Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
Они характеризуются направленностью, содержанием и организационной формой.
В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
1. изучить сущность методов управления;
2. эволюция методов управления;
3. проанализировать основные методы управления.
Введение 3
Основная часть
1. Сущность и содержание методов управления 4
1.1. Понятие «метод управления» 4
1.2. Классификация методов управления 5
2. Состав и структура методов управления 9
2.1. Административные методы управления 9
2.2. Экономические методы управления 12
2.3. Социально-психологические методы управления 14
3. Анализ методов управления 19
3.1. Краткая характеристика предприятия 19
3.2. Организационная структура управления 20
3.3. Анализ методов управления на предприятии 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения 29
Основным географическим рынком деятельности общества является город Усинск.
3.2. Организационная структура ООО «Мир»
=
Схема 3 – Организационная структура ООО «Мир» [25]
Как показывает данная схема, организационная структура ООО «Мир» построена по линейно – функциональному типу.
У начальника охраны находятся в подчинении лица, охраняющие магазины, в количестве 6 человек.
Коммерческий директор занимается вопросами снабжения и сбыта, координации деятельности работы магазинов. У него в подчинении находятся начальник снабжения, занимающийся непосредственно закупкой товаров, а также заместитель, обязанностями которого является управление магазинами через заведующих магазинами. В свою очередь, заведующие магазинами занимаются текущими вопросами деятельности своих структурных подразделений. Помимо этого, в обязанности коммерческого директора входит отслеживание изменения тенденций на рынке, поиск новых товаров, пользующихся повышенным спросом, а также отслеживание действий конкурентов.
Бухгалтерия во главе
с главным бухгалтером занимает
Вопросами управления персоналом занимается отдел кадров во главе с начальником отдела кадров. В подчинении начальника отдела кадров находятся два инспектора по труду. Требования к персоналу определены тарифно-квалификационными справочниками, положениями об отделах и структурных подразделениях, должностными и рабочими инструкциями.
3.3. Анализ методов управления, применяемых в ООО «Мир»
В качестве методов управления,
применяемых непосредственно к
этому обществу можно выделить административные,
экономические и социально-
Проведем анализ методов управления в ООО «Мир», путем их рассмотрения именно на этом предприятии.
Деятельность по управлению ООО «Мир» невозможна без разумного применения административных методов. Административные методы управления сетью магазинов реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных через приказы, распоряжения, различные правила, положения и нормативы, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением. Данные методы призваны обеспечить надлежащую дисциплину и ответственность. Административные методы регламентируются правовыми актами трудового законодательства, основными целями которого являются:
В ООО «Мир» применяются три формы проявления административных методов управления:
Как правило, это прямые задания и распоряжения руководителей, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей.
В сети магазинов «Мир» административные методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления.
Экономические методы управления играют в ООО «Мир» важную роль, это объясняется тем, что предприятие действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. На основе анализа этих двух методов, было выявлено то, что они обеспечивают хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность ООО «Мир», а также оплата труда осуществляется за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием.
В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности является прибыль. Валовая прибыль – это источник средств возмещения текущих затрат, измеряемая в абсолютном показателе – рублях. Уровень валовой прибыли является одним из показателей эффективности деятельности организации, который показывает величину торговых наложений, приходящихся на рубль реализации. Разницей между валовой прибылью и валовыми издержками предприятия является чистая прибыль. После выплаты части прибыли по обязательствам предприятия, все, что осталось, поступает в распоряжение предприятия. Далее уже производятся выплаты на развитие производства, оплату труда и социальные нужды.
С помощью экономических
методов управления формируются
такие условия, при которых трудовой
коллектив ООО «Мир»
Что касается применения социально-психологических методов управления к сети магазинов «Мир», то здесь они используются достаточно хорошо, хотя не в полной мере. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, знание моральных и психологических особенностей отдельных работников, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Для этих целей при управлении рассматриваемым предприятием применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер, то есть личный пример, авторитет.
Также важным средством воздействия на коллектив в ООО «Мир» является убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать поведение и отношения людей в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем магазинов «Мир» внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения коллектива. Необходимость использования этих методов очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, принимать оптимальные управленческие решения.
Успех деятельности ООО «Мир» зависит от правильного применения различных форм социально-психологических воздействий, которые и формируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия на данном предприятии используются:
В итоге проведения социально-психологических методов можно заметить, что просто необходимо использовать эти методы при управлении предприятием в сфере торговли, для которой крайне важны взаимоотношения между работниками внутри коллектива. Ведь, имея плохие отношения между собой или недовольство со стороны руководства, работники непроизвольно будут переносить свои эмоции на клиентов, что совершенно недопустимо при непосредственном контакте с людьми, который и имеет место в ООО «Мир».
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства трех групп методов – административных, экономических и социально-психологических.
Подводя итог, можно сказать о том, что поставленные перед нами задачи были выполнены, т.е. изучена сущность методов управления и проанализированы основные методы. На основании этого можно сделать следующие выводы, которые будут приведены ниже.
Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия «методы управления». Наиболее известным определением является следующее: методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность организации.
В теории менеджмента существует достаточное количество классификаций методов, но на практике выделяют следующую значимую группу методов, называемых также методами воздействия: административные, экономические, социально-психологические. С помощью административных методов осуществляется управленческое воздействие на персонал, основанное на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Экономические методы управления являются способами воздействия на основе использования экономических законов, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, материальное стимулирование и ценные бумаги. Что касается социально-психологических методов управления, то они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Выражаются данные методы в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.
Рассмотрев основные методы управления на конкретном предприятии, приходим к выводу, что в управлении организацией целесообразно совмещать разные методы управления. Приняв за основу экономические методы управления, можно добиться материальной заинтересованности людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях. Но любой системой нужно управлять, поэтому на предприятии не обойтись без административного вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при управлении административных методов. В то же время в управлении огромную роль играют взаимоотношения в коллективе, важно создать приятную рабочую атмосферу, обеспечить все условия для качественной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические методы управления предприятием. Поэтому, для наиболее эффективной работы предприятия административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым – экономическим методам.
Еще один вывод, к которому мы пришли, заключается в том, что руководитель – главное лицо по выработке управленческих решений. Основная задача руководителя – добиться реальных конечных результатов деятельности. Он определяет, ставит персоналу цели, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Качество управления как деятельности проявляется в его направляющей, активизирующей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве.
Главная цель управления – обеспечение устойчивого и долговременного развития методов управления, а эффективное управление возможно лишь при взаимодействии административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Список используемой литературы:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 2006. – 504 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 364 с.
3. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2005.- 383 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 478 с.
5. Герштейн Ф. Интересы, заинтересованность, стимулирование// Экономические науки. 2006, №12
6. Гольдштейн Г. Я.Основы менеджмента: Учебное пособие. – Таганрог: изд-во ТРТУ, 2003. -267 с.
7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Н-Новгород: НИМБ, 2001. – 100 с.
9. Емельянов А.А. Уровни
профессионализма в
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002. – 336 с.
11. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд. «Форум», 2006
12. Крылова Т. Б. Что
такое финансовый менеджмент?//
13. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. – М.: Изд. ОЛБИС, 2006. -409 с.
14. Кодексы и законы Российской Федерации. – СПб.: ИГ «Весь», 2008. – 992 с.
15. Макренко М.В., Махалина
О.М. Производственный
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. – 800 с.
17. Менеджмент организации; Учебное пособие/Под ред. З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 432 с.
18. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. – 504 с.
19. Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 343 с.
20. Менеджмент: Учебник/Под ред. Кибанова А. Я. – М. – Гардарики, 2001. – 347 с.