Миссия и цели организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:56, реферат

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание работы

Введение 3
Роль миссии в стратегическом управлении 4
Цели формулирования миссии 7
Цели организации и их классификация 9
Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Менеджмент (2).docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Роль  миссии в стратегическом управлении 4

Цели  формулирования миссии 7

Цели  организации и их классификация 9

Свойства  целей и требования, предъявляемые  при разработке целей организации                                                                                                   11

Заключение 18

Список  использованной литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими  во внешнем окружении. Ускорение  изменений в окружающей среде, появление  новых запросов и изменение позиций  потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных  возможностей для бизнеса, открываемых  достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным  быстрое распространение и получение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения стратегического  управления.

Не существует стратегии, единой для  всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического  управления. Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия и цели. Актуальность работы заключается  в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление  развития организации.

Объектом данной работы является организация, как одно из звеньев экономики  и менеджмента.

Предметом данной работы является разработка миссии и целей организации.

Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.

 

 

1. Роль миссии в стратегическом управлении

 

Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как  целостная система. Целеполагание  – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. В  результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации  и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается  число вновь образуемых объектов управления.

Каждый из них начинает свой жизненный  цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки  потребителей продукции или услуг  и т.д. Те же задачи должны постоянно  решать и действующие самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие  всю полноту ответственности  за результаты.

Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение  самых важных характеристик организации.

В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого  управляемого объекта устанавливались  и жестко диктовались сверху. Как  правило, они раскрывались через  систему плановых заданий и показателей  использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики  требуют определенных правил поведения  хозяйствующих субъектов. Среди  них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество  самых разнообразных подходов к  определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны  принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее  время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта. В ней  четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители  продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние  на стратегию и тактику всей деятельности компании.

Прежде чем разрабатывать стратегию  любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу  ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые  она собирается предоставлять или  уже предоставляет.

 

Миссия формулирует и формализует  статус предприятия на внешнем рынке и обеспечивает направления и ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию.

Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

  • она действительно может помочь предприятию стать лучше;
  • в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;
  • ее разделяют большинство сотрудников предприятия.

Миссия организации, означает попытку  ответить на вопрос, в чем состоит  конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации.

Поскольку степень детализации  миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где  она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать  четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой  компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:

  1. Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем.
  2. Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.
  3. Организационная (административно-территориальная). Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация.
  4. Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.

Особенно активно подход четырех  стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку  их работа в значительной степени  затрагивает жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в  которых эти компании работают, и  сопряжена с нанесением вреда  окружающей среде. Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных стратегических целей, делают особенный акцент на перечислении сфер своей ответственности, а также  целевых групп, перед которыми эта  ответственность возникает. Таким  образом, с помощью миссии, компании сообщают местному сообществу, какой конкретно вклад они готовы внести в его развитие и за какие аспекты своей деятельности они готовы отвечать собственной репутацией и потенциальным доходом.

 

2. Цели формулирования миссии

 

Прежде чем приступить к целям  формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для чего же все-таки формулируется  миссия, что она непосредственно  дает для деятельности организации (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Предпосылки для формирования миссии

 

Во-первых, миссия дает субъектам внешней  среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

- миссия делает ясными для  сотрудников общую цель и предназначение  организации. В результате сотрудники  ориентируют свои действия в  едином направлении;

- миссия способствует тому, что  сотрудники могут легче идентифицировать  себя с организацией. Для тех  же сотрудников, которые идентифицируют  себя с организацией, миссия выступает  отправной точкой в их деятельности;

- миссия способствует установлению  определенного климата в организации,  так как, в частности, через  нее до людей доводятся философия  организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения  и осуществления деятельности  организации.

В-третьих, миссия создает возможность  для более действенного управления организацией в силу того, что она:

- является базой для установления  целей организации, обеспечивает  непротиворечивость набора целей,  а также помогает выработке  стратегии организации, устанавливая  направленность и допустимые  границы функционирования организации;

- дает общий подход к распределению  ресурсов организации и создает  базу для оценки их использования;

- расширяет для работника смысл  и содержание его деятельности  и тем самым позволяет применять  более широкий набор приемов  мотивирования. 

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки  следует делать организации. Она  задает основные направления движения организации и отношение организации  к процессам и явлениям, протекающим  внутри и вовне ее.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность  неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для  творческого и гибкого развития организации.

После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей". Здесь добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.

В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам "пирамиды целей", после чего проверить "нижние этажи" этой "пирамиды" на соответствие практике компании, здравому смыслу и  имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку  на всех ступенях "пирамиды целей".

 

3. Цели организации и их классификация

 

Общая цель организации образует фундамент  для установления ключевых целей  и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские  работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически  вытекающие из миссии как общей цели организации.

Постановка целей маркетинга связана  с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую  на данный момент, и на новую. Спрос  – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств  производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут  быть реализованы на рынке.

Кроме того, предприятием должна быть тщательно изучена ситуация на уже  освоенных и новых рынках. Поэтому  работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую высокого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже сформированы в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

Производство охватывает такие  виды деятельности организации, как  получение, хранение и распределение  средств производства, превращение  исходных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а  также послепродажное облуживание.

Информация о работе Миссия и цели организации