Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:29, реферат
Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.
С появлением стандартов на системы
качества появилась универсальная
мера сравнения, позволяющая оценить,
какие поставщики удовлетворяют
установленным минимальным
Стандарт — это всегда какая-то планка, реально достижимая для большинства из тех, кто играет в эту игру, но нужно помнить, что чемпионы устанавливают себе планки сами. Причём изначально нацеливаются не на сертификаты, а на конкретные результаты в скорости производственного цикла (скорости оборота оборотных средств), высоте качества товаров и обслуживания, в весе завоёванного рынка и т.д. Поэтому, независимо ни от каких стандартов, необходимо постоянно заниматься этими проблемами, подтверждая время от времени свои достижения престижными сертификатами. Сертификат не будет работать на пустом месте.
Те компании, что рассчитывают успешно конкурировать не столько качеством, сколько ценой, жестоко заблуждаются.
Во-первых, современный покупатель скорее переплатит тому конкуренту, чей товар окажется качественнее.
Во-вторых, чем эффективнее
работает система качества, тем более
дешёвые товары она производит. Нормально
функционирующая система
Международный опыт управления качеством обобщён в пакете международных стандартов ISO 9000. История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. XIX столетия. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BSI 5750, одобренных Британским институтом стандартом (BSI — British Standard Institute) в 1979 г. Стандарт BSI и есть первая редакция стандарта ISO-9000, принятого Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization — ISO) в марте 1987 году.
Процедурой ISO предусмотрено периодическое редактирование стандартов. Так вторая редакция основных стандартов вышла в 1994 году и включала в себя 24 стандарта. Третья редакция — вышла в 2000 году и содержит всего 5 стандартов.
Международные стандарты семейства ИСО 9000 сосредотачивают свои рекомендации и требования на эффективном управлении всеми процессами на предприятии, которые влияют на качество продукции и удовлетворённость потребителя. Стандарты семейства ИСО 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предприятию предстоит выполнить. Данные международные стандарты не описывают, как достичь решения этих задач, но представляют такой выбор руководству предприятия.
Вообще отличительной особенностью международных стандартов ISO 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Именно руководитель отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно чётко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относится подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для поддержания должного уровня качества, устанавливать требуемый уровень компетенции сотрудников и следить за повышением квалификации персонала. Директор полностью отвечает за качество, поскольку в его руках сосредоточена вся власть на предприятии и все ресурсы. Но все ли умеют пользоваться этим и достигать высоких результатов? Зачастую руководство свою некомпетентность и неумение работать пытается оправдать нерадивостью сотрудников. Но известно, что в ошибке сотрудника на 80% виновата система управления и только на 20% он сам. Прошло время директоров-любителей и дилетантов. Пора становиться профессионалами. И в этом действительно может помочь освоение стандарта ISO 9000:2000, поскольку он является основой современного менеджмента. Сегодня управлять хуже, чем этого требует стандартом, значит подвергать себя риску банкротства. Позволить себе быть неэффективными могут только абсолютные монополисты.
С описательной частью международных стандартов ISO 9000 вроде бы всё понятно. А в чём заключается процесс построения этой системы качества на предприятии?
Системы стандартов серии ISO 14000
Начнём с того, что любую деятельность, в том числе и все виды деятельности, встречающиеся в работе организации, мы должны рассматривать как технологический процесс. В работе организации эти процессы взаимодействуют сложным образом, образуя систему или сеть процессов. Впервые предложил рассматривать организацию как систему процессов профессор токийского университета К. Исикава в начале 80-х годов. Международные стандарты семейства ИСО 9000 законодательно закрепили такой подход. Они основываются на понимании того, что всякая работа выполняется как процесс:
Каждый процесс, преобразуя некоторый объект труда, имеет вход и выход. Выход — это продукция, материальная и нематериальная, которая является результатом процесса. Выходом процесса может быть, например, документ, программный продукт, химическое вещество, банковская услуга, медицинское оборудование или промежуточная продукция (полуфабрикат) любой общей категории.
В ISO 9000 предполагается, что каждая организация существует для выполнения работы по добавлению стоимости продукции. Работа выполняется посредством сети процессов. Структура этой сети является достаточно сложной, поскольку большинство процессов взаимодействует между собой.
В связи с этим концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создаёт, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. При этом одни процессы напрямую создают добавочную стоимость — это основные бизнес — процессы (производство), а другие влияют на стоимость косвенно (управление персоналом, оборудованием и др.).
Процесс внедрение системы управления качеством - это самый сложный этап. Он требует 90% времени и ресурсов, хотя бытует мнение, сто самое сложное — это сертификация. Но это не так. Поэтому, берясь за освоение системы менеджмента качества (СМК) руководитель должен себе чётко представлять, что это потребует серьёзных ресурсов и не только материальных. Поэтому прежде, чем принимать решение необходимо лучше узнать, что такое СМК, в каком виде это будет у нас и есть ли у нас все необходимые ресурсы. Для успеха внедрения от руководителя требуется решимость в достижении намеченной цели.
Для освоения СМК потребуется обучение персонала, перестройка системы управления, введение дополнительных процессов, всё это сопряжено с определёнными проблемами и главная из них это люди. Если не удастся их убедить в целесообразности изменений и создать группу сподвижников, включающую каждого седьмого сотрудника, то результата можно не добиться. Поэтому главное при создании — это мотивация персонала. И не надо зацикливаться на деньгах. Людям интересна и перспектива собственного роста, и перспектива работать в стабильной развивающейся компании. Об этом не следует забывать, ведь именно в нашей стране было доказано, что идея лучшая мотивация из всех. И задача руководства дать персоналу такую идею, дать образ будущего, к которому стоит стремиться и в котором для каждого найдётся достойное место. Только в этом случае можно добиться результата.
На этапе внедрения обычно приглашаются независимые консультанты. Конечно, теоретически этот этап можно провести и собственными силами, досконально изучив все документы по стандартизации, но на практике такой вариант почти не встречается по той причине, что, в конце — концов, предприятие всё же обращается к внешнему консультанту, предварительно потеряв много сил, средств, а главное времени.
Определять успех будет лишь воля к победе и выбор грамотного консультанта. Это важно потому, что проблемы качества не решаются быстро, «в пожарном режиме». И, возможно, с консультантом предстоит провести не самый короткий период в своей жизни за обсуждением весьма конфиденциальной информации о тонкостях производства и управления вашей компании. Именно поэтому частая смена консультантов считается признаком «дурного тона». Проще сразу выбрать человека или компанию, которой можно доверять и долгое время поддерживать хорошие отношения по примеру «семейного доктора». Тогда консультант, постоянно находясь в курсе дела, сможет более точно ставить «диагноз», прописывать эффективные «лекарства» и привлекать тонких специалистов для решения особых задач. Вопросы качества — стратегические, а значит, весьма непростые, в то время как получение каких бы то ни было сертификатов — всего лишь вопросы тактики. А что бывает, когда тактика отдельно, а стратегия отдельно, хорошо известно без лишних примеров. Поэтому не стоит жалеть усилий на тщательную оценку и выбор консультантов. Потребуйте от них продемонстрировать Кодекс этики и профессионального поведения, чтобы убедиться в культуре их организации. Требуйте показать рекомендации клиентов, с которыми они работали раньше, чтобы оценить их эффективность и репутацию. Возможно, даже стоит объявить тендер.
Как с помощью МС ISO 14000 можно обеспечить уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду? МС ISO серии 14000 разработаны с учетом уже зарекомендовавших себя МС ISO серии 9000. Предполагается, что новая система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
Национальный фонд стандартов РБ функционирует на основании постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 24 июня 1996 г. № 418 «О Национальном фонде стандартов».
Согласно этому постановлению за создание и ведение в республике Национального фонда стандартов отвечает Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки.
Положение «О Национальном фонде стандартов» регулирует порядок создания и правила пользования Национальным фондом стандартов:
«Национальный фонд стандартов создается в целях обеспечения широкого применения субъектами хозяйствования всех форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, классификаторов технико-экономической и социальной информации и других нормативных документов по стандартизации».
Национальный фонд стандартов представляет собой совокупность нормативных документов по стандартизации на бумажных и магнитных носителях, включающих:
1) государственные стандарты, классификаторы технико-экономической и социальной информации Беларуси и документы, представляемые разработчиками для утверждения государственных стандартов и классификаторов;
2) межгосударственные, международные, региональные стандарты;
3) национальные стандарты зарубежных стран;
4) правила, нормы, рекомендации и другие нормативные документы по стандартизации с их справочно-поисковым аппаратом (базами данных, указателями, каталогами, картотеками).
Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки (далее - Комстандарт).
Национальный фонд стандартов существует на основе имеющихся в Комстандарте стандартов и других нормативных документов по стандартизации.
При этом Комстандарт определяет:
1) источники создания и пополнения указанного фонда;
2) порядок включения документов в состав этого фонда;
3) порядок поддержания документов фонда в актуализированном состоянии.
Комстандарт обеспечивает доступ к документам Национального фонда стандартов для каждого субъекта хозяйствования.
Пользование документами и данными Национального фонда стандартов, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной тайне».
Доведение информации, содержащейся в документах Национального фонда стандартов, до субъектов хозяйствования осуществляется Комстандартом путем:
1) издания документов Национального фонда стандартов, каталогов, указателей, перечней, реестров и других справочных материалов о документах Национального фонда стандартов;
2) выдачи необходимой информации, организации тематических подборок;
3) проведения выставок документов.
Предоставление услуг (выдача информации о документах Национального фонда стандартов, а также копий документов) осуществляется на договорной основе.