Международная стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:29, реферат

Описание работы

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

                 Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

 

Витебский филиал

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «Управление организацией»

 

 

 

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ  СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Студентка 3 курса

Группы  964-З

Барбарич Светлана Анатольевна

 

 


 

 

 

 

 

Витебск, 2011

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции

Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом  международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей  продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом,  предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.

Предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьёзной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Международная стандартизация

В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции. Значение международной стандартизации трудно переоценить.

Что такое международная стандартизация и какие функции она выполняет?           

Одним из краеугольных камней современного управления качеством является стандартизация. По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности». 

Стандартизация выполняет следующие функции:

  1. упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;
  2. закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;
  3. установление правил применения этих нормативных документов.

В чем заключается роль международной стандаризации?

Международная стандартизация:

  1. Обеспечивает взамозаменяемость элементов сложной продукции
  2. Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах
  3. Содействует взаимообмену научно-технической информацией
  4. Содейстует международной торговле
  5. Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций

Каковы  основные принципы международной стандартизации?

Основополагающими принципами международной стандартизации являются:

 

1. комплексность стандартизации;

Принцип комплексности  стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

2. опережающее  развитие стандартизации;

Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.

3. классификация.

Принцип классификации  заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Какие разновидности стандартизации существуют?

Существуют две разновидности  стандартизации: фактическая и официальная. Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).      Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

Что такое ISO (ИСО)?

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.

ИСО является неправительственной  организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

Какие функции выполняет ISO?

Устав ИСО определяет также организационную структуру, функции основных органов и методы работы. К основным функциям ИСО относятся следующие:

  1. установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО;
  2. содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов;
  3. организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;
  4. сотрудничество с другими международными организациями.

Какова  структура ISO?

Высшим руководящим  органом ИСО является Генеральная Ассамблея, состоящая из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная Ассамблея определяет общую политику организации, решает основные вопросы ее деятельности. Официальными лицами ИСО являются:

  • президент;
  • вице-президент;
  • казначеи;
  • генеральный секретарь.

При Совете создан ряд  специальных комитетов для работы по отдельным направлениям деятельности ИСО, например:

1. КАСКО — деятельность комитета по оценки соответствия  Результаты работы КАСКО — руководящие документы по гармонизации национальных систем сертификации на основе многостороннего взаимного признания результатов испытаний. Особенно важны для стран, не имеющих собственных национальных систем сертификации или только приступивших к созданию таких систем.

2. ДЕВКО — деятельность комитета по оказанию помощи развивающимся странам

3. КОПОЛКО — деятельность комитета по защите интересов потребителей Результатом деятельности КОПОЛКО является периодическое издание перечня международных и национальных стандартов, представляющих интерес для союзов и обществ потребителей, а также подготовка руководств по проблемам потребительских товаров.

Разработка и согласование проектов международных стандартов производится рабочими органами ИСО — техническими комитетами (ТК). Количество ТК не ограничено, новый ТК может быть создан по предложению одного комитета-члена при поддержке не менее пяти других комитет -членов. При создании нового ТК одновременно с решением о его названии принимается решение о ведении секретариата данного ТК конкретной страной. Если сфера деятельности ТК слишком широка, в его рамках создаются более узко специализированные подкомитеты (ПК), формирующие рабочие группы (РГ) из ведущих специалистов в определенных областях деятельности из разных стран. Рабочие группы являются основным техническим звеном ИСО, разрабатывающим проекты рабочих документов.

Какие организации могут стать членами ISO?

В ИСО существуют три категории членства:

  • комитет-член (полноправный член ИСО);
  • член-корреспондент;
  • наблюдатель.

Комитетами-членами ИСО  выступают национальные организации  по стандартизации, согласные с требованиями Устава и Правил ИСО. От каждой страны, вне зависимости от числа действующих в ней организаций по стандартизации, в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация.

С 1964 г. в ИСО существует категория членов-корреспондентов, в которую входят страны, не имеющие национальной организации по стандартизации (чаще всего развивающиеся).

С какими международными организациям, занимающимися проблемами стандартизации, ISO поддерживает отношения?

ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, в той или иной мере затрагивающими в своей деятельности проблемы стандартизации, к числу которых могут быть отнесены:

  • IЕС/СЕI — International Electronical commision — Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК является второй по значимости международной организацией по стандартизации после ИСО. Сферой стандартизации МЭК являются электротехника, радиосвязь, электроника, приборостроение. ИСО занимается стандартизацией во всех прочих отраслях;
  • СЕN — Europeen Committee for Standartization — Европейский комитет по стандартизации;
  • СЕNЕLЕС — Europeen Committee for electronical Standartization — Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники;
  • ЕОQ -Europeen Organization for Quality — Европейская организация по качеству;
  • ЕТSI — Europeen Telecommunications Standarts institute — Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;
  • ЕАSC — EuroAsia State Council for Standartization , Metrology and Certification — Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • IAN — International Federation of Standarts Users — Международная федерация пользователей стандартов;
  • СОРАN — Pan-American Standarts Commission — Панамериканская комиссия по стандартам;
  • РАSСО — Pacific Area Standarts Congress — Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна; WHO — World Health Organization — Всемирная организация здравоохранения;
  • TWO — World Trade Organization — Всемирная торговая организация;
  • EAST — Eurasian Council on Standartization, Metrology and Certification — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (МГ-С СНГ) и другие.

Международные стандарты качества.

 

Причиной создания международной  системы стандартов качества послужила  глобализация мировых хозяйственных  связей, которая в свою очередь  потребовала от национальных стандартов совместимости и взаимозаменяемости. Поэтому сейчас стандарты серии ISO 9000 содержат те минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие, или какую услугу она оказывает.

На сегодняшний момент потребители  во всём мире знают, что если система  управления качеством, применяемая  компанией-поставщиком, соответствует  требованиям стандартов ISO, то этот факт является убедительным доказательством  того, что он получит действительно качественную продукция или услугу.

Информация о работе Международная стандартизация