Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:36, курсовая работа
Все большее влияние на развитие мировой экономики оказывает такая форма организации капитала, как корпорация. В России исследования международных корпораций носили преимущественно описательный характер.
Введение
1. Глава 1. Современные международные корпорации, их деятельность и элементы
1.1. Отличительные черты международных корпораций
1.2. Причины высокой эффективности деятельности ТНК
1.3. Структура ТНК
1.4. Основные особенности развития ТНК
2.Глава 2. Масштабы и новейшие тенденции развития международных корпораций
2.1. Международные стратегические альянсы
2.2. Трансграничные слияния и поглощения
2.3. Современные стратегии развития ТНК
3. Глава 3. Деятельность корпораций в России
3.1. Специализация деятельности иностранных ТНК в России
Заключение
Список использованной литературы
Кафедра «Менеджмента и маркетинга»
по дисциплине |
Основы менеджмента |
Тема: |
Международные стратегии корпораций |
(тема работы) |
Выполнил студент |
3 курса, группы УВ 31 |
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Количество слов в работе |
Руководитель работы |
|
(ученая степень, звание, фамилия и инициалы) |
К защите __________________________ | |
Работа защищена с оценкой____________ |
Москва 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………..…………………………
2.1. Международные
стратегические альянсы……………………
2.2. Трансграничные слияния
и поглощения…………………………..........
2.3. Современные стратегии развития ТНК……………………………….…17
3. Глава 3. Деятельность корпораций в России……………………………….….20
3.1. Специализация деятельности иностранных
ТНК в России………….…20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………...…………………………………
Введение
Все большее влияние
на развитие мировой экономики оказывает
такая форма организации
Необходимо отметить, что границы современных корпораций четко не выражены, размыты. Корпорация может не только производить, но и реализовывать свой товар, оказывать торговые услуги, основывать научно-исследовательские и консультационные центры. Отличительная особенность корпорации – большое количество и разнообразие привлекаемых ресурсов. Это может проявляться не только в объеме производства или продаж, но и в количестве и сложности экономических связей, направлений развития, величине влияния данной корпорации на жизнь общества. При этом степень управляемости корпорации достаточно высока, что создает необходимость разработки определенной стратегии развития, как отдельных элементов (предприятий, фирм), так и корпорации в целом. Объектами управления являются: персонал корпорации, финансы, маркетинг, снабжение и сбыт, производство, интеллектуальная собственность. Сущность и количество объектов, в свою очередь, не только увеличивают сложность управления, но и создают высокие требования к кадровому составу управляющих, к их качеству, способности к постоянному совершенствованию. В результате растут требования к формированию устойчивости коллектива управляющих, их совершенствованию.
Глава 1. Современные международные корпорации, их деятельность и элементы.
Корпорация – это
объединение физических, юридических
лиц, а также капиталов для
осуществления социально
Мощным катализатором развития современного мирового хозяйства, авангардом среди действующих в национальном и международном пространстве компаний являются международные корпорации. Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны. Целенаправленные исследования международных корпораций начались с конца 50-ых годов. Большинство из них отталкивались от теории «экономики масштаба», позволяющей международным корпорациям экономить на издержках производства при увеличении выпуска продукции и переносе его в другие страны. Несколько позже возникло и оформилось техническое направление теории международных корпораций, полагающее, что их создание объясняется технологическим превосходством компаний развитых стран, которые создают предприятия за рубежом для выполнения вспомогательных операций, оставляя контроль за передовой технологией в головной компании. Несколько позже возникли теории международной организации, к которым тяготеют корпорации по достижению определенного размера. Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн. долл. На них работает 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый, занятый в мире, исключая сельское хозяйство. При поиске ответа на вопрос – почему американские корпорации производят автомобили на своих филиалах в Мексике? – можно выделить как минимум два аспекта – территориальный и интернациональный. Территориальный аспект предполагает поиск ответа на вопрос – почему один и тот же товар производится в нескольких, а не в одной стране? Ответ заключается в том, что каждая корпорация стремиться получить доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам, сократить издержки на транспортировку товаров и обойти таможенные и иные торговые барьеры. Интернациональный аспект предполагает поиск ответа на вопрос – почему товар производится в разных странах одной и той же, а не различными корпорациями? Ответ заключается в том, что корпорация, имеющая филиалы в нескольких странах, может, используя преимущество масштаба, экономически более эффективно производить товар, чем несколько независимых корпораций. Кроме того, она может манипулировать отчетностью с целью сокращения налогов, обеспечивать контроль за принадлежащей ей технологией, которая предоставляется только полностью контролируемым филиалам. Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как «Самсунг», «Дэу», «Эл Джи электроникс»).
Международная корпорация, являющаяся формой организации крупной компании, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира, разделяются на два вида: транснациональные (ТНК) и многонациональные (МНК) корпорации. Термин «транснациональная корпорация» предложен в 1974г. на 57 сессии Экономического и Социального совета ООН. В экономической литературе, исследующей проблемы развития международных корпораций, ТНК часто определяют как МНК. Тем не менее ряд исследований считает МНК отдельной группой международных образований, так как ТНК представляет собой крупнейшие компании преимущественно с национальным акционерным капиталом и характером контроля над деятельностью всей корпорации, тогда как МНК – это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами не только по районам их деятельности, но и по контролю над ними.
Отличительными признаками МНК являются:
Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК.
Согласно методике ООН, к транснациональным корпорациям относятся фирмы с годовым оборотом, превышающим 100 млн. долларов и филиалами не менее чем в шести странах. В последнее время эти критерии дополнены такими показателями, как величина процента продаж, реализуемых за приделами страны базирования (к примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нестле» (98%)); доли активов, расположенных за рубежом; удельного веса зарубежного персонала от всего персонала компании:
1) Включающие единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;
2) Оперирующие в рамках системы принятия решений, позволяющие проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
3) Связывающие отдельные единицы посредством собственности или какими-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Российскими экономистами, как правило, транснациональная корпорация определяется как комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового блока с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах. Экспансия транснациональных корпораций (ТНК) является одним из феноменов второй половины двадцатого столетия. Особенно значительных масштабов этот процесс приобрел в последние десятилетия. Именно ТНК фактически решают вопросы нового экономического и политического передела мира. Свидетельством той роли, которую играют транснациональные корпорации в мировой политике и экономике, явилось создание при ООН Центра и Комиссии ООН по ТНК. С учетом того, что наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений существует негативное влияние ТНК на экономику тех стран, где они действуют, причем порой преимущества функционирования транснациональных корпораций могут обернуться для принимающей страны крупными потерями, возникла необходимость регулирования деятельности ТНК.
Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов – Межправительственной комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят.
Сегодня ТНК контролируют свыше 50% мирового промышленного производства, 67% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау, почти 90% прямых зарубежных инвестиций. Практически вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется ТНК. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре – 90%. В настоящее время в мире насчитывается 63 тысячи ТНК (причем самые крупные из них базируются на территории США), контролирующих две трети всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций. Число филиалов ТНК за пределами государств, в которых находятся их штаб-квартиры, превышает 680 тысяч. Продажи товаров и услуг зарубежными филиалами этих компаний составляют в настоящее время почти 11 трлн. долларов, тогда как общий объем мировой торговли – около 7 трлн. долларов. Рост операций ТНК связан с их стремлением обеспечить интернационализацию международных экономических связей, то есть превратить международные рыночные отношения во внутрифирменные путем объединения в рамках одной компании предприятий, находящихся в разных странах. В рамках ТНК развивается международное разделение труда, позволяющее размещать отдельные звенья производства добавленной стоимости так, чтобы это приводило к повышению общих результатов деятельности компании в целом.
Теоретические концепции ТНК
Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширили масштабы своего функционирования на международном рынке, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.