Методы стратегического анализа компании на разных этапах жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов стратегического анализа на основе жизненного цикла.
В связи с выработанной целью был обозначен ряд задач:
- Рассмотреть понятие жизненного цикла;
- Проанализировать методы стратегического анализа на основе жизненного цикла;
- Построить модифицированную матрицу БКГ объекта исследования.
Объект исследования – АИКБ «Татфондбанк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты стратегического анализа на разных этапах жизненного цикла организации 5
1.1. Концепция жизненных циклов организации 5
1.2. Методы стратегического анализа на основе жизненного цикла 18
2. Стратегическиий анализ АИКБ «Татфондбанк» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика АИКБ «Татфондбанк» 21
2.2. Построение матрицы БКГ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 31
Приложения 33

Файлы: 2 файла

Курсовая Методы стратегического анализа.docx

— 461.46 Кб (Скачать файл)

Чтобы исключить этот недостаток, в настоящее время модель БКГ постоянно совершенствуется, а кроме того, разработаны другие методы стратегического анализа.

Так, по существу, модели Артура Д. Литла и Мак-Кинси представляют собой усовершенствованный вариант матрицы БКГ, являясь в то же время многофакторными матрицами.

В стратегической модели Артура Д. Литла (АДЛ) выбор стратегии для каждой СЗХ может осуществляться в зависимости от фазы жизненного цикла сектора (не товара) и конкурентной позиции предприятия на рынке.

Концепция жизненного цикла  сектора хорошо известна и представляет собой модель изменения во времени ряда рыночных переменных (сбыт, покрытие затрат, прибыль, уровень конкуренции и т.д.).

Жизненный цикл (ЖЦ) в модели АДЛ включает четыре фазы: внедрение, рост, насыщение и спад.

В фазе внедрения рынок  товара очень нестабилен, конкуренция проявляется, главным образом, в области разработки новых продуктов, особое значение придается высокому качеству товара. Главной целью предприятия является не столько стремление получить большие объемы продаж и прибыли, сколько обеспечить изделию престижное положение среди конкурентов, сформировать положительное отношение к нему потребителей, убедить их в полезности вложения средств в покупку данного изделия. В этой фазе предприятие должно следовать стратегии инноваций, при этом ведущая роль отводится контролю качества товара, вводимого на рынок, и отслеживанию реакции в отношении его принятия или непринятия покупателем.

В фазе роста рынок структурирован, но возможность для предприятия  изменить свое положение на нем еще существует.

Основные усилия сосредоточиваются  на том, чтобы обеспечить своим товарам быстрое продвижение к потребителю, т.е. расширить продажи, а также получить прибыль, чтобы полностью оправдать произведенные затраты и иметь средства на развитие бизнеса. Стратегии развития в фазе роста ориентируют деятельность предприятия на расширение номенклатуры товаров, поиск рынков, развитие сбытовой сети.

В фазе насыщения рынок  находится в относительно застывшем  состоянии. В этот период возникают затруднения со сбытом продукции. С точки зрения потребителя, различия между конкурирующими изделиями становятся несущественными, для этой фазы характерна ценовая конкуренция. Стратегические усилия предприятия должны быть направлены на снижение уровня издержек производства.

В фазе спада рынок стагнирует. У предприятия остается альтернатива - либо попытаться оживить товар, либо уйти с рынка. В основе рассматриваемых стратегий лежит маркетинговая ориентация.

Итак, в данной работе мы выделили 2 основных метода стратегического  анализа на основе жизненного цикла.

 

2. Стратегическиий анализ АИКБ «Татфондбанк»

2.1. Организационно-экономическая характеристика  АИКБ «Татфондбанк»

 

 

 

АИКБ «Татфондбанк» -  универсальный банк с широким  спектром банковских  услуг корпоративным  клиентам и частным лицам, который  входит в число 100 крупнейших банков России по размеру активов и собственного капитала12.

Высокая степень надежности банка подтверждена международным  кредитным рейтингом агентства Moody’s Investors Service на уровне B2 и национальным рейтингом агентства «Эксперт РА»  на уровне «А»13.

По состоянию на 1 января 2011 года в банке обслуживается  более 18,4 тысяч корпоративных клиентов, среди которых заметное место  занимают ведущие предприятия и организации страны. В тоже время, АИКБ «Татфондбанк» активно занимается развитием розничного бизнеса: обновляет и постоянно расширяет линейку кредитных продуктов, проводит гибкую политику в области привлечения средств населения во вклады, предоставляет услуги по денежным переводам и приему платежей.

АИКБ «Татфондбанк» является одним из лидеров среди банковских учреждений Республики Татарстан по количеству выпущенных пластиковых  карт. На 1 января 2011 года в обращении  находится более 325 тысяч пластиковых  карт банка. Банк обладает статусом Принципиального  участника сразу двух международных  платежных систем – VISA и MasterCard. Сеть обслуживания, с помощью которой можно снять наличные без комиссии, насчитывает более 1000 банкоматов.

АИКБ «Татфондбанк» проводит гибкую политику в области привлечения  средств населения во вклады, сумма  вкладов физических лиц на 1 января 2011 года превысила 21,0 млрд. рублей.

В структуру банка входит 90 подразделений, в том числе филиалы  в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Сургуте, Чебоксарах, Перми.

АИКБ «Татфондбанк» был  учрежден в форме акционерного общества закрытого типа в августе 1994 года. В июле 1995 года общим собранием  акционеров принято решение о  преобразовании банка в акционерное  общество открытого типа, с июня 1997 года банк действует в форме  открытого акционерного общества.

Стратегия развития банка  на 2013-2014 годы базируется на следующих основных положениях:

а) В основу стратегии развития заложена концепция развития банка как универсального;

б) Реализация стратегии будет осуществляться на базе сохранения и дальнейшего совершенствования имеющихся продуктов и технологий банка, в целом соответствующих содержанию бизнеса универсального банка;

в) Банк будет фокусировать свои усилия на наиболее перспективных продуктах и сегментах, в которых для него есть возможность получения конкурентного преимущества и максимизации финансовой стоимости;

г) Одним из направлений развития банка будет последовательная региональная экспансия, проводимая, прежде всего, по принципу поэтапного расширения территории охвата услугами вокруг базового региона присутствия (радиальный принцип), с возможностью открытия подразделений в наиболее привлекательных регионах РФ (принцип точечного расширения);

д) В основу развития заложена оптимизация внутренних систем управления и бизнес-процессов банка, системы взаимно поддерживаемых целей банка, подразделения и сотрудника с использованием технологии сбалансированных показателей деятельности и выстроенной на ее основе системы мотивации, развитие управления организацией, финансами, персоналом, информационными технологиями.

Стратегическая цель банка – укрепление позиций по основным направлениям бизнеса. На достижение этой цели направлено решение следующих стратегических задач:

а) Увеличение объемов бизнеса;

б) Увеличение доли банка на рынке РТ (по показателю активов) до 15%;

в) Дальнейшая диверсификация активов (в том числе существенное увеличение доли розничных кредитов и кредитов субъектам МСБ);

г)  Развитие региональной сети;

д)  Приоритетное развитие розничного направления;

е) Совершенствование системы управления банком, повышение показателей эффективности и производительности труда.

Управление банком осуществляется в соответствии с действующим  законодательством РФ, Уставом и  Кодексом корпоративного управления банка. Корпоративная структура представлена в Приложении 1.

Маркетинговая стратегия, являющаяся важнейшим условием планирования всех без исключения действий банка на рынке, по существу, устанавливает связь  между банком и рынком. Оттого, насколько  адекватной развитию рынка она окажется, зависит интенсивность роста  доходов, получаемых банком. Более корректно  маркетинговую стратегию банка  определяют сформулированные и принятые им способы достижения четких целей  на рынках. Эти способы основаны на использовании определенного  набора банковских продуктов и услуг, предполагающих различную доходность отдельных элементов этого набора, систему их распространения. Наконец, учитываются приемы продвижения  продуктов и услуг к потребителям.

Основную деятельность АИКБ «Татфондбанк» осуществляет на рынке  банковских услуг Республики Татарстан. Банковская система республики на протяжении многих лет работает стабильно, обеспечивая  бесперебойное и своевременное  проведение расчетов всеми участниками  платежной системы. Республика по прежнему занимает лидирующие позиции по целому ряду параметров банковского бизнеса, причем как по количественным, так  и по качественным.

 За первое полугодие  2012 год активы самостоятельных банков РТ увеличились на 3,1%, активы АИКБ «Татфондбанк» выросли за этот период на 5,7%, за аналогичный период прошлого года темпы прироста активов составляли 2,5% и 7,3% соответственно. За 9 месяцев 2012 года активы АИКБ «Татфондбанк» выросли на 5,2% до 55,4 млрд. рублей.

Объем кредитных вложений в банках, осуществляющих свою деятельность на территории РТ, за первое полугодие 2012 года вырос на 1,6%, в АИКБ «Татфондбанк» увеличение кредитного портфеля составило 1,9%, за аналогичный период прошлого года темпы прироста ссудной задолженности составляли 0,5% в целом по банковскому сектору РТ и 4,0% в АИКБ «Татфондбанк». За 9 месяцев 2012 года объем кредитных вложений банка вырос на 3,1%.

Объем средств на счетах юридических лиц в банке за первое полугодие 2011 год вырос на 13,8% против 6,9% в целом по банковскому сектору РТ. За аналогичный период прошлого года остатки на счетах корпоративных клиентов в АИКБ «Татфондбанк» снизились на 10,0% против роста на 14,6% по банковскому сектору РТ. За 9 месяцев 2012 года объем средств, привлеченных Банком на счета юридических лиц, вырос на 11,8%.

Средства на счетах физических лиц в банке в первом полугодии 2012 года увеличились на 19,7%. В целом по банковскому сектору РТ прирост средств на счетах физических лиц за тот же период составил 17,7%.По итогам 9 месяцев 2021 года объем средств на счетах физических лиц в банке вырос на 23,7%.

К тенденциям развития рынка банковских услуг можно отнести:

  • повышение доступности привлечения ресурсов на внешнем рынке;
  • восстановление рынка межбанковского кредитования и рост уровня ликвидности по банковскому сектору (снижение ставок и рост объемов);
  • снижение стоимости привлечения средств, начавшееся во второй половине 2011 года и получившее свое продолжение в 2012 году;
  • тенденция снижения темпов роста активов, собственных и привлеченных ресурсов относительно докризисных значений;
  • стабилизация просроченной задолженности по кредитам предприятиям нефинансового сектора и населению;
  • изменение конкурентных позиций российских банков и усиление конкурентной борьбы на рынке банковских услуг в результате его сжатия;
  • усиление конкурентных позиций государственных банков на рынке банковских услуг и роли государства в банковской системе;
  • сокращение количества самих игроков рынка банковских услуг;
  • дальнейшее развитие инновационных банковских технологий и продуктов, корректировка стратегий развития банков в условиях их посткризисного развития;
  • снижение показателей эффективности деятельности российских банков относительно докризисного уровня.

Одним из основных направлений  маркетинговой стратегии АИКБ «Татфондбанк»  является конкурентная среда. Среди  основных конкурентов банка можно назвать ОАО «Ак Барс Банк» и Сбербанк «Татарстан».

Так, лидирующие позиции  по сумме привлеченных средств на региональном рынке банковских услуг  занимают ОАО «Ак Барс» Банк, региональный Сбербанк, ОАО АИКБ «Татфондбанк». По состоянию на 1 июля 2012 года 67% сбережений населения, хранящихся в банках, работающих на территории республики, приходится на 3 крупных банка: ОАО «Ак Барс» Банк, Сбербанк «Татарстан»,  АИКБ «Татфондбанк».

Суммарный размер активов  банков, действующих на территории РТ, на 1 июля 2012 года составил 621,4 млрд. рублей, 39,7%  из которых приходится на ОАО «Ак Барс» Банк,  16,7% - на Сбербанк «Татарстан», 9,6% на ОАО «АИКБ «Татфондбанк». Основной вклад в увеличение активов банковского сектора вносит рост кредитных операций банков, в частности кредитование реального сектора экономики. Среди самостоятельных банков республики наибольшая сумма кредитных вложений на 1 июля 2012 года приходится на ОАО «Ак Барс» Банк и  АИКБ «Татфондбанк».

 

2.2. Построение матрицы БКГ

 

Одним из основных направлений  маркетинговой стратегии АИКБ «Татфондбанк»  является конкурентная среда. Среди  основных конкурентов банка можно назвать ОАО «Ак Барс Банк» и Сбербанк «Татарстан».

Так, лидирующие позиции  по сумме привлеченных средств на региональном рынке банковских услуг  занимают ОАО «Ак Барс» Банк, региональный Сбербанк, ОАО АИКБ «Татфондбанк». По состоянию на 1 июля 2012 года 67% сбережений населения, хранящихся в банках, работающих на территории республики, приходится на 3 крупных банка: ОАО «Ак Барс» Банк, Сбербанк «Татарстан»,  АИКБ «Татфондбанк».

Суммарный размер активов  банков, действующих на территории РТ, на 1 июля 2012 года составил 621,4 млрд. рублей, 39,7%  из которых приходится на ОАО «Ак Барс» Банк,  16,7% - на Сбербанк «Татарстан», 9,6% на ОАО «АИКБ «Татфондбанк». Основной вклад в увеличение активов банковского сектора вносит рост кредитных операций банков, в частности кредитование реального сектора экономики. Среди самостоятельных банков республики наибольшая сумма кредитных вложений на 1 июля 2012 года приходится на ОАО «Ак Барс» Банк и  АИКБ «Татфондбанк».

Рис. 2.2.1. Модифицированная матрица БКГ

 

При построении матрицы БКГ, для более точного анализа  были убраны 2 банка - это Сбербанк и Газпромбанк. Так как они являются лидерами в банковском секторе и их чистые активы несравнимо больше региональных.

По матрице БКГ (рис. 2.2.1.) видно, что Татфондбанк находится в квадранте "звезд". Это значит банк имеет стабильный рост и высокую перспективность, однако стоит заметить что большое количество банков находятся в таком же положении а именно: МДМ, Уралсиб, Ситибанк, Траст, СКБ-Банк, Запсибкомбанк, Авангард и особенно Ак Барс Банк.  Данные банки, в особенности Ак Барс Банк являются основными конкурентами Татфондбанка.

тит лист.docx

— 12.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Методы стратегического анализа компании на разных этапах жизненного цикла