Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

В условиях открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объективная необходимость в изменении парадигмы управления. Для изменения сложившегося положения необходим поиск новых подходов к управлению этим требованием в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.
Активный интерес к менеджменту отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем управления современной библиотекой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
1.1.ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ МЕТОДИК УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ
2.1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 13
3.МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В МАУК «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА»
3.1.АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ 19
3.2.АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ 21
3.3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

KURSOVIK.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

1.1.ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  И ПОНЯТИЯ МЕТОДИК УПРАВЛЕНИЯ                                                                                                        5

1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА  БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                           8

2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  В БИБЛИОТЕКАХ

2.1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ                                                 13

3.МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  В МАУК «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ  СИСТЕМА»

3.1.АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА  УЧРЕЖДЕНИЯ                                           19

3.2.АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ  УЧРЕЖДЕНИЯ                21

3.3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ                                    22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях открытого  демократического общества и предпринимательской  деятельности в России возникла объективная  необходимость в изменении парадигмы  управления. Для изменения сложившегося положения необходим поиск новых  подходов к управлению этим требованием в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.

Активный интерес к  менеджменту отразил насущную потребность  библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем  управления современной библиотекой. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности.

В настоящее время  понятие "менеджер" завоевало прочные позиции в профессиональной среде. Все большее число библиотек пополняется молодыми энергичными менеджерами.

Управление библиотеками в условиях перехода к рыночным отношениям, развития инициативной хозяйственной  деятельности потребовало формирование новых требований к руководителям библиотечных коллективов. Совершенствуются инновационные методы управления библиотекой. В библиотечную практику вошли новые направления управленческой деятельности менеджмент, маркетинг, стратегическое планирование, инновационная деятельность и другие, требующие теоретического осмысления и принятия соответствующих методических решений.  Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (гл. VII. Экономическое регулирование в области библиотечного дела, Ст. 26. Трудовые отношения работников библиотек) значительно расширил права и обязательности руководителей библиотек.

Новый подход к управлению все более базируется на признании  приоритета личности перед производством, прибылью, перед интересами учреждения, предприятия, фирмы. Именно такая постановка вопроса составляет сегодня  культуру поведения. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом.  

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

1.1.ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ МЕТОДИК УПРАВЛЕНИЯ

 

Менеджмент - это процесс, направленный на достижение целей организации, посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, финансов) в требуемые результаты (изделия, услуги)

Методы управления —  способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.

Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко  выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить методы формального  и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.

Наибольшее значение имеет классификация методов  управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту  управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного  труда. По этому признаку выделяют методы:

• организационные (в  том числе административные);

• экономические;

• социально-психологические.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых  они базируются. Успешное использование  методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

Организационные методы управления базируются на организационных  отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это — распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование — четкое закрепление функций и работ; нормирование — установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование — ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий  орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне — управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.

Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.

Социально-психологические  методы управления предназначены для  воздействия на социально-психологические  отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Социально-психологические методы включают: 1) социальное планирование и социальную поддержку; 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; 4) формирование команд; 5) соучастие работников в принятии решений; 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; 7) повышение качества трудовой жизни; 8) индивидуальный подход к работникам; 9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т. п.

 

 

1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методологическая проработка инновационных подходов к управлению библиотечной деятельностью составляет важный этап, потому что наиболее целостной концепцией, отразившей переход на новую парадигму управления, стал библиотечный менеджмент.

Авторами концепции  являются И.М. Суслова, В.К. Клюев, И.К. Джерелиевская, Е.В. Клеппер, Ю.Ф. Чернякова и др. Обращение к менеджменту неслучайно. Именно в менеджменте почти полвека назад были осмыслены кризисные факторы рационалистических моделей управления, а также, что очень важно, сформированы концептуальные подходы к организации эффективного управления в условиях беспрецедентной динамики и сложности изменений наступившей информационной эры.

Менеджмент выделился  в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические  проблемы и подходы к их решению, в XX в.

Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы  управленческого труда, установление связи между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только осуществлять оперативное управление, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому менеджмент разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

В то же время распространено понимание менеджмента как искусства  практики управления. Это понимание  базируется на том, что каждая организация - сложная социотехническая система, на которую воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление и является искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство менеджмента в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, умения применять их в практической работе.

Активное исследование теорий менеджмента имеет стимулирующее  значение для всех сторон современного библиотековедения. С одной стороны, открываются возможности оценить  значимость основных методологических позиций, выработанных в традиционных научных областях библиотековедения. Например, сохраняет методологическое значение системный подход, разработанный в теории Ю.Н. Столярова, Н.С. Карташова. Несомненно, значимой на современном этапе выступает теория организации библиотечной сети, обоснованная Н.С. Карташовым. С другой стороны, здесь возникают новые проблемы, требующие специального методологического изучения. Это относится к вопросам разработки стратегии, управлению инновационными процессами, созданию адаптивных организационных структур, социально-психологическим аспектам управления библиотечной деятельностью.

Формируя новую концепцию  в категориях менеджмента, ее авторы обращаются к определениям основных понятий, принятых в науке, что подчеркивает органическую взаимосвязь проблематики управления современной библиотекой и менеджмента. Термин "библиотечный менеджмент" употребляется для обозначения, как особой сферы библиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много аспектов, но в своей главной части эта  деятельность направлена на создание, обеспечение функционирования и  развития библиотеки для достижения определенных целей.

Как научная дисциплина менеджмент представлен совокупностью  эмпирических знаний (аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и полученных специальными научными методами) и широким спектром концепций, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности.

Применение теоретических  и методологических позиций менеджмента  в преобразовании управления библиотечной деятельностью вовсе не означает механический процесс перенесения  опыта западных стран. Это - творческий поиск новых управленческих решений, обусловленный объективным характером сложных и неоднозначных процессов, происходящих в библиотечной сфере.

Становление концепции  библиотечного менеджмента ознаменовано значительными результатами. Сформирована научная школа, в рамках которой издано большое число публикаций и защищены диссертации.

Самый главный аргумент в пользу новой концепции - широкое  использование принципов и методов  менеджмента в практике руководства  библиотечной деятельностью, чему немало способствует ориентированность менеджмента на решение практических задач.

Необходимо подчеркнуть, что термины "управление" и "менеджмент" являются синонимами только в общеупотребительной  лексике. В профессиональной терминосистеме значение понятий, составляющих содержание терминов "управление библиотекой" и "библиотечный менеджмент", отличается. Управление имеет более широкое значение, поскольку включает технические и технологические объекты, экономику и хозяйствование. В обозначении методологии управления, использующей принципы менеджмента в организации совместной деятельности людей, направленной на достижение целей библиотеки, более точным будет термин "библиотечный менеджмент". Смысл введения нового термина заключается в стремлении обозначить инновационные управленческие явления.

Информация о работе Методы управления