Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 00:55, курсовая работа
Сложная структура современных промышленных предприятий (корпораций) функционирует как единое целое благодаря целенаправленному управленческому воздействию на все её основные процессы, элементы и связи.
Это достигается управленческой деятельностью, которая представляет собой совокупность управленческих функций, направленных на решение разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями предприятия для решения производственных и социальных задач путем осуществления большого комплекса конкретных мероприятий.
ГЛАВА 1.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Структура и функции системы управления
Сложная структура современных
промышленных предприятий (корпораций)
функционирует как единое целое
благодаря целенаправленному
Это достигается управленческой
деятельностью, которая представляет
собой совокупность управленческих
функций, направленных на решение разнообразных
и сложных проблем
Круг основных проблем, решаемых в процессе управленческой деятельности и управления коллективом, включает следующие действия:
- определяются конкретные цели развития предприятия.
- определяются основные
направления и пути решения
намеченных целей.
-устанавливается их
- определяются необходимые
ресурсы и источники их
- разрабатывается система
мероприятий для решения
- устраняются потери рабочего времени;
- совмещаются профессий;
- совершенствуется кадровая политика и система оплаты труда;
- создаются маркетинговые службы;
- производится механизация управленческого труда.
Функции управления деятельностью
промышленного предприятия и
методы их решения постоянно развиваются
и модифицируются. В связи с
этим постоянно усложняется
Отсюда вытекает важное и принципиальное положение, согласно которому развитие функций управления обуславливается влиянием объективных требований. Каждая из функций, являясь частью общей системы управления, должна совершенствоваться в направлении, определяемом целями и задачами развития системы управления в конкретных условиях.
Развитие системы управления и необходимость ее адаптации к изменению внешней среды, в свою очередь, приводит к изменению содержания каждой функции.
Рост размеров и усложнение содержания и характера деятельности предприятия, а также усиление трудностей реализации продукции на мировом рынке привели к необходимости маркетингового подхода в менеджменте.
В связи с этим все большее
значение придается разработке глобальной
стратегии предприятия, основанной
на долговременной стабильной ориентации
производства конкретных видов продукции
на определенные рынки в различных
странах и регионах. Приспосабливая
свои производственные и сбытовые программы
к деятельности на конкретных рынках,
предприятие руководствуется
Подводя итог краткому рассмотрению направлений развития управления внутри предприятия, необходимо отметить следующее:
1.Реализация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении исходит из необходимости проведения в рамках предприятия (корпорации) глобальной хозяйственной политики, предусматривающей разработку общих задач и согласованные действия всех подразделений для обеспечения их выполнения.
2.В процессе реализации функций централизованного управления важную роль играет их тесная увязка с функциями низового звена управления (производственных отделений и дочерних компаний), выполняемых в основном децентрализовано, при одновременной реализации принципа сочетания прав, обязанностей и ответственности менеджерского корпуса на различных уровнях управления.
3.Реализация указанных принципов в сочетании с реализацией принципа демократизации управления, непосредственно оказывающего влияние на мотивацию и повышение индивидуальной производительности труда персонала, будет способствовать повышению эффективности деятельности промышленного предприятия (корпорации) в современных условиях.
Организационная структура
предприятия взаимосвязана с
его многочисленными
Организационная структура должна соответствовать типу и доле рынка, корпоративной культуре и ожиданиям коллектива, балансу и распределению власти.
Преимущество в относительной доли рынка способствует получению конкурентного преимущества за счёт экономии на масштабе, которая реализуется наиболее полно в случае массового производства. Это позволяет добиться значительных эффектов за счёт упрощения, планирования и стандартизации производственного процесса.
Организационная структура
связана и с используемыми
технологиями. Так сложные наукоёмкие
и информационные технологии требуют
раскрепощённого творческого
В теории и практике организации управления различают линейную, функциональную и комбинированные структуры. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
Линейная структура управления предполагает прямое воздействие на процесс управления со стороны линейного руководителя, сосредоточение в одних руках всех функций руководства. При такой структуре управления каждое производственное звено возглавляет руководитель, который осуществляет все функции и полномочия по управлению и, в свою очередь, подчиняется руководителю вышестоящего звена. Так, все работники мастерского участка подчинены мастеру, а он, в свою очередь, - начальнику цеха, т.е. каждый из них подчинён только одному руководителю и получает распоряжения только от него.
Линейная структура управления исключает двойное подчинение, имеет чёткость и простоту взаимоотношений, отличается оперативностью разработки и реализации управленческих решений, отсутствием параллелизма в работе, более надёжным контролем, повышает ответственность руководителя за результаты работы.
Её недостатки: значительный
объём информации, передаваемый от
одного уровня к другому, высокие
требования к квалификации руководителей
и их компетенции по всем вопросам
работы подчинённых звеньев, ограничивает
использование
Возросшие объёмы и сложность
производства предопределили дальнейшее
разделение управленческого труда
и вызвали необходимость
Функциональная структура управления позволяет привлечь к руководству квалифицированных специалистов, повысить качество и оперативность управления, разгрузить линейных руководителей, но она снижает ответственность за результаты работы и нарушает единство распорядительства.
Линейная и функциональная структуры управления в чистом виде встречаются сравнительно редко, но их рациональное сочетание является важнейшим направлением совершенствования организационных структур управления.
В результате сочетания линейной и функциональной форм возникла линейно-функциональная структура управления , когда линейный руководитель, являясь единоначальником, имеет в своём ведении штаб, состоящий из функциональных отделов (бюро, групп или отдельных специалистов), выполняющих определённые функции управления.
Например, директор создаёт
аппарат управления предприятием (заводоуправление),
привлекая руководителей
В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще – на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизионный подход к построению организационных структур управления.
Проведенный подробный анализ разновидностей организационных структур иерархического типа показал, что переход к более гибким, адаптивным структурам управления, лучше приспособленным к динамичным изменениям и требованиям производства, был объективно необходим и закономерен [5, с.91].
1.2 Методы управления персоналом
Управление персоналом -
это процесс обеспечения
Методы управления персоналом
– способы осуществления
Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
1. Административные – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
2. Экономические – основываются на правильном использовании экономических законов производства.
3. Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Кроме того, в процессе конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовывать эффективные коммуникации и анализ конкретных ситуаций, которые позволяют учесть «чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач. Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал и базируется на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы управления – мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.
В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный результат. Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. д.).
Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, – группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы:
- социологические методы,
направленные на группы людей
и их взаимодействия в
Информация о работе Методы управления персоналом на предприятии