Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, курсовая работа
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию.
Введение...................................................................................................................2.
1. Теоретическая глава. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства......................................................5
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении....................................................5
1.2 Цели формулирования миссии.......................................................................13
1.3 Цели организации и их классификация.........................................................16
2. Практическая глава. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией..........................24
2.1 Разработка миссии и целей компании...........................................................24
2.2 Ошибки при формулировке миссии..............................................................29
Заключение.............................................................................................................35
Список использованных источников...................................................................38
Приложение А........................................................................................................39
Приложение Б........................................................................................................40
Приложение В........................................................................................................41
Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.
Одним из примеров разработки целей в области качества является Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», разработанный и принятый Техническим комитетом. (Приложение А) Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. В настоящее время, в условиях развитой в России рыночной экономике, с целью поддержки конкурентоспособности на Мировом рынке Международные Стандарты ISO 9004 находят широкое применение в управлении современными предприятиями. ISO 9004 направлен на обеспечение качества продукции и повышении удовлетворенности потребителей. Для оказания методической помощи по улучшению деятельности компании. На основе ISO 9004 менеджеры компаний разрабатывают свои внутрифирменные стандарты предприятия, учитывая конкретную специфику производства. Так, Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит:
- общие положения: для создания
системы менеджмента качества
требуется стратегическое
- цели организации: определение
и удовлетворение потребностей
и ожиданий своих потребителей
и других заинтересованных
Подсистема, связанная с исследованиями
и разработками, реализует цели нововведений
на предприятии. Ее направленность –
это поиск новых видов
Цели подсистемы «Персонал» направлены на работу с трудовым коллективом, включая наем, расстановку, обучение, продвижение и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
Финансовая подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениями и программам). Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок.
В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Из таблицы видно, что указанные подсистемы – это направления управленческой деятельности.
Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. [3, С.117]
Таблица 2 – Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке |
Производство |
Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские разработки (инновации) |
Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Менеджмент |
Определить критические
области управленческого |
Кроме экономических, перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей.
Таблица 3 – Классификация целей менеджмента
Критерии классификации |
Группы целей | |
Период установления |
Стратегические Тактические |
Оперативные |
Содержание |
Экономические Организационные Научные |
Социальные Технические Политические |
Структурные |
Маркетинговые Инновационные Кадровые |
Производственные Финансовые Административные |
Среда |
Внутренние |
Внешние |
Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные |
Прочие |
Измеримость |
Количественные |
Качественные |
Повторяемость |
Постоянные (повторяющиеся) |
Разовые |
Иерархия |
Организации |
Подразделений |
Стадии жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта Рост объекта |
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей, изображенного на рисунке 4.
С помощью дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая цель, находящаяся
на вершине графа, должны
- при развертывании
общей цели в иерархическую
структуру целей исходят из
того, что реализация подцелей
каждого последующего уровня
является необходимым и
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы из получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
- фундамент дерева
целей должны составлять
Стрелка на рисунке 4 показывает, что происходит декомпозиция целей.
Общая цель (Миссия)
Цели первого уровня
Цели второго уровня
Рисунок 4 – Иллюстративный пример дерева целей
Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. [2, С.129]
Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамичная модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих ее стратегию. При этом стратегия понимается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и трактовать это понятие как набор «тактика – политика – процедуры – правила», которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Иными словами, стратегия отвечает на вопрос: «Как реализовать миссию, как добиться поставленных целей?».
2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией
2.1 Разработка миссии и целей компании
Для западных компаний наличие
миссии давно уже стало хорошим
тоном. Миссии получают все большее
распространение и среди
Надо отметить, что формулировка миссии должна быть краткой, афористичной и привлекать внимание. Поэтому многостраничные миссии не могут считаться оптимальными, прежде всего с позиции восприятия. К концу второй страницы, читатель совсем забывает то, с чего он начал читать первую страницу.
Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования миссии, подходящего для любой конкретной организации, не существует. В разных организациях ее содержание, объем, форма и уровень детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и рекомендации. [4, С.114]
Начальным этапом работы с миссией должно являться формирование менеджером собственно понимания целей и возможностей четкого формулирования миссии организации и проведения связанных с ней PR-мероприятий. При этом необходимо учитывать следующие аспекты деятельности организации:
1. Мораль, этика и ценности.
В последнее время
этому вопросу уделяется
2. Целевые основы деятельности организации.
Очень часто, особенно от
начинающих предпринимателей, можно
услышать "Цель организации - в извлечении
прибыли", или "Цель организации -
в создании достойных условий
жизни для ее участников/менеджеров/