в видении проблемы и способов её решения. |
Модели процесса принятия решения
Как должны приниматься решения? Да мы давно об этом все знаем!
Определяем проблему, диагностируем ее причины, рассматриваем возможные пути решения и, наконец, выбираем из них наилучшее, приводим решение в исполнение!
определить – диагностировать – выработать варианты – решить.
Выявление проблемы – формализация –формирование альтернатив выбор наилучшей
Разведовательная стадия – проектная стадия – стадия выбора –реализация и контроль
Не результат
целенаправленного процесса
- логические выводы,
- просмотр (быстро, без учета всех факторов,
имеющих отношение к цели)
- улетучивание
Рациональная модель Карнеги
Коалиция представляет собой неформальный альянс между поддерживающими определенную цель менеджерами.
Во-первых:
Во-вторых:
Достоинства коллегиальной формы принятия решений:
Особенности коалиционной формы:
а для решения проблемы на приемлемом уровне. Приемлемость рассматривается
как частичное удовлетворение участников;
Модель Карнеги указывает на то, что достижение соглашения посредством создания коалиции менеджеров является основной частью процесса принятия решения в организации.
Модель Минцберга
Модель «сначала думать»
эффективно работает при следующих условиях:
Модель «сначала делать»
предпочтительна в случае, когда:
Японская модель принятия решений
ringisei - система принятия решений, в рамках которой предложения циркулируют по организации и «визируются» соглашающимися сторонами. Эта система демонстрирует японский подход к принятию решений «снизу вверх» и, возможно, является наиболее известным примером коллективного принятия решений в бизнесе.
Ringi (просьба о решении) — это письменная рекомендация, побуждающая к конкретному действию. Ringi проходит путь снизу вверх по всем имеющим отношение к данной проблеме отделам, пока не попадает на стол к высшему руководству. Оно, в свою очередь, передает вниз решение о том, принимается ли в конце концов предложение или нет. Эта система позволяет всем сотрудникам участвовать в корпоративном процессе принятия решений.
Существует множество различных моделей принятия решений
Полезность моделей — это вопрос веры
Ни одна из них не является безукоризненной или универсальной
Никому еще не удавалось справиться с непредсказуемыми поворотами в человеческом поведении.
Классификация решений