Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:58, реферат

Описание работы

В данной работе выявлено, какими способами можно избежать барьером в межличностных коммуникациях, рассмотрены пути усовершенствования искусства общения, что в совокупности делает коммуникации эффективными.

Содержание работы

Введение
I.Сущность межличностных коммуникаций
II. Препятствия
III. Усовершенствование искусства общения
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 43.79 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

I.Сущность межличностных коммуникаций

II. Препятствия

III. Усовершенствование искусства общения

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация.

Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это

обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации

невозможно существование никакой организованной группы людей.

Она является средством, с помощью которого модифицируется

поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность,

реализуются цели.

Коммуникация стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что

древние народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали» о

ее необходимости и принимали участие в распространении информации. Главной

функцией коммуникации до сих пор остается «быть средством, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. » Без нее невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление.

Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она

особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства.

Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях.

Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым

умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен

информацией.

В данной работе выявлено, какими способами можно избежать барьером в межличностных коммуникациях, рассмотрены пути усовершенствования искусства общения, что в совокупности делает коммуникации эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Сущность межличностной коммуникации

 

Межличностная коммуникация - это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

В межличностной коммуникации психологический аспект общения существенно обогащает процесс двустороннего обмена информацией, оказывает регулирующее воздействие на ход общения. Поскольку межличностная коммуникация реализуется путем непосредственных контактов между субъектами общения, они должны находиться в пространственной близости друг от друга. Только в этом случае есть возможность осуществления обратной связи.

Исходным пунктом межличностной коммуникации считается самосознание, представление человека о себе, что и определяет выбор самого собеседника и содержание его общения.

Самосознание создано для того, чтобы человек смог самораскрыться, то есть представить себя другим, что входит в основу приемов коммуникации. Презентация самого себя имеет название – личностное PR – благоприятная информация о себе, которая сообщается партнеру невербальными и вербальными средствами.  
Индивид, обладающий полным сознанием самого себя, своих сильных и слабых сторон и имеющий адекватную самооценку уже заранее имеет большие преимущества перед людьми, которые не обладают аналогичными качествами, и  гораздо более близок к званию «эффективного коммуникатора». Такие  индивиды как правило ведут себя непринуждённо и открыто, что вызывает у их собеседников чувство легкости в общении, взаимопонимания, что в дальнейшем как нельзя лучше способствует эффективной межличностной коммуникации.

В двадцатом веке 60-70 годов особую важность для исследователей имела связь понимания и открытости. Именно в это время особую популярность набрала идеология «честной коммуникации», и достаточно активно набралось стремление к межличностному общению. Карл Роджерс назвал цель коммуникации, и она звучит так: «адекватное понимание самого себя и остальных, а понимание может быть в честной коммуникации». Гуманистическая психология гласит о том, что межличностное понимание происходит благодаря самораскрытию, обратной связи и восприятию открывания других людей. А нечестность вызывает непонимание и некую неудовлетворенность в отношениях, что также, вызывает барьеры общения. 
Существует немало моментов, именуемых «барьерами», которые в той или иной ситуации могут помешать в создании эффективной коммуникации, либо и вовсе вызвать взаимные негативные эмоции между собеседниками. Поэтому, следует уделить особое внимание данным барьерам и причинам их возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Барьеры в межличностных коммуникациях

 

Ключевыми объектами для рассмотрения барьеров в межличностных коммуникациях являются:

  • восприятие;
  • семантика;
  • обмен невербальной информацией;
  • некачественная обратная связь;
  • «плохое  слушание».

Рассмотрение данных факторов является крайне важным, так как коммуникация без каких-либо барьеров и есть эффективная коммуникация. 
ПРЕПЯТСТВИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВОСПРИЯТИЕМ. Восприятие определяет «реальность для индивида». Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается человеком как происходящее в действительности. Учет некоторых факторов, которые влияют на восприятие в процессе обмена информацией позволяет не допустить снижения эффективности коммуникаций, вовремя устранив препятствия, обусловленные восприятием.

Одно из таких препятствий возникает через конфликт между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Например, в организации, которая занимается розничной торговлей, руководители и специалисты по сбыту могут придерживаться разных взглядов на то, как лучше освобождать от товаров торговые площади магазинов. В производственной организации специалисты по маркетингу могут считать, что активизация сбыта за счет расширения ассортимента более важна, чем снижение расходов производства в результате большей стандартизации продукции. В то же время производители могут мыслить и генерировать идеи для обмена информацией, выходя из противоположной точки зрения. Обслуживающий персонал и администраторы больницы могут иметь разные основы суждений относительно необходимости повышения эффективности работы ради снижения расходов или выделения дополнительных ресурсов для повышения качества медицинского обслуживания.

Расхождение между основами суждений может становиться причиной выборочного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Эта характеристика исключительно важна для обмена информацией. Поэтому во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими.

Информация, которая вступает в противоречие с нашим опытом или раньше усвоенными понятиями, чаще всего или полностью не воспринимается, или искажается в соответствии с приобретенным опытом или понятиями.

Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникаций складывается в существовании препятствий, обусловленных социальными установками людей. Установки могут изменять восприятие людей и влиять на их поведение. Например, один из сотрудников компании обращается к руководителю с предложением улучшить обслуживание потребителей. Допустим, что во время последнего с ним разговора руководитель и данный сотрудник  обсуждали склонность последнего превышать лимиты представительских расходов. Через негативное отношение к нему, что могло сформироваться у руководителя при предыдущем разговоре, вполне вероятно он не услышит новую идею подчиненного полностью. Возможно также, что он завысил свои представительские расходы, пригласив на обед с вином в самом деле перспективного клиента. Может быть, он предполагал, что если та самая встреча с клиентом за обедом  завершится удачно, ему удастся значительно увеличить объем сбыта отдела того самого руководителя. НО, если позиция управляющего относительно лимитов на представительские расходы сводится к тому, что: «превышение лимита всегда свидетельствует о слабом контроле за средствами», то он, скорее всего, не пойметвзгляд его сотрудника и оставит возможно хорошее предложения без внимания. Этот пример информационного обмена показывает, как расхождения в социальных установках людей могут стать началом плохих взаимоотношений между руководителем и его подчиненным, а также негативно сказаться на эффективности работы компании в целом.

Отмеченный пример иллюстрирует влияние коммуникационного климата на взаимоотношения между руководителем и подчиненным. Руководитель, который не создает позитивный микроклимат в отношениях с другими, в дальнейшем почувствует ограниченность в обмене информацией с сотрудниками. Впоследствии могут возникнуть отношения недоверия, неразрешимого противоречия и самозащиты. В соответствии с исследованиями, в атмосфере доверия растут информационные потоки и точность информации в обменах ею между людьми в организации. В одном из исследований установлено, что, если руководители открыты и честны со своими сотрудниками, последние в обмене информацией отвечают первым тем же. Чем выше открытость одного или обоих людей, которые принимают участие в обмене информацией, тем более ощутимое удовлетворение от контакта.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. Целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, которая служит предметом обмена.. Вступая в информационный контакт и используя символы, мы обмениваемся информацией и пытаемся ее понять. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.

СЕМАНТИКА изучает способ использования слов и значения, переданные словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что кто-то намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понятно в такой же способ получателем информации. Полный словарь английского языка приводит около 14 тыс. возможных определений до 500 наиболее употребляемых слов, в частности 79 значений такого простого слова, как round (круг, круглый). Слово tip может быть, например, интерпретировано официанткой как чаевые, а азартным игроком на гонках – как частная информация. Для полиграфиста tip – это специальное приспособление, наконечник.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, потому что во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Руководитель, который говорит подчиненному, что отчет представляется «адекватным», может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может декодировать слово «адекватный» в том понимании, что отчет требует значительного совершенствования.

Семантические осложнения могут быть также обусловлены расхождением способов, которыми люди пользуются для понимания значения групп символов. Этот момент имеет огромное значение для коммуникации. Например, если руководитель говорит подчиненному: «Сделайте это, как только вам представится удобная возможность» — что вы в действительности имеете в виду: «как можно быстрее» или «когда у вас будет время»? Или, например, руководитель сообщает, что хочет получить от сотрудника исчерпывающий отчет, что в действительности означают слова «исчерпывающий отчет»? Если он скажет своему подчиненному: «Обязательно связывайтесь со мной, если возникнут какие-либо проблемы», –поймет ли подчиненный, что именно руководитель  понимает под «проблемами»? В этом примере дополнительное осложнение, возможно, создается тем, что у подчиненного возникает ощущение, словно бы существование проблем — это плохо. В итоге он может не вступить в контакт с руководством, когда проблемы действительно возникнут.Исследования показали, что работники и менеджеры, как и руководители разных уровней, придают неодинаковые значения таким словам, как «стимулы», «квота», «сотрудничество» и «бюджет».

Как можно видеть, для эффективного обмена информацией с работниками организации руководитель должен  прийти к пониманию истинного значения используемых ими слов и добиться понимания ими значений, которые управляющий  вкладывает в свои слова.

Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, которые действуют в многонациональной среде. Например, фирма «Дженерал Моторс», выбросив на латиноамериканский рынок модель «Чеви Новая», не добилась ожидаемого уровня сбыта. Проведя исследование, фирма установила, что слово «новая» по-испански значит «она не едет»! Японцы часто произносят слово «пусть», которое переводится как «да», но значит «я вас понимаю», а не «так, я согласен с вами». Нетрудно догадаться, что семантические барьеры, обусловленные культурными расхождениями, могут серьезно усложнять деловые переговоры.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ. Мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Чаще всего невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять содержание слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражение неодобрения, поднятые в удивлении брови, живой или остановленный взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указания, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (содержанию).

Например, по мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет.

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность языка и тому подобное. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их содержание. Вопрос: «У вас есть какие-либо идеи?» – на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Вымолвленный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован таким способом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».

В соответствии с исследованиями, значительная часть языковой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучания голоса. В книге «Non-VerbalCommunication» («Невербальная коммуникация») Мехребиен указывает, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. И только 7% остается словам. Это имеет принципиальное значение. Иначе говоря, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Если кто-то говорит: «Хорошо... я дам поручение» – то пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, в настоящий момент слишком занят и не хочет давать поручения или не знает, с чего именно стоит начать.

Информация о работе Межличностные коммуникации