Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:00, контрольная работа
Современная организация в структуре товарного рынка является сложным социально-экономическим субъектом. В системе управления этим субъектом особое место занимает управление персоналом. Без персонала нет организации, а успехи ее финансово-хозяйственной деятельности - это заслуга и достояние персонала. Длительный период развития экономики ведущих индустриально развитых стран с рыночной экономикой убедительно свидетельствует, что добиться успеха можно лишь в том случае, когда в основе управления организацией находится человек как высшая ценность фирмы.
Введение…………………………………………………………….....2
Глава 1. Методы управления персоналом ………………….............3
1.1 Экономические методы…………………………………....3
1.2 Административно-правовые методы…………………......8
1.3 Социально-психологические методы………………….....11
1.4 Сравнительный анализ методов управления………….....18
Глава 2. Практическая часть……………………………………….....21
Вывод…………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………....26
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующей действия и поведение человека в социальной среде посредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративной морали находят отражение в философии организации.
Партнерство имеет важное значение для обеспечения разнообразных форм взаимоотношений в коллективе. В отличие от формальных связей соподчиненности, которые определяют взаимозависимость сотрудников, в партнерстве все выступают равноправными членами группы. Различают следующие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям и т.п. Партнерские отношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда способствуют созданию хорошего социально - психологического климата в коллективе.
Соревнование проявляется в стремлении людей к успеху, равенству, достижениям и самоутверждению. Принципы соревнования нашли отражение в современных теориях «Y» и «Z» мотивации персонала.
Психология управления изучает поведение человека в процессе общественного производства. Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:
- формирование
подразделений (групп) с
- создание
комфортного социально-
- формирование
личной мотивации сотрудников
исходя из философии
- минимизация межличностных конфликтов;
- разработка
моделей профессионального
- рост интеллектуальных
способностей и уровня
- формирование
организационной культуры на
основе норм поведения и
Современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.
1.4. Сравнительный анализ методов управления
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Слово «метод» - греческого происхождения, означает способ достижения цели. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности7.
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
Административно
- правовые методы управления являются
мощным рычагом достижения поставленных
целей в случаях, когда нужно
подчинять коллектив и
Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательством приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.8.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности на персонал организаций.
Вывод.
В данной
работе было раскрыто, что управление
персоналом, как специфическая
В литературе имеются различные классификации
таких методов. В.Н. Федосеев и С.Н. Капустин предлагают классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:
- административно-правовые
методы - способы осуществления
- экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;
- социально-психологические методы: социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата,
моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).
Управление персоналом как научно-практическое направление является неотъемлемой частью общей науки управления. Изучать управление - значит изучать отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.
Глава 2. Практическая часть.
В практической части рассматривается фирма ЗАО «Фарфор», которое включает в себя четыре магазина: «La Danza» - фирменный магазин одежды; «Саламандра» - фирменный магазин обуви; «Gerry Weber» - фирменный магазин немецкой одежды; «Фарфор» - магазин-салон посуды и предметов интерьера. Поэтому для анализа персонала был взят один из магазинов предприятия ЗАО «Фарфор», магазин «Фарфор».
Коллектив магазина состоит из работников женского пола. Численность сотрудников, вместе с техническим работником, составляет 8 человек. Ниже приведена таблица, где можно увидеть возрастные данные, уровень образования каждого из членов коллектива за 2012 год.
№п/п |
Должность |
Возраст работника |
Стаж работы (лет) |
Уровень образования |
1 |
Заведующая |
33 |
5 |
Два высших образования |
2 |
Заместитель заведующей |
49 |
23 |
Среднее - специальное |
3 |
Администратор |
30 |
4 |
Неоконченное высшее |
4 |
Продавец - кассир |
50 |
22 |
Среднее - специальное |
5 |
Продавец |
35 |
2 |
Высшее |
6 |
Продавец - кассир |
43 |
19 |
Среднее - специальное |
7 |
Продавец |
37 |
1 |
Высшее |
8 |
Технический работник |
31 |
6 |
Среднее |
Анализируя данные приведенной таблицы, можно увидеть, что в исследуемом магазине работают достаточно образованные люди, окончившие высшие и средние - специальные учебные заведения. В основном это коллектив средних лет, возраст которых колеблется от 30 до 50 лет. Это говорит о том, что коллектив находится еще в стадии стабильности, но в то же время происходит старение кадров.
Экономические методы управлением персоналом фирмы:
1) материальное стимулирование: выплачивается установлен оклад при выработке определенного количества часов;
2) хозяйственный расчет: стимулирует персонал в целом на соизмерение затрат на реализацию продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка). Т.е., необходимо выполнять ежемесячный план по продажам установленный генеральным директором фирмы.
Административно-правовые методы:
1) Организационное
воздействие. В магазине имеются документы
регламентирующие деятельность персонала:
устав организации (Магазин «Фарфор»,
вид деятельности: розничная торговля,
группа товара: посуда, численность работающих:
8 человек; режим работы магазина: с 10-21
часа; фамилия, имя, отчество генерального
директора, № ИНН, и т. п.); организационная
структура (во главе магазина стоит заведующая,
которая подчиняется непосредственно
генеральному директору, который стоит
во главе фирмы. Зам. зав. подчиняется заведующей,
администратор подчиняется зам. зав., продавцы
и технический работник подчиняется администратору.
В целом структура линейная) и штатное
расписание (форма отчётности юридического
лица, организационно-
2)Распорядительное
воздействие: приказы (
3) Дисциплинарное взыскание: за чтение журналов в торговом зале; за разговоры между сотрудниками, на темы личного характера, в присутствии покупателей и т.д.
Для анализа
использования социально-
По результатам тестирования было выявлено, что заместитель заведующей является более конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от нее заведующая оказалась более лояльной и способной противостоять обострениям в коллективе, более активной.