Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:28, доклад
Деловые совещания (заседания) – это важнейшее совместное обсуждение производственных, коммерческих, управленческих и иных вопросов, обмена информацией, анализа ситуации, а также способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма важную роль в процессе управленческой деятельности, отличаются значительным разнообразием по целям и формам.
Инструктивные совещания целесообразно использовать в случае отсутствия времени для письменных распоряжений или при желании руководителя эмоционально воздействовать па подчиненных.
Схематически отношение этих типов можно представить так:
Демократическая модель совещания гармонично сочетает в себе:
Демократический стиль является наиболее оптимальным для большинства типов проблемных и задачных ситуаций. Будучи наиболее организованной, данная модель совещания наиболее комфортна для участников и результативна по критерию целедостижения, а также по критерию неформальности согласования. Если ведущий стиль совещания - демократический, то в организации складываются благоприятный психологический климат, оптимальные взаимоотношения между управленцем и исполнителями, успешно решаются основные задачи и формируется органичное, сплоченное целое коллектива - команда с признанным “капитаном”.
Промежуточными между автократическим и анархическим типами можно выделить авторитарно-снисходительный и случайно-оформленный.
Авторитарно-снисходительному стилю <4 тип> свойственна фигура жесткости управленца в принципиальных, по его мнению, вещах и уступчивость в несущественных для него моментах. В этом типе сочетается автократичность в основе и некоторые элементы раскрепощенно-анархичеческого стиля. Руководитель совещания в этом случае не обладает неограниченными полномочиями, как в автократическом, и стремится к внешней видимости демократичности и согласованности принимаемых решений, стараясь “продавить” все-таки свое мнение. Данный тип управления совещанием может возникнуть при исполнении роли “демократа” руководителем склонным к авторитарному типу управления.
Этим типом управления совещания руководителю рекомендуется воспользоваться в случае, когда сложившаяся ситуация, требует оперативного решения каких-либо вопросов, а мнения сотрудников по этому вопросу разнородны. Отрицательным последствием реализации этого типа управления может выступить скрытое недовольство сотрудников, мнение которых осталось неучтенным.
Для предотвращения такого
негатива руководитель должен постараться
выслушать и с уважением
Случайно-оформленный тип (или хаотично-оформленный) <5 тип> совещания, как правило, образуется в результате проведения частичных согласований между участниками, уставшими от “бесформенности” и безрезультатности обсуждений. Минимальный объем правил, существующий в этом типе носит “косметический” характер оформленности взаимодействий, хотя в основании лежат критерии анархического стиля. Роль управленца в данной модели сводится к контролю и поддержанию некоторых согласованных или не вызывающих сомнение в значимости норм совещания. Кроме того, этот тип характеризуется динамичностью появления и “стирания” норм, актуальность которых забывается со временем.
Данный тип может быть рекомендован в двух случаях.
Во-первых, при реализации руководителем стратегии окультуривания делового совещания и перевода его в демократический стиль. Тогда существенным выступает необходимость появления и закрепления все большего числа согласованных норм участия в деловой дискуссии. Важно, что эти нормы не спускаются “сверху” руководителем, а появляются и осознаются как необходимая предпосылка повышения эффективности совещания. В этом случае управленец должен вовремя подхватывать и оформлять “созревшие” нормы и правила согласования. Этим обеспечивается естественный ход процесса окультуривания деловой коммуникации. В качестве примера: один из руководителей довольно крупной компании за короткий срок преодолел беспорядочность взаимоотношений на совещании сформировав потребность у участников в контроле правильности понимания другого и утвердив его как выработанное коллективом правило общения на совещании.
Во-вторых, данный тип может использоваться руководителем в ситуациях творческого поиска решения проблем при ограниченном ресурсе времени. Планируя такого типа совещание, управленец должен ограничиться минимальным количеством нормативных рамок, которые бы, с одной стороны, “не перекрывали кислород” творческому поиску, а с другой стороны, ставили препятствия выходу за тему дискуссии, формализму, и другим деструкциям обсуждения. В начале совещания руководитель должен создать атмосферу творческой раскрепощенности, обеспечить согласование и принятие всеми участниками минимально необходимых правил коллективного обсуждения. В ходе коллективного поиска оригинальных решений управленец осуществляет контроль и коррекцию на основании согласованных нормативных рамок и поддерживает творческий дух коллектива.
Список литературы
1 - http://www.acmegroup.ru/node/
2 - http://economuch.com/page/
3 - http://mgup-vm.ru/russian/08.