Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:05, контрольная работа
Межгрупповой конфликт – это противостояние двух или более групп в организации. Такое противостояние может иметь, во-первых, профессионально-производственную основу. Примерами данного конфликта могут служить конфликты между различными функциональными подразделениями – конструкторским отделом и отделами маркетинга и производственным; между руководителями разных уровней управления; между штабным и линейным руководством.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Минский государственный профессионально- технический колледж торговли»
Контрольная работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
1.Межгрупповой конфликт – это противостояние
двух или более групп в организации. Такое
противостояние может иметь, во-первых,
профессионально-
Причины конфликта следующие:
1) различия в целях;
2) неверное распределение власти в организации;
3) разный уровень
4) плохие коммуникации.
Во-вторых межгрупповой конфликт может иметь социальную основу. Это конфликты между работодателями, собственниками, менеджерами, с одной стороны, и наемными работниками – с другой. Например, конфликт между администрацией и профсоюзом. Причины: разные позиции в организации, которые обусловливают различия в интересах, целях, властных полномочиях.
Третья основа межгруппового конфликта – эмоциональная. Примером может быть конфликт между так называемыми «лентяями» и «тружениками».
Итак, основными причинами конфликтов являются:
1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
2) взаимозависимость заданий, неверное
распределение полномочий и
3) плохие коммуникации;
4) различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы;
5) психологическая
6) разный уровень образования, непрофессиональность;
7) низкий уровень
8) несбывшиеся ожидания;
9) неодинаковый вклад в дело;
10) плохой морально-
11) нарушение этических норм (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения);
12) нарушение трудового
Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на устранение причин конфликта или на коррекцию поведения участников. Методы управления и разрешения конфликтов делятся на три группы: внутриличностные, структурные и межличностные.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
Структурные методы изменяют структуру заданий работникам или структуру организации. К структурным методам разрешения конфликтов относятся следующие.
1.Разъяснение требований к работе. Работники должны знать параметры и уровень ожидаемых от них результатов, систему полномочий, ответственности и взаимодействий с другими исполнителями и руководством, правила и процедуры, используемые для выполнения заданий.
2. Использование
координационных и
Например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала.
3. Постановка
общеорганизационных целей. Их осуществление
требует совместных усилий
4. Использование
системы вознаграждений для
1) реконструкция
процесса труда: расширение набора
трудовых функций, создание привлекательных
рабочих мест, интеллектуализация
труда, создание социально-
2) участие
в принятии решений: участие в
выработке производственной
3) развитие чувства сопричастности: участие в прибылях, участие в капитале предприятия;
4) гибкий рабочий день: подвижный график рабочего времени, неполная рабочая неделя.
Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях:
1)Стратегия конфронтации/конкуренции предполагает всяческую демонстрацию собственной силы и неуязвимости перед противником, а также возможности легко без его доброй воли решить конфликт в свою пользу. Эта стратегия не отрицает возможности использования таких тактик как блеф или хитрость.
Рекомендуется применять, когда:
-для вас очень важен исход и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы, цена вопроса велика, выгоды больше, чем ущерб;
-вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
-решение надо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;
-вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять;
-вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
2)Стратегию приспособления/уступки обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника. Согласно этой стратегии необходимо приспособиться к интересам оппонента, идти на уступки вплоть до собственной капитуляции.
Рекомендуется применять, когда:
-вы жертвуете малым ради большого;
-уступки и даже капитуляция не наносят вам большого вреда;
-вас не особенно волнует то, что происходит;
-вы хотите сохранить мир с оппонентом;
-вы считаете, что важнее сохранить хорошие отношения в долгосрочной перспективе, чем отстаивать свои интересы;
-вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;
-вы понимаете, что правда не на вашей стороне;
-у вас мало власти и шансов победить.
Стратегия приспособления/уступки неэффективна в том случае, когда появляется желание поскорее «избавиться» от конфликта. Отсроченный эффект такого конфликта будет намного разрушительнее, ибо избавиться – не значит решить.
3)Стратегия уклонения/избегания подразумевает демонстрацию оппоненту собственного непонимания его конфликтных намерений. Словами, интонацией, манерой разговора, жестами мы показываем противнику следующее: на самом деле нет проблемы; это не моя проблема; это дело не самой первой важности; у меня нет полномочий, это не в моей власти; конфликт неприятен и разрушителен, поэтому от него стоит отказаться в принципе.
Рекомендуется применять, когда:
-необходимо ослабить напряженную обстановку;
-вы хотите выиграть время;
-вы знаете, что не сможете разрешить конфликт в свою пользу;
-нет явной, активной угрозы с противоположной стороны;
-вы собираете информацию о противнике, сознательно тянете время, готовите контраргументы;
-вы не хотите брать на себя ответственность за конфликт.
Данная стратегия становится неэффективной в случае, когда конфликтная ситуация начинает представлять реальную угрозу вашим интересам.
4)Стратегия компромисса наиболее эффективна в тех случаях, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это для них невыполнимо. Понимая структуру и суть конфликта, стороны сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желаний другой стороны, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Достигнутый компромисс позволяет в будущем использовать иной подход к разрешению конфликта, если первичный компромисс устранил проблему лишь на короткий срок.
Рекомендуется применять, когда:
-вы хотите прийти к соглашению быстро;
-обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
-вы хотите получить решение быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
-вас может устроить временное решение;
-вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
-другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
-удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
-компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять
-вы внутренне готовы к уступкам, чтобы договориться.
5)Стратегия сотрудничества является наиболее целесообразным подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон, однако требует от сторон времени и умения объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным.
Рекомендуется применять, когда:
-вы сможете выиграть только тогда, когда выиграет ваш партнер;
-решение проблемы важно для обеих сторон;
-у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
-вы и ваш оппонент осведомлены о проблеме, желания и потребности обеих сторон известны;
-вы способны изложить суть интересов и выслушать друг друга;
-вы обладаете равной властью и на равных ищете решение проблемы;
-решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;
-у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
Сотрудничество среди прочих стратегий является самым трудным, однако она позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
2.Школа научного управления:
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".