Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:23, доклад
Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:
• экономические;
• организационно-распорядительные;
• правовые;
• социально-психологические методы управления.
Опытный директор самостоятельно сумеет оценить, насколько приводимый базовый вариант вписывается в существующие процедуры, насколько он соответствует собственному стилю управления, управленческой (и еще шире – организационной) культуре компании, которую он возглавляет. Речь может идти, например, о дополнении основного механизма процедурой предварительного рассмотрения перспектив подразделения всеми работниками или ведущими сотрудниками для определения наилучших способов достижения целей, распределения заданий (в том числе с учетом проявленного интереса) и требуемых в каждом случае ресурсов.
Руководителю предстоит также выбрать оптимальное соотношение между стимулированием за достижение индивидуальных целей (базовое) и стимулированием на основе общих результатов, достигнутых компанией. Возможно руководителю удастся соединить базовую схему со встречным планированием снизу вверх, поощряя менеджеров к разработке индивидуальных планов по крайней мере в части своего профессионального развития.
Высшее руководство определяет главные приоритеты для руководителей основных структурных подразделений, а те, в свою очередь, исходя из этих установок прорабатывают совместно с подчиненными цели производств, собственных отделов и служб ключевых исполнителей. Компания устанавливает конечную дату разработки и обсуждения индивидуальных планов в организации. Документальное оформление может осуществляться через разработку списка целей должности и планов действий.
В качестве иллюстрации рассмотрим пример оформления системы целей для менеджеров среднего уровня, применяемого в корпорации «ФИАТ».
Форма отчета, используемая для управления по результатам, содержит ответы на три вопроса: что произошло, что происходит и чего должна добиться администрация, чтобы реализовывались намеченные цели.
Можно рекомендовать к применению следующий простой метод фиксации результатов. Форма, заполняемая на каждого менеджера, разделена по вертикали на две части. С левой стороны указываются цели, за которые отвечает менеджер, с правой – достигнутые результаты (как за шесть месяцев, так и за год в целом).
Во многих компаниях пользуются подходом «управление по отклонениям». При этом для принятия необходимых мер фиксируются и доводятся до сведения вышестоящего руководителя только те цели, реализация которых отстает от графика. Используя такой список, вице-президент по сбыту может быстро получить картину результатов, достигнутых в регионах, не проводя длительного анализа цели каждого менеджера. Для президента это также удобный метод оценки достижений должностных лиц компании.
Для управления по целям одновременно рекомендуется вести четыре тетради учета:
1) «черная книга» – перечисляет установленные на текущий год цели и стандарты исполнения для руководителей компании и отделов;
2) «красная книга» –
выпускается ежемесячно, содержит
информацию о прибылях, данные
о снижении себестоимости, технологических
улучшениях, качестве выпускавшейся
в этом месяце продукции, о
запасах и др. Назначение книги
– показать руководителям
3) ежемесячная «голубая
книга» – содержит итоговые
данные по менеджерам, возглавляющим
основные подразделения. В нее
включаются балансовые и
4) ежемесячная «серая
книга» – предлагает подробные
сопоставления фактических
Отчеты о затратах в сравнении с предусмотренными бюджетом являются эффективным средством контроля. В компаниях, где введена ответственность за затраты, значительная часть информации, необходимой для контроля, собирается регулярно, так что не требуется составлять отчеты специально для УПЦ. В них уже содержатся необходимые данные. Информация должна быть четко сориентирована на потребности данного сотрудника и предоставляться только тем менеджерам, которые могут ее применить с пользой и в форме, наиболее удобной для них.
Таким образом, обобщение и анализ индивидуальных целей и планов – важнейший элемент контроля и прогнозирования издержек и затрат компании. Именно в этой сфере лежат основные резервы роста эффективности типичной российской компании. Управление по целям как практический способ управления компанией – функция высшего руководства. В этом смысле президент и другие высшие руководители не могут никому делегировать ответственность за УПЦ. Однако им может потребоваться помощь в администрировании системы УПЦ (такие действия, как сведение воедино планов, отслеживание хода их реализации, подготовка соответствующих отчетов). Такую работу можно поручить руководителю или опытному специалисту службы планирования (реже – финансовой службы).