Международные метрологические организации: история, структура, значение деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ деятельности международных метрологических организаций, их истории, структуры и значения.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю становления международных организаций по метрологии;
2) проанализировать деятельность двух крупнейших международных метрологических организаций - МОЗМ и МБМВ;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

Россия ведет два секретариата-пилота (ТК); "Средства измерений для ионизирующих излучений" и "Приборы для физико-химических измерений", а также 12 секретариатов-докладчиков (ПК). В рамках секретариатов-пилотов  создаются национальные и международные рабочие группы. Национальную рабочую группу организует представитель страны, которая возглавляет секретариат. В группу входят специалисты национальной службы законодательной метрологии, национального органа по стандартизации, а также метрологических лабораторий.

В международную рабочую группу входят представители секретариата-пилота (ТК) и секретариатов-докладчиков (ПК) различных стран, изъявляющих желание  участвовать в работе, а также  представители других международных  организаций, сотрудничающих с МОЗМ.

В международных рабочих группах  может быть два вида членства:

•    член Π — представитель страны-участницы МОЗМ;

•    член О — представитель страны-наблюдателя.

Главная задача ТК — составление  программы работ, которая рассчитана на четырехлетний период и утверждаются высшим руководящим органом МОЗМ. Технические комитеты и подкомитеты  по характеру разрабатываемых ими  документов делятся на три основные группы: по общим вопросам метрологии; по отдельным видам измерений; по метрологическому обеспечению отдельных  областей деятельности.

МОЗМ издает два вида документов: международные документы (МД) и международные  рекомендации (МР). МД носят директивный  характер и предназначены для  рабочих органов МОЗМ, МР — рекомендательный характер и предназначены для  стран-членов МОЗМ.

МР и МД издаются на английском и французском языках и рассылаются  странам-членам. В России хранителем фонда этих документов является ВНИИМС (Всероссийский научно-исследовательский  институт стандартизации в машиностроении), который выполняет также функции  национального Секретариата МОЗМ.

Взаимное признание результатов  испытаний и сертификации непосредственно  связано с признанием результатов  поверки средств измерений. Работая  в этом направлении, МОЗМ утвердила  международный документ "Рекомендации по составлению двух- и многосторонних соглашений о признании результатов  испытаний, утверждения типа, поверки".

Разработки МОЗМ, направленные на заключение соглашений о взаимном признании, внесли значительный вклад в возможность  создания Международной системы  сертификации средств измерений  как добровольной и открытой системы. Деятельность МОЗМ в этом направлении не противоречит принятым рекомендациям ИСО/МЭК. Напротив, МОЗМ не только учитывает руководства ИСО/МЭК, непосредственно связанные с областью метрологии, но и участвует в работе почти 30 технических комитетов ИСО. Кроме того, МОЗМ сотрудничает с такими международными организациями, как МЭК, ЮНИДО (организация системы ООН по промышленному развитию, главной целью является содействие индустриализации развивающихся стран), МОМВ, ИМЕКО (международная конференция по измерительной технике и приборостроению, созданная в 1958 г. и являющаяся научной консультативной организацией) и др.

Таким образом, деловые контакты с  организациями, казалось бы, столь разного  профиля направлены к одной цели — содействию научно-техническому прогрессу и международным экономическим  связям.

Формы сотрудничества МОЗМ с другими  международными организациями различны: обмен информацией по проводимым и планируемым работам, участие  в заданиях (с правом совещательного голоса), создание смешанных комитетов. Все они преследуют одну цель —  избежать дублирования в работе и  максимально использовать усилия и  наработки других организаций в  выполнении поставленных задач.

Россию в МОЗМ представляет Госстандарт  РФ, а также 12 министерств и ведомств. Участие в МОЗМ дает возможность  активно влиять на содержание принимаемых  документов, добиваясь их соответствия российским метрологическим стандартам. Это снижает затраты на пересмотр  стандартов и переоборудование метрологических  лабораторий, что связано с различиями в стандартах. Но вместе с тем  учет новых рекомендаций, принятых МОЗМ, что чаще всего связано с  внесением соответствующих изменений  в отечественные метрологические  стандарты и деятельность служб, позволяет совершенствовать метрологическую  работу в стране, гармонизовать ее с международными правилами и  нормами, что необходимо для дальнейшего  развития международных торгово-экономических  связей страны.

Особо следует отметить деятельность МОЗМ по сертификации средств измерений. С 1 января 1995 г. введена Система сертификатов МОЗМ, к которой Россия присоединилась с момента введения.

Сертификат МОЗМ — это документ, подтверждающий соответствие средства измерений определенной Международной рекомендации (МР) МОЗМ. МР содержит технические требования, описание процедуры испытаний и форму отчета по испытаниям. Сертификат МОЗМ дает гарантию изготовителю средств измерений в том, что изделие соответствует международным требованиям, которые признаются большинством государств мира.

Задачи на ближайшую перспективу  включают: ускорение работ по взаимному  признанию путем сравнения и  обмена результатами испытаний; распространение  Системы на несерийные средства измерений; распространение информации о Системе; проработка процедур использования  Системы сертификатов МОЗМ для группы однотипных средств измерений.

МБЗМ занимается выявлением мнений стран-членов МОЗМ по задачам развития Системы, рассылая для этого вопросник, касающийся рабочих докладов ТАГсерт  по приоритетным направлениям. Среди  предложений предприятий (фирм) — изготовителей, заинтересованных в сертификации своей продукции в Системе сертификатов МОЗМ, МБЗМ отмечает международное признание сертификатов на средства измерений всеми государствами-членами МОЗМ; распространение Системы на автоматические взвешивающие устройства и др. В целом система сертификации средств измерений МОЗМ дает возможность любой стране-члену получить сертификат о соответствии конкретного прибора, который производится предприятием в данной стране, требованиям определенной Международной рекомендации МОЗМ. Другие страны-участницы МОЗМ на добровольной основе решают вопрос признания (непризнания) такого сертификата. Любая страна, которая присоединится к Конвенции 1956 г., получает все права страны-члена МОЗМ, в том числе и по отношению к Системе сертификатов МОЗМ.

Несколько подробнее остановимся  на участии России в работе МОЗМ. Сама эта организация была создана  по инициативе СССР, правопреемницей  которого в МОЗМ стала Россия.

Технические комитеты и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают  МД и МР как по общим вопросам метрологии, так и по конкретным видам измерений. Так, ТК21 разработал МД, регламентирующие вопросы нормирования метрологических характеристик  средств измерений и измерительных  систем. Документ имеет практическое значение, поскольку направлен на достижение единообразия при оценке погрешностей практических измерений по нормируемым характеристикам средств измерений. В противном случае затрудняется сравнение различных измерительных приборов при их выборе, равно как и результатов измерений одной и той же характеристики на приборах разных изготовителей.

Россия ведет в ТК27 подкомитет, который разрабатывает общие  принципы использования стандартных образцов в законодательной метрологии. Большинство средств измерений, которые проверяются с помощью стандартных образцов, применяются для определения параметров качества сырьевых товаров. Для России как экспортера сырья важно добиваться принятия ее предложений по стандартизации образцов. Подобные исследования ведутся в ИСО, отчасти дублируя друг друга. Работая в подкомитете ТКЗО "Физико-химические измерения", российские специалисты включают требования отечественных стандартов в разрабатываемые Международные рекомендации. Работа в этом комитете приобретает актуальность сопряженностью тем с метрологическим обеспечением проблемы контроля за состоянием окружающей среды. Российские специалисты ведут также ТК31, который занимается унификацией подготовки специалистов-метрологов.

Из общего количества МР и МД Россией  разработано 14%, причем 80% из них внедрено в российские стандарты и другие нормативные документы.

Участие России в работе МОЗМ в  целом обеспечивает:

• в научно-техническом плане  — получение большого объема информации о результатах работ в крупнейших зарубежных метрологических центрах  и организациях. Это дает возможность  значительно сократить объем  затрат на НИОКР и производство измерений, особенно высшей степени точности. С информационным обеспечением связана  также возможность поддержания  современного уровня точности эталонного оборудования, использования зарубежного  опыта для совершенствования  метрологических служб и доведения  их состояния до уровня лучших зарубежных служб;

•    в области экономики и международной торговли — сокращение затрат на повторные измерения технических параметров импортируемых сырьевых товаров и готовых изделий, усиление степени доверия к документам о качестве и оценке соответствия экспортируемых товаров; защиту экономических интересов России путем внедрения в международную практику нормативов, принятых в отечественных стандартах, и др.;

•    в политическом плане — содействие повышению общего авторитета России и развитию взаимовыгодного сотрудничества.

 

 

Глава 3. Организации метрологической службы Российской Федерации и Республики Бурятия

3.1. Российские метрологические организации

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляют:

1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Это главная метрологическая служба.

Оно образовано в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной власти".

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере  технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные  акты Российской Федерации Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту  средств измерений, а также функции  по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное  агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации  решения о передаче этих функций  другим федеральным органам исполнительной власти.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет  свою деятельность в соответствии с  Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 и осуществляет ее непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

2. Государственный комитет РФ  по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации и метрологии. В своей деятельности он руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Госстандарт осуществляет деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении территориальные центры СМ, а также через государственных инспекторов по надзору за техническими регламентами и обеспечению единства измерений.

3. Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор метрологических служб юридических лиц. 

В состав государственной метрологической службы входят:

- государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), метрологические научно-исследовательские институты, несущие в соответствии с законодательством ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов и разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений; 
- органы государственной метрологической службы на территории республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей. 

Основная деятельность органов государственной метрологической службы направлена на обеспечение единства измерений в стране. Она включает создание государственных и вторичных эталонов, государственный надзор за производством, состоянием, применением, ремонтом СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство метрологическими службами юридических лиц. Руководство государственной метрологической службой осуществляет Госстандарт. 
 4. Метрологическая служба государственного органа управления, которая была разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта РФ и введена 1 января 1994 года.

Метрологическая служба государственного органа управления 
представляет собой систему, образуемую приказом руководителя 
государственного органа управления, которая может включать:

  • структурные подразделения (службу) главного метролога в 
    центральном аппарате государственного органа управления;
  • головные и базовые организации метрологической службы в 
    отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом 
    управления;
  • метрологические службы предприятий, объединений, организаций и 
    учреждений.

5. Метрологическая служба юридических лиц - самостоятельное структурное подразделение, в состав которого могут входить калибровочные и поверочные лаборатории, а также подразделения по ремонту СИ. МС должны быть аккредитованы органами Госстандарта в соответствии с ПР 50.2.013 – 97, где регламентирован порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.

Информация о работе Международные метрологические организации: история, структура, значение деятельности