В условиях конкурентной борьбы
между организациями за лидерство
на рынке, все большое количество
руководителей понимают важность грамотного
управления персоналом, что непосредственно
скажется на экономическом показателе
работы организации.
Актуальность исследования:
общие компетенции выпускника в условиях
модернизации образования предполагают
формировать навыки в использовании информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной деятельности,
работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями,
брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий. Поэтому исследования
методов управления является актуальным
и необходимым для формирования компетенции.
Цель социально-экономического
исследования: изучить методы управления
персоналом, выявить проблемы использования
методов управления в Новоуренгойском
отделении № 8369 ОАО «Сбербанк России»
в условиях рыночной экономики.
Гипотеза и
объект исследования: на наш взгляд, в Сбербанке сформирована
и действует эффективная система управления,
но не полностью реализуются социально-психологические
методы управления персоналом.
Объект исследования – коллектив сотрудников
- Основные понятия исследования.
Руководство как функция
Руководство – это механизм, направляющий
усилия коллектива или личности на выполнение общих
задач.
В обобщенном виде
руководство может быть сведено
к трем аспектам:
- выдача директив относительно того, что нужно сделать;
- налаживание сотрудничества между людьми;
- обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели.
Стили и методы
управления персоналом
- Метод управления – это совокупность, приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения постановленных организацией целей.
- Стиль - это устойчивая манера поведения руководителя по отношению к подчинённым. Стили бывают следующих типов:
- Организационно административные;
- Экономические;
- Социально-психологические.
Авторитарный
стиль управления
- Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
- Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения.
- К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.
Демократический
стиль управления
- Демократический стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных.
- Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.
- Демократический стиль - наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными.
- Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное.
- Руководитель-демократ постоянно и обстоятельно информирует подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Это позволяет легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.
Либеральный
стиль управления
- Либеральный (несмешивающийся) стиль руководства характеризуется тем, что подчиненные имеют свободу принимать собственные решения.
- Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны.
- Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями.
- Он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряется с ними, может без особых оснований отменить ранее принятое решение
Административные
методы управления
- Административные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
- Они опираются на:
- - власть руководителя,
- - его права,
- - организационную дисциплину,
- - ответственность.
Роль административных методов
управления: являются мощным рычагом достижения
поставленных целей в случаях, когда нужно
подчинить коллектив и направить его на
решение конкретных задач управления.
Социально-психологические
методы
- Основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
- Социально-психологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Основное средство воздействия
на коллектив — убеждение. Убеждая,
руководитель должен максимально полно
учитывать природу человеческого поведения
и человеческих отношений в процессе совместной
деятельности.
Цель психологических
методов — создание морально-психологического
климата, способствующего активизации
деятельности индивида и повышения
степени удовлетворенности процессом
труда в коллективе, на предприятии.
Объектом психологических
методов на уровне предприятия является
индивид, субъектом — руководитель.
Экономические методы
управления
- Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.
- Используя экономические стимулы, необходимо максимально активизировать деятельность каждого работника в нужном направлении и в то же время способствовать наращиванию экономического потенциала предприятия в целом.
- Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.
Принципы руководства:
- Уважать друг друга.
- Давать установку.
- Взаимно гарантировать информирование и гласность.
- Лично вступать в коммуникацию.
- Деятельно нести ответственность.
- Делать процессы осознаваемыми.
- Содействовать соучастию и солидарной ответственности.
- Осознавать перемены как шанс.
- Конструктивно использовать обратные сигналы и конфликты.
- Быть готовым учиться.
Требования к
руководителю:
- Руководитель всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела.
- Менеджеру следует избегать предубеждений, ему необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми, поддерживать нормальные отношения со всеми работниками, не выделяя никого из них.
- Для поддержания нормального морально-психологического климата в коллективе руководителям стоит устанавливать и поддерживать контакты с неформальными лидерами.
- Соблюдение норм и правил этикета - важнейшее требование к поведению руководителя.
- Вместе с нравственными качествами руководителю важно обладать и необходимыми для управленческой деятельности психологическими задатками.
Руководитель должен быть
всегда лидером
Качества лидера:
- Коммуникабельность,
- Ответственность,
- творческий подход к делу,
- умение отвечать за свои поступки,
- умение работать в команде,
- организованность,
В ходе исследования были использованы
следующие методики:
Опросники цое – ТЕСТ
1. Трудолюбие Д
2. Дружелюбие М
3. Принципиальность М
4. Сдержанность Э
5. Веселость Э
6. Справедливость М
7. Аккуратность Д
8. Общительность Э
9. Честность М
10. Активность Д
11. Исполнительность Д
12. Искренность Э
13. Порядочность М
14. Настойчивость Д
15. Организованность Д
16. Обаяние Э
17. Отзывчивость Э
18. Правдивость М
19. Приветливость Э
20. Деловитость Д
21. Скромность М
ОБРАБОТКА И
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
• Вычислите число выборов (Н), сделанных
испытуемым.
• Подсчитайте число выборов, приходящихся
на каждое качество.
• Подсчитайте количество выборов, приходящихся
на 5 самых популярных качеств (Н).
• Подсчитайте количество выборов, приходящихся
на 5 самых непопулярных качеств (М).
• Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного
единства (С) по формуле.
С=((Н-М)*100%)/60;
Критерии оценки
Если:
• С >= 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
• 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.
• в остальных случаях – ЦОЕ низкое, оценка
1 балл.
, стиль руководства, авторитетность
руководителя
- Тестирование: потребности персонала, сплочённости коллектива
Мы провели исследование
интерпретации и сделали вывод
что
42% - относятся
к директивному компоненту Такие руководители внимательно
контролируют работу подчиненных и сурово
отчитывают их за ошибки, дополняя это
скрытой, а иногда и явной угрозой. Из методов
мотивации используется, главным образом,
один: руководитель рисует подчиненным
негативные последствия, которые ждут
их в случае невыполнения его приказов.
- 37% - относятся к демократическому компонент Руководитель-демократ постоянно и обстоятельно информирует подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Это позволяет легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.
- 21% - либеральный компонент. Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями.