Миссия и цель управления организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента. А так же миссию и цели организации.
В задачи входит раскрытие и анализ:
Основных функций менеджмента,
Основных принципов,
Методов менеджмента,
Цели менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………...…4
1.1 Сущность менеджмента…………………………………………………............4
1.2 Научные подходы менеджмента……………………………………………......7
1.3 Принципы менеджмента…………………………………………………….......8
2. ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА………….12
2.1 Прогнозирование и планирование……………………………………………..12
2.2 Функции организации…………………………………………………………..13
2.3 Принципы менеджмента ………………………………………………….........15
3. МИССИЯ И ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ……..………….......20
3.1 Миссия и ее роль в организации……………………………………………….20
3.2 Цель организации и менеджмента, ее основные требования к целям............25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………......31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая Основы менеджмента Миссия и цели менеджмента.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Отличие миссии от главной стратегической цели состоит  в том, что:

миссия отражает в общем виде лишь так называемую внешнюю часть главной стратегической цели, обусловленную причиной или  необходимостью удовлетворения интересов  потребителей продукции и услуг на целевых рынках;

миссия не имеет  четких количественных границ своего достижения или критериев как  главная стратегическая цель.

Миссия отличается и  от корпоративного кредо, которое  включает главную стратегическую цель. Общим признаком, объединяющем миссию и корпоративное кредо, может служить учёт интересов следующих элементов внутренней и внешней сред:

целевого рынка  потребителей, или клиентуры;

контактных  аудиторий, представленных различными группами или типами;

бизнес –  партнёров, т.е. поставщиков всех видов услуг и ресурсов, посредников

сотрудников организации, участвующих в процессах производства продукции, управления, обеспечения, сбыта, коммуникативного обмена, охрана окружающей среды и др.;

учредителей, или  собственников организации.

Поскольку интересы этих пяти элементов, как правило, не совпадают, а часто и имеют противоречивый характер, то в миссии отражаются интересы тех элементов, которые выбраны в качестве приоритетных.

Как показывает практика менеджмента, наиболее сильное, устойчивое и продолжительное влияние на выбор и формулировании миссии оказывают интересы потребителей продукции и услуг, учредителей (собственников), персонала (сотрудников). Сложность формулировании миссии заключается в необходимости сочетания интересов этих трёх элементов и их отражение в виде частных, либо единого общего интереса, достигнутого на основе консенсуса.

Миссия переформулируется  в том случае, если согласовать  интересы невозможно.

Миссия считается  сформулированной, если в ней чётко  отражены существующая позиция хозяйствующего объекта во внешней среде; будущие её состояния, отличительные признаки организации от подобных (конкурентов).

Однако одной  формулировки миссии для успешного  выхода на соответствующий рынок  явно недостаточно, необходимо подтвердить  намерения с помощью описания следующих характеристик хозяйствующего субъекта:

существующей  и перспективной сфер деятельности, отражающих вид продукции или  услуг, ёмкости рынка потребителей и конъюнктуры рынка производителей отраслевых, географических и демографических масштабах;

принятой философии  ведения бизнеса, включающей ценности трёх основных групп заинтересованных лиц, принципы поведения, и идеи коллектива, концепцию управления маркетингом;

целевых ориентиров, складывающихся из комплекса стратегических целей развития и отражающихся нормативные (желаемые) будущие состояния параметров и эндогенных переменных (результатов деятельности);

потенциальных возможностей и средств достижения целевых ориентиров, включающих программы, планы и конкретные мероприятия по достижению стратегических целей организации и количественные и качественные оценки желаемых результатов её деятельности.

Миссия организации  имеет важное значение для деятельности любого хозяйствующего субъекта независимо от её организационно – правовой формы. Прежде всего, она является основой для формирования политики, которая выражается в разработке главной стратегической цели деятельности на перспективу, а также целей создающих условия для её реализации. В их состав входят программы, имеющие различные виды и сроки выполнения.

Миссия позволяет  определить основные направления или  средства достижения главной стратегической цели.

Миссия, сформулированная в узком смысле  и имеющая  описание необходимых характеристик  хозяйствующего субъекта, решает четыре управленческих задачи:

повышает мотивацию  сотрудников к более качественному, своевременному и результативному  труду,  нацеливая их на достижение общих целей и объединяет разнообразные  частные интересы в единый;

согласовывает интересы отдельных сотрудников, работающих в разных подразделениях, вызывает у каждого чувство причастности к процессу достижения общей главной стратегической цели, ощущение членства в большом коллективе единомышленников;

определяет  стратегические направления развития хозяйствующего субъекта, исходя из выбранной концепции управления маркетингом, внедрение новых технологий, производства новых видов продукции и (или) завоевания новых рынков;

устанавливает новые принципы деятельности на целевых  рынках потребителей продукции и  услуг, а также на рынках производителей, определяет характер взаимодействий во внешних и внутренних средах.

Согласно формулировки миссия охватывает такие сферы управленческой деятельности, как маркетинг, персонал, инновации и коммуникации. В сфере  маркетинга миссия является основной для выбора предмета деятельности или так называемый области конкуренции хозяйствующего субъекта.

В сфере персонала  миссия стимулирует разработку мероприятий, которые относятся к социально  – психологическим методам управления и являются средствами активации работников к качественному и высокопроизводительному труду.

В сфере инноваций  миссия очерчивает границы ноу-хау, которыми владеет в настоящее  время и приобретению которых  стремится в перспективе. К таким  ноу-хау относятся новые технические  разработки, новые технологии, оригинальные инженерные решения, представленные в виде патентов, проектов, специальных знаний и навыков.

В сфере коммуникаций миссия определяет те элементы макро- и микро среды, которые заинтересованы в деятельности хозяйствующего субъекта.

Из всего  выше сказанного, но более полно  можно сформулировать, что такое  миссия: миссия не имеет сроков реализации и количественных оценок, задаёт основные стратегические направления развития хозяйствующего субъекта, определяет философию поведения коллектива и отношениями с элементами внешней среды, осуществляет выбор концепции управления маркетингом как философии ведения деловой активности.

Качественной  оценкой успешности миссии может  служить степень благожелательности или лояльности внутренних и внешних контактных аудиторий, а также поставщиков ресурсов, посредников и клиентурных рынков к продукции и услугам, всему хозяйствующему субъекту и его сотрудникам, включая руководство.

 

 

 

 

3.2 Цель организации и менеджмента, ее основные требования к целям

 

Существует  несколько трактовок понятия  «цель». Во – первых, цель – это  желаемый результат деятельности. Во – вторых, цель – это осознанный образ будущих результатов. В  – третьих, цель – это идеальное  мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В – четвёртых, цели – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела добиться группа, работая вместе.

Общим во всех этих понятиях является направленность целей  на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. К конечным результатам как желаемым будущим состоянием может привести лишь деятельность внутренней среды хозяйствующего субъекта, состоящей из субъекта управления – управляющей системы, или системы управления – и объекта управления – управляемой системы. Поэтому цели этих двух систем несколько отличаются друг от друга.

Цели системы  управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, бытовой, традиционной или социально – этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:

1)более глубокое проникновение на освоенные демографический и географический рынки со старой продукцией и услугами;

2)проникновение  на новые географические и  демографические рынки со старыми  услугами;

3)разработка  и производство новых товаров  для старых, освоенных рынков;

4)диверсифицированное  развитие, заключающееся в освоении  производства новых продуктов  и услуг для новых географических  и демографических рынков.

Таким образом, цели менеджмента являются вторичными по сравнению с целями хозяйствующего субъекта, которые можно назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно. Так, например, стратегическую цель производственных процессов – освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств – для системы управления можно сформулировать следующим образом – обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции.

Деятельность  хозяйствующего субъекта, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.

Целесообразность  – это характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно – экономических систем, которое  направлено на достижение определённого  конечного результата и реализуется  на основе принципов обратной связи и адаптации.

Вспомним, что  принцип обратной связи предоставляет  возможность использовать результаты деятельности объекта управления в  отчётном периоде для выработки  управляющих воздействий на этот объект в планируемом периоде. Скорость их разработки  и направленность зависит от величины отклонений объекта управления от заранее заданного (запланированного) состояния и их повторяемости.

В свою очередь  характер отклонений от запланированного состояния обусловлен степенью использования  принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды.

Процессы можно  считать целесообразными, если система  управления устанавливает определённое соотношение во времени и (или) пространстве с другой системой управления иным хозяйствующим субъектам. Проявление целесообразности заключается в наличии целей, степень достижения которых контролируется обратной связью и зависит от использования принципа адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому любое управленческое решение, имеющее вид ответной, адаптивной реакции к изменяющимся условиям внешней среды, называется конституирующим, т. е. создающим ту или иную форму целесообразного поведения управляемых процессов.

Содержание  целей зависит от трёх причин:

1. объективных  законов развития элементов макроуровня  – политико-правовой, экономической,  демографической, культурной, природной  и научно – технической сред  на территории РФ и её отдельных  регионов как географических рынках;

2. маркетинговых  возможностей хозяйствующего субъекта, состоящих из степени целесообразности  и уровня ресурсного обеспечения  объекта управления;

3. используемых  системой управления средств  формирования и реализации целей,  количественных и качественных оценок, результатов целенаправленной деятельности систем управления, разработки его рациональных механизмов.

Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности – программно – целевым.

Требования, предъявляемые  к целям можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно – целевой подход.

Так, по признаку «уровень управления»  цели можно  разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов, автономной области, Москвы, Санкт – Петербурга), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей России, к субъектным – цели 89 систем управления субъектами РФ. Поскольку в настоящее время регион не имеет своего юридического статуса и этот уровень ещё не создан, то процессы, происходящие на уровне федеральных округов, образованных указом президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представительстве Президента Российской Федерации в федеральном округе», регулируется в основном общественными объединениями или группами гражданских действий, ассоциациями и союзами, которые формируют программы развития региона в определённых отраслях, сферах деятельности. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватным обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.

Следующим классификационным  признаком является «принадлежность  к объекту управления», по которому цели делятся на два вида: объективные и субъективные. Первые разрабатываются для объектов управления – процессов основного и вспомогательного производства продукции и услуг, маркетинговых, научно – исследовательских, природоохранных, бытовых и др. Вторые служат для обоснования целесообразности прохождения управленческих процессов.

Информация о работе Миссия и цель управления организаций