Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:56, реферат
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Введение 3
Роль миссии в стратегическом управлении 4
Цели формулирования миссии 7
Цели организации и их классификация 9
Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ.
Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.
Подсистема, связанная с исследованиями
и разработками, реализует цели нововведений
на предприятии. Ее направленность –
это поиск новых видов
4. Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:
- соподчиненность, то есть цели подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (вывод: цели формируются сверху сверху – вниз);
- развертываемость, которая выражается
в том, что более общая цель
конкретизируется несколькими
- соотносительная важность.
Можно выделить также следующие требования к целям:
- во-первых, цели должны быть
достижимыми. Конечно, в целях
должен быть заключен
- во-вторых, цели должны быть
гибкими. Цели следует
- в-третьих, цели должны быть
измеримыми. Это означает, что цели
должны быть сформулированы
- в-четвертых, цели должны быть
конкретными, обладающими
- в-пятых, цели должны быть
совместными. Совместность
- в-шестых, цели должны быть приемлемыми
для основных субъектов
Естественно, что очень трудно свести
воедино при установлении целей
разнонаправленные интересы субъектов
влияния. Собственники ожидают, что
организация обеспечит высокую
прибыль, большие дивиденды, рост курса
акций и безопасность для вложенных
капиталов. Сотрудники желают, чтобы
организация платила им высокую
зарплату, давала интересную и безопасную
работу, обеспечивала условия для
роста и развития, осуществляла хорошее
социальное обеспечение и т.п. Для
покупателей организация должна
предоставить продукт по подходящей
цене, соответствующего качества, с
хорошим обслуживанием и
Процесс установления целей в различных
организациях проходит по-разному. В
одних организациях установление целей
полностью централизовано, в других
же организациях может быть полная
децентрализация. Есть организации, в
которых процесс установления целей
носит промежуточный между
В случае децентрализации в процессе
установления целей участвуют наряду
с верхним уровнем и более
низкие уровни организации. Есть две
схемы децентрализованного
Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
С точки зрения логики осуществления
действий, выполняемых при установлении
целей, можно считать, что процесс
целеполагания в организации
состоит из трех последовательных стадий.
На первой стадии происходит осмысление
результатов анализа среды, на второй
- выработка соответствующей
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
- выявление и анализ тех
- установление целей для
- построение иерархии целей;
- установление индивидуальных целей.
Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
Вторая фаза. При установлении целей
для организации в целом важно
определить, что из широкого круга
возможных характеристик
Третья фаза. Установление иерархии
целей предполагает определение
таких целей для всех уровней
организации, достижение которых отдельными
подразделениями будет
Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.
Установленные цели должны иметь статус
закона для организации, для всех
ее подразделений и. для всех членов.
Однако из требования обязательности
целей никак не следуют их вечность
и неизменность. Уже ранее говорилось,
что в силу динамизма среды
цели могут меняться. Можно подходить
к проблеме изменения целей следующим
образом: цели корректируются всякий раз,
когда этого требуют
Заключение