Миссия и цели предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 09:21, реферат

Описание работы

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь, целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3

1. Миссия предприятия ……………………………………… ..4

2. Цели предприятия………………………………………… … 8

Заключение……………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………....14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………3

1. Миссия предприятия ……………………………………… ..4

2.  Цели предприятия………………………………………… … 8

Заключение……………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………....14

 

 

 

Введение

Никакая организация не может успешно  выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она  хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации  возникает отнюдь не потому, что  ей нужно иметь ориентиры, чтобы  не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь, целевое начало в деятельности организации возникает  потому, что организация – это  объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди  создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в  организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает  организации определенную целевую ориентацию. Люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто является хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают её существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда речь идет о целевом начале в поведении  организации и соответственно о  целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и  другого, а также выработка стратегии  поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организации  своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и  соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

 

 

1. Миссия  предприятия

Миссия  – определение перечня текущих  и перспективных направлений  деятельности предприятия, выделение  приоритетов в стратегии, т.е. тех  основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые определяют образ организации в перспективе. Отличительной особенностью является то, что она должна быть выполнена  по истечению определенного периода  времени.

Срок  выполнения миссии должен быть обозримым  и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

Следует понимать широкое и узкое понимание  миссии. В широком понимании миссия распространяется как констатация  философии и предназначения, смысла существовании предприятия. Философия  предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие  намеревается осуществить, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может  меняться, например, со сменой собственника.

В узком  понимании миссия – сформулированное утверждение относительно того, для  чего и по какой причине существует предприятие, т.е. миссия понимается как  утверждение, раскрывающее смысл существования  предприятия от ему подобных.

Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение  о миссии – выражение видения  своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для  принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию  и поддержке компании во внешней  среде в достижении её целей.

Самым трудным  во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершению бизнеса. Делать это нужно до того, как  процесс планирования закончится в  целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах  и других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует  как средство коммуникации для того, чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение  передает намерение предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в  данный бизнес. Оно действует как  катализатор активности каждого, кто  вовлечен в конкретный бизнес:

- владелец  предприятия;

- ключевой  менеджмент (люди, занимающие ключевые  посты в бизнесе);

- сотрудники. Нужно помочь им понять цели  и задачи предприятия и их  роль в достижении этих целей;

- поставщики. Необходимо помочь им понять  цели данного предприятия и  возможности своего воздействия;

- потребители.  Следует помочь им понять, на  чем фокусируется конкретное  предприятие и что именно они  являются сосредоточением усилий.

Если  положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных  людей, то оно выполнит свою функцию  успешно. Имея такую поддержку, положения  о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами.

Особое  значение миссии для деятельности предприятия  заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для  всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения её целей  и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить  все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.

Как считает  Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

- история  фирмы, в процессе которой выработалась  философия фирмы, формировались  её профили и стиль деятельности, место на рынке и т.п.

- существующий  стиль поведения и способ действия  собственников и управленческого  персонала;

- состояние  среды обитания предприятия;

- ресурсы,  которые она может привести  в действие для достижения  своих целей;

- отличительные  особенности, которыми обладает  предприятие.

Хорошо  сформулированная миссия проясняет  то, чем является предприятие и  какой она стремится быть, а  также показывает отличие организации  от других ей подобных. Для этого  в сопровождающей миссию расшифровке  должны быть отражены следующие характеристики предприятия:

  • целевые ориентиры предприятия, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
  • сфера деятельности предприятия, отражающая то, какой продукт предприятие предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
  • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
  • возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем её отличительные возможности выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие имеются для этого ноу-хау и передовая техника.

Наряду  с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии организации важным является отражение  в содержании и форм изложения  миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей  степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что  в ней будет очень ясно отражен  тот имидж, которым обладает организация.

Так для  чего же все-таки формируется миссия, что она дает для деятельности предприятия?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды  общее представление о том, что  собой представляет организация, к  чему она стремиться, какие средства она готова использовать в своей  деятельности, какова её философия  и т.п. Также миссия способствует формированию или закреплению определенного  имиджа организации в предоставлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа.

 

 

2. Цели  предприятия

Одним из наиболее ответственных моментов в  процессе планирования деятельности предприятия  является выбор цели. Именно в соответствии с выбранной целью формируется  стратегия и тактика развития предприятии, разрабатываются прогнозы и планы действий, происходит оценка результатов принятых решений и  предпринятых действий. Цель- основа, ось, стержень, вокруг которого формируется  вся управленческая деятельность.  Цель-это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена его деятельность.

По установившемуся  мнению, существуют два типа целей: долгосрочные и краткосрочные. В  основе такого разделения лежит временной  период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для долгосрочных и краткосрочных целей. На практике краткосрочными являются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные достигаются через два- три года. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются ещё и промежуточные цели - среднесрочные.

В зависимости  от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и  содержания миссии в каждой организации  устанавливаются свои собственные  цели, особенные как по набору параметров организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяют четыре сферы, применительно к которым  предприятия устанавливают цели, исходя из своих интересов:

  • доходы предприятия;
  • работа с клиентами;
  • потребности и благосостояние сотрудников;
  • социальная ответственность.

Наиболее  распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
  • положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
  • финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
  • мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых платежей, количества единицы техники и т.п.;
  • разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, качество продукта и т.п.;
  • изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;
  • человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;
  • работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;
  • оказание помощь обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности и т.п.

В любой  крупной организации, имеющей несколько  различных структурных подразделений  и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более  высокого уровня в цели более низкого  уровня. Иерархия целей устанавливает  структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений  организации на достижение целей  верхнего уровня. Если иерархия целей  построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый  вклад в деятельность организации  по достижению целей организации в целом.

Одними  из самых важных целей для стратегического  управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может сокращаться. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Информация о работе Миссия и цели предприятия