Международная торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
1 Понятие и теория внешней торговли…………………………………...
5
1.1 Понятие внешней торговли…………………………………………….
5
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли………………
5
1.2.1 Классическая теория международной торговли…………………
7
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства……
9
1.2.3 Неотехнологические теории…………………………………………
10
1.2.4 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)…………...
11
1.2.5 Теория "технологического разрыва"………………………………..
11
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" …………………………………….
12
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ…………..
14
2 Регулирование международной торговли……………………………..
18
2.1 Торговые барьеры и их виды…………………………………………..
18
2.2 Протекционизм и его виды……………………………………………..
19
2.3 Международное регулирование……………………………………….
25
3 Формы расчета……………………………………………………………..
27
3.1 Банки на международной экономической арене…………………...
27
3.2 Основные функции клирингового банка……………………………..
28
3.3 Основные функции торгового банка …………………………………
29
4 Экономическая интеграция………………………………………………
30
Заключение…………………………………………………………………....
33
Приложения…………………………………………………………………...
35
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Международная торговая политика.doc.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Стадии

 

Производство

 

Спрос

 

1

 

Начало производства

(только для  внутреннего рынка)

 

Невелик

 

2 (стадия

роста)

 

- Серийный выпуск
- Экспорт зарубеж

- Передача технологии производства  зарубеж

 

Продукт становится общепри-знанным

 

3 (стадия

зрелости)

 

- Производственная  технология полностью стандартизируется

- Зарубежные компании проникают  на внутр. рынок страны, где появился товар

 

Спрос на внутреннем рынке насыщен

 

4

 

Производство  начинает сокращаться

 

Продукт

стареет


1.2.7 Теория Портера:  теория конкурентных преимуществ.

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного  катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей  политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных  мер по поддержанию и повышению  конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие  правительства на факторные условия

  • акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
  • грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие  правительства на условия спроса:

  • государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
  • регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
  • воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
  • стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
  • предоставление полной и качественной информации покупателям;
  • введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
  • зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)

3) Воздействие  правительства на родственные  и поддерживающие отрасли: 

  • политика правительства в отношении СМИ;
  • образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
  • региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

4) Воздействие  правительства на стратегию, структуру  и соперничество фирм:

  • интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
  • воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
  • регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
  • образование новых фирм
  • торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)
  • привлечение зарубежных инвестиций

 

b)Основные функции  зарубежного отделения клирингового банка:

а) Обеспечение  иностранной валютой:

    1. продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них;
    2. предоставление ссуды в иностранной валюте;
    3. предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и дорожных чеков.

б) Инкассирование и перевод денежных средств. Банки  могут участвовать от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих  из—за границы, могут участвовать в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Эти услуги включают в себя:

    1. перевод платежей в иностранной валюте от имени клиентов( импортеров);
    2. зачисление платежей, поступающих из—за границы на кредит счетов собственных клиентов или на кредит счетов других отделений банков (экспортеров);
    3. выполнение "документарного инкассо" от имени экспортера или иностранного покупателя за рубежом.
    4. в) Предоставление банковских услуг для международной торговли:
    5. ведение счетов клиентов (например, банков—корреспондентов). Это могут быть счета в иностранной валюте;
    6. ведение собственных счетов в банках корреспондентах за рубежом;
    7. предоставление овердрафтов или ссуд для клиентов и банков за границей в иностранной валюте;
    8. предоставление услуг по документарному аккредитиву;
    9. учет переводных векселей, подлежащих оплате за границей, или чеков;
    10. акцептирование переводных векселей, выписанных на этот банк в рамках услуг по акцептному кредиту;
    11. предоставление и финансирование экспортерам или иностранным покупателям по схеме, в соответствии с которой департамент гарантии экспортных кредитов выдает гарантии под банковскую ссуду.

г ) предоставление информации клиентам для более эффективного проведения их международной торговли:

    1. отчеты о финансовом положении поставщиков или клиентов;
    2. помощь в поиске зарубежных дистрибьюторов (например, агентов или оптовых предприятий);
    3. общая информация об экономическом положении в конкретной стране и любых экспортных / импортных постановлениях в этой стране;
    4. предоставление названий, адресов, номеров телефонов других организаций, которые могут оказать содействие.
    5. Клиринговые банки расширили свое влияние на международную торговлю путем:
    6. открытие отделений за рубежом;
    7. приобретение доли в зарубежных банках;
    8. открытие дочерних компаний для специализации в лизинге и продает в кредит или факторинга и т.д.;
    9. обеспечение специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков.

 

 

 

 

 

 

2 Регулирование международной  торговли.

Почему пошлины  и квоты применяются в мировой  практике, если известно, что они  препятствуют свободной торговле и  таким образом снижают экономическую  эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых таким производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Вообще то речь идет об высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствует их сравнительные преимущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче говоря, пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не удивительно. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля, базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективному использованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового производства. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

 

 

2.1 Торговые  барьеры и их  виды.

a)   Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например для США это олово, кофе и бананы). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

б)   Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

  в) Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так,  Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.

г) Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы "добровольно" ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США.

 

2.2 Протекционизм  и его виды.

A) Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-политический, а не экономический  характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности,  с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению, объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с некоторыми экономическим издержками.

Информация о работе Международная торговая политика