Методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
Основные понятия и закономерности инновационного менеджмен-та............................................................................................................4
Научно-техническая и инновационная деятельность…………….12
Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………………....15
Выбор инновационной стратегии…………………………………..18
Инновационный проект……………………………………………..24
Основные проблемы при реализации инновационного проекта…26
Литература………………………………………………….………..28

Файлы: 1 файл

ИСУ контр2.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая ИП с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Теоретическое, фундаментальное (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом  инновационного процесса. Вместе с  тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как  правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу: зачастую одно исследование становится основой ветвящейся цепочки дальнейших разработок, часть из которых не получает последующего развития, замыкая тупиковые ветви, другие же, напротив, доходят до стадии прикладных исследований, получая воплощение в НИОКР и производстве продукта для внедрения на рынок. Например, при создании новых лекарственных средств начальному фармакологическому скринингу подвергаются сотни тысяч веществ, но лишь сотни из них включаются в прикладные разработки, и лишь единицы становятся основой нового фармацевтического продукта.

Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:

•  постановка цели и выбор стратегии

•  четыре цикла.

Сказанное наглядно представлено на схеме:

 

 

 

1. Планирование: составление плана  реализации стратегии.

2. Определение условий и организация:  определение потребности в ресурсах  для реализации различных фаз  инновационного цикла, постановка  задач перед сотрудниками, организация  работы.

3. Исполнение: осуществление исследований  и разработок, реализация плана.

4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление  опыта. Оценка эффективности инновационных  проектов; инновационных управленческих  решений; применения новшеств.

 

 

 

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научно-техническая и  инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные  или теоретические исследования, направленные на получение новых  знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они  могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью  решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение  новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или  устройств, новых материалов, внедрение  новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта . (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений).

Объектами управления в инновационном  менеджменте является процесс внедрения  инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной деятельности:

• инструментальная подготовка и организация производства;

• пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство;

• маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок);

• приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

• приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

• производственное проектирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ  ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Управление инновационной  деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых  продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для  отрасли в стране; новые для  данного предприятия (группы предприятий).

Соответственно особенностям инноваций в той или иной отрасли различаются и организационные структуры инновационной деятельности.

 

 

Секторы науки (деятельности)

1. Государственный: 

- организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.

- бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

 

2. Предпринимательский:

- все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.

- частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

 

3. Высшее образование:

- университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.

- научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.

- организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).

4. Частный бесприбыльный (некоммерческий):

- частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.

- частные индивидуальные организации.

 

Среди организационных  структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам, которые обладают достаточной гибкостью и скоростью реакции на изменяющиеся условия среды для обеспечения инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ  СТРАТЕГИИ

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

В условиях рыночной экономики  руководителю недостаточно иметь хороший  продукт, он должен внимательно следить  за появлением новых технологий и  планировать их внедрение в своей  фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).


 

 

 

 

Четко сформулированная стратегия  важна для продвижения новшеств.

Стратегия означает взаимосвязанный  комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного  предприятия (фирмы) по отношению к  его конкурентам.

Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Все большее число  фирм признает необходимость стратегического  планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

С выбором стратегии  связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе  данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует  учитывать, что в современном  мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации. Она должна быть понятна  любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации  должна учитывать:

    • основное направление деятельности фирмы;
    • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
    • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно  учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности  она может удовлетворить.

После постановки общей  цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

Информация о работе Методы социологических исследований