Миссия организации: её содержание и предназначение. Примеры формирования миссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: "Какова главная цель организации?". Цель - конечное достижение организации, на что направлены ее действия и ресурсы. Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, отсекает "часть" возможных целей.

Содержание работы

Введение 3
1.Миссия организации и ее значение 4
1.1.Понятие миссии, ее сущность и содержание 9
1.2.Назначение и порядок формирования миссии 12
1.3.Процесс создания миссии 15
1.4.Функции миссии и ее роль 16
2.Разработка миссии и установление целей организации 17
2.1.Конструктор для разработки миссии компании 18
2.2.Разработка стратегии компании 3
2.3.Мисии некоторых российских и иностраных компаний 4
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Миссия органиации её содержание и предназначение.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «Удмуртский государственный  университет»

Институт экономики и  управления

Кафедра «Управление социально-экономическими системами»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент» («Основы менеджмента»)

На тему:

Миссия организации: её содержание и предназначение. Примеры формирования миссии.

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012г.

 

Содержание:

Введение 3

1.Миссия организации и ее значение 4

1.1.Понятие миссии, ее сущность и содержание 9

1.2.Назначение  и порядок формирования миссии 12

1.3.Процесс создания миссии 15

1.4.Функции  миссии и ее роль  16

2.Разработка миссии и установление целей организации 17

2.1.Конструктор  для разработки миссии компании 18

2.2.Разработка стратегии компании 3

2.3.Мисии некоторых российских и иностраных компаний 4

Заключение   16

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние десять лет понятие "миссия" стало едва ли не самым  модным в лексиконе европейских  и американских менеджеров. К настоящему времени почти 90% компаний развитых стран сформулировали свою миссию. В России также начали осознавать важность наличия миссии, поскольку  наши компании стали активно сотрудничать с иностранными. Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. Достаточно привести хотя бы тот факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять решение о выделении денег.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: "Какова главная  цель организации?". Цель - конечное достижение организации, на что направлены ее действия и ресурсы. Цели организации  определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие  цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его  миссии, а с другой, отсекает "часть" возможных целей.

Для определения значимости целей, в последние годы проводились  многочисленные исследования, которые  показали, что цели занимают одно из первых мест среди других компонентов  организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации.

Все вышеперечисленное указывает  на актуальность и значимость миссии организации в настоящее время.

Цель работы - провести исследование миссии организации и ее роли.

Задачи работы:

1. Определить понятие и сущность  миссии.

2. Определить порядок формирования  миссии организации.

3. Рассмотреть функции миссии и ее роль.

Для подготовки были использованы учебники рекомендованные по курсу менеджмента, статистические данные, статьи российских и зарубежных авторов, интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Миссия организации и ее значение.
    1. Понятие  миссии, ее сущность и содержание.

В учебных пособия по менеджменту  разных авторов можно встретить  разные определения понятию "миссия", которые дополняют друг друга  и помогают лучше понять сущность этой управленческой категории, поэтому  рассмотрим несколько из них.

В своем известном учебнике Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. дают такое определение: "основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии".

В учебнике Д. Хасби "Стратегический менеджмент" миссия определена, как "генеральная цель организации, характеризующая, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее единственное в своем роде место. Выбрать такую цель - значит ответить на основной вопрос: "Чем мы занимаемся?".

П. Друккер определяет миссию как основную цель, ради достижения которой компания создаётся. Миссия имеет комплексный характер, включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании, выражает сущность делового успеха, к которому она стремится.

Миссия фирмы должна рассматриваться  с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт клиентов для поддержки  организации в будущем.

Как сказал Питер Ф. Друкер: "Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента. Если предпринимательство берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии".

Гольдштейн Г.Я. так описывает  сущность миссии организации в своем  учебнике. "Миссия организации - выражение  ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и  не должна зависеть от текущего состояния  организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое  несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?"

Новым модным понятием, которое  начинают активно использовать в  своем лексиконе бизнесмены в  России и на территории СНГ является понятие миссии. Если такие слова  как: конкуренты, бизнес-план, налоги, оффшоры  и т.д. на слуху с 90-х годов, то миссия начинает свое шествие в умах и  сердцах бизнес-элиты лишь с 2000-го года. Можно выделить две основные причины такого состояния дел:

Миссия - это основная общая  цель организации - четко выраженная причина ее существования, без определения  миссии все решения в организации  принимались бы только на основе индивидуальных ценностей руководителей. Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает направления  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Миссия организации - цель, ради которой, или причина, по которой существует организация. Миссия организации должна содержать информацию о продукте или услуге фирмы, о  клиентах организации, об основных ценностях  организации. Организационная миссия - очень широкое заявление руководства  организации, и для выработки  миссии необходим тщательный анализ организационного окружения.

Миссия - это первый шаг  в снижении неопределенности представлений  о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем  у всех тех, кто имеет и хотел  бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции.

 

 

Существует три вида миссии:

Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.

Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. "видение" будущего состояния фирмы.

Анализируя различные  трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать  следующее обобщение: миссия – это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно велик (чаще всего до 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение сотрудников могло увидеть результаты своего труда. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

 

    1. Назначение и порядок формирования миссии

В настоящее время руководители предприятий все больше задумываются о формулировании миссии. Понимание  и проработка фундаментальных предпосылок для определения миссии подводит к вопросу об основном смысле существования предприятия, формулирование миссии предприятия в значительной степени оказывает влияние на его дальнейшую деятельность.

Созданию миссии в организации  способствуют следующие ситуации:

собственник начинает задумываться о будущем;

свою миссию уже имеют  или создают конкуренты;

приоритетной есть проблема развития организации;

кризис в организации, отрасли или стране (мире);

организация состоит из многих структурных подразделений;

статьи, тренинги и консультации на данную тему.

Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров («Мы производим пылесосы») или используемой технологии («Мы разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок. Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Если руководство организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого ею товара или услуги, то ему очень трудно будет выработать миссию своей фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее.

Миссия организации - это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать.

При определении миссии руководству компании следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости.

Миссия показывает - насколько  продукты компании (товары, услуги, отношения) формируют и усиливают качественные изменения в повседневной жизни  потребителя и мировоззрении  общества. То есть миссия должна быть направлена наружу, на общество, вне компании, а  не на компанию и ее интересантов. Именно это является главным критерием  при понимании - миссия ли перед глазами  или попытка оправдания сугубо материальных интересов бизнеса. Яркий тому негативный пример - миссии сегодняшних российских банков и страховых компаний, большинство  которых просто-напросто забыли об интересах клиента.

Цели формулирования миссии:

1)Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремиться и т.п.

2)Способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

3)Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.

4)Миссия создает возможность для более действенного управления организацией.

Формулировка миссии организации  должна содержать следующее:

1. Задача фирмы с  точки зрения ее основных услуг  или изделий, ее основных рынков  и основных технологий. Проще  говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

2. Внешняя среда по  отношению к фирме, которая  определяет рабочие принципы  фирмы.

3. Культура организации.  Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы. Какого типа людей привлекает этот климат.

Миссия фирмы всегда крайне индивидуальна. Содержание миссии отделяет конкретную фирму от общего числа других организаций и наделяет ее собственными отличительными чертами, характеризующими специфику деятельности и парадигму развития.

Основным заблуждением менеджеров при разработке миссии организации  является ее формулирование в терминах прибыли. Ведь прибыль представляет собой исключительно экономический  результат деятельности компании, который  не дает представления ни о сфере  деятельности, ни о социальной значимости предприятия. Миссии, ориентированные  только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие  от другого. Миссия - это не получение прибыли.

Прибыль - всего лишь внутренняя проблема предприятия. Организация  может выжить только тогда, когда  она будет удовлетворять какую-то потребность общества. Поэтому, для  того, чтобы заработать прибыль, фирма  обязана следить за средой, в которой  она функционирует. Поэтому только в окружающей среде и можно  найти общую цель организации. Чтобы  выбрать миссию, руководство должно ответить на вопросы: “кто наши клиенты? Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить? ” А клиент в данном случае тот, кто будет  использовать результат деятельности фирмы. Клиентами некоммерческой организации  будут те, кто использует её услуги и обеспечивает её ресурсами.

 

    1. Процесс создания миссии

В идеальном варианте в  процесс выработки миссии организации  должны быть вовлечены все уровни менеджмента, вместе с тем, данный процесс  должен проходить под наблюдением  компетентных внешних консультантов, которые уже имеют теоретический  и практический опыт выработки миссии организаций.

Информация о работе Миссия организации: её содержание и предназначение. Примеры формирования миссии