Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 11:54, курсовая работа
Цель работы – изучить понятие «жизненного цикла организации» и основные стадии его развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность жизненного цикла организации;
– изучить структуру жизненного цикла организации;
– проанализировать существующие модели жизненного цикла организации;
– рассмотреть механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования.
С.
Введение …………………………………………………………..
3
Глава 1 Жизненный цикл организации: теоретические основы…………………...……………………………………………..
5
1.1 Понятие и сущность жизненного цикла организации………
5
1.2 Структура жизненного цикла организации…..........................
7
1.3 Социальный компонент жизненного цикла организации……
10
Глава 2 Модели жизненного цикла организации и связанные с ними особенности управления………………………
14
2.1 Анализ моделей жизненного цикла организации.………...
14
2.2 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования………..................................................................
19
Заключение ………………………………………………………
22
Список использованных источников и литературы .............
24
Содержание
С. | |
Введение ………………………………………………………….. |
3 |
Глава 1 Жизненный
цикл организации: теоретические основы…………………...…………………………………… |
5 |
1.1 Понятие и сущность жизненного цикла организации……… |
5 |
|
7 |
|
10 |
Глава 2 Модели жизненного цикла организации и связанные с ними особенности управления……………………… |
14 |
2.1 Анализ моделей жизненного цикла организации.………... |
14 |
2.2 Механизм управления организацией
по стадиям ее жизненного цикла и направления
его совершенствования……….......... |
19 |
Заключение ……………………………………………………… |
22 |
Список использованных источников и литературы ............. |
24 |
Введение
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
Цель работы – изучить понятие «жизненного цикла организации» и основные стадии его развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность жизненного цикла организации;
– изучить структуру жизненного цикла организации;
– проанализировать существующие модели жизненного цикла организации;
– рассмотреть механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования.
Глава 1 Жизненный цикл организации: теоретические основы
1.1 Понятие и
сущность жизненного цикла
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства1.
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.
Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования. Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития.
Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.
Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия.
1.2 Структура жизненного цикла организации
Согласно органическому подходу
к управлению функционирование организации
по шкале времени может быть представлено
в терминах жизненного цикла , означающего
как процессуальность развития, так и
его стадийность. Как правило, специалисты,
несмотря на продолжающиеся дискуссии,
сходятся в том, что полный жизненный цикл
организации обязательно включает такие
стадии, как формирование организации,
ее интенсивный рост или ''размножение'',
стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя
стадия вовсе не обязательно должна завершаться
''смертью'' или ликвидацией организации.
Вполне возможным считается и вариант
ее ''возрождения'' или ''преображения'2'.
В соответствии с концепцией процессуальности
и стадийности развития организации ни
одно предприятие не может слишком долго
оставаться в одном и том же состоянии,
а всегда проходит несколько этапов своего
развития, каждый из которых сменяется
следующим, но зачастую непросто, а с переживанием
трудностей, противоречий. Можно выделить
несколько уровней рассмотрения подобной
этапности. Периоды, проживаемые фирмой
в рамках однотипных ценностных установок
и фиксирующие, в первую очередь, специфику
управленческих задач в определенный
период функционирования организации,
мы будем называть — стадиями ; периоды,
в которых организация принципиально
изменяет внутренние ценности и ориентации,
— циклами развития.
Первая стадия развития организации —
ее формирование . На этой стадии для организации
важно найти тот товар, который может быть
предложен потребителю. Если организации
удается найти свое место на рынке, раскрутить
свой товар, то она может перейти в следующую
стадию — интенсивный рост. На второй
стадии развития организация растет, увеличивается
объем продаваемого товара, увеличивается
число персонала, количество филиалов,
подразделений, направлений деятельности.
Если организации удается удержаться
на волне, стабилизировать источники дохода,
закрепиться на рынке уже в качестве полноправного
агента, то она может перейти к третьей
стадии — стабилизации. На этой стадии
для организации важно максимально стабилизировать
свою деятельность. Для этого она старается
снизить себестоимость продукции за счет
сокращения издержек и максимального
нормирования собственной деятельности.
Обычно в связи с изменчивостью рынка,
потребителя, цикл жизни товара, предлагаемого
организацией, ограничен, что сказывается
и на стадийности развития организации.
После стадии стабилизации организация
закономерно может перейти в следующую
стадию — кризис , который характеризуется,
как правило, снижением эффективности
деятельности ниже границ рентабельности,
потерей места на рынке и, возможно, гибелью
организации.
Организация может сохраниться и перейти
вновь к следующему циклу развития только
в том случае, если она сможет найти новый,
привлекательный для потребителя товар,
занять новое место на рынке. Если это
удалось, то она уже в превращенном виде
может вновь пережить стадии формирования,
интенсивного роста и стабилизации, которые
неизбежно будут сменены новым кризисом.
В развитии организации кризисы неизбежны.
По данным консультантов по управлению,
даже самые консервативные компании, характеризующиеся
устойчивым положением на рынке, переживают
кризисы не реже чем раз в 50—60 лет. Для
изменчивых же российских условий этап
развития может продолжаться год-полтора,
а зачастую и несколько месяцев3.
Анализ историй успешных компаний позволяет
выделить следующие основные особенности
целевой ориентации организации на различных
стадиях ее развития4:
1. Стадия формирования — в условиях рыночных отношений определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации.
2. Стадия закрепления на рынке
с ориентацией на поиск и производство
других (помимо зарекомендовавших себя
с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение
круга потребителей, поставщиков и партнеров,
а также закрепление собственного неповторимого
имиджа. А поскольку достижение поставленной
цели часто сопряжено с экспансией со
стороны организации, то необходимо быть
готовым к противодействию со стороны
конкурентов. Следовательно, важной особенностью
организации на этом этапе является готовность
к борьбе.
3. Стадия стабилизации представляется,
на первый взгляд, той самой заветной мечтой,
к которой организация и стремилась с
самого начала. Однако основная цель, преследуемая
на этой стадии, — закрепление на достигнутом
— потребует от организации не меньших,
если не больших усилий, чем цели предыдущих
стадий. Это связано с тем, что проблемы,
которые необходимо решать на этой стадии,
носят преимущественно внутренний характер,
т. е. связаны с самой организацией. Успешность
организации на этой стадии зависит от
ее ''аутентичности'' существующим во внешней
среде образцам. Иногда это может приводить
к отказу от предыдущей истории жизни
организации, что чаще всего реализуется
в форме создания мифа.
4. Стадия кризиса
организации — самый трудный этап ее существования,
поскольку это — сопротивление кризису
и поиск путей выхода из критического
состояния и нахождение альтернатив.
На каждой стадии организация реализует
специфическую стратегию развития. Взгляд
на организацию сквозь призму стадий развития
позволяет более точно идентифицировать
ее основные целевые и стратегические
установки и ориентации. Более того, возникает
возможность определить, в какой степени
они адекватны внутренней ситуации в организации.
Таким образом, если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования.
1.3 Социальный
компонент жизненного цикла
В настоящее время теория жизненного цикла не только применяется на практике, но и претерпевает некоторые изменения и дополнения, т.к. до сих пор является объектом изучения исследователей. Однако меняются лишь ракурсы исследования жизненного цикла, вносятся новые, ранее не учитываемые аспекты жизнедеятельности организаций.
Так, в своей статье «Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации» исследователь О.В. Лавизина пытается осмыслить социальную природу организации и рассмотреть возможности управления ее жизненным циклом, управляя социальной компонентой организации. При этом отмечается несовершенство ранее предложенных моделей жизненного цикла вследствие недооценивания в них социального аспекта.
В качестве основных критериев типизации стадий жизненного цикла автор предложила рассматривать уровень освоения компанией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише).
Далее, рассматривая людей в качестве носителей информации и субъектов организационной культуры, автор исследует модель организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, коррелирующую с остальными организационными подсистемами. Главный вывод, который следует из анализа динамики социальной компоненты компании: вместе с организацией развивается и организационная культура. Более того, определенной стадии жизненного цикла организации соответствует определенный тип организационной культуры5.
Так, стадии зарождения организации соответствует «противоречивая» и «неразделяемая» организационная культура, являющая собой, по сути, набор культур, привнесенных сотрудниками компании из внешней социологической системы. При этом под разделяемостью культуры понимается доля членов организации, разделяющая базовые основы культурной парадигмы. Противоречивость, по мнению автора, – это несоответствие между подлинными и провозглашенными ценностями организации. Наличие субкультур рассматривается как неизбежное явление в условиях разделения труда и не всегда свидетельствует о неразделяемой организационной культуре.
На стадии развития в компании формируется собственная организационная культура, основные ценности, образующиеся вследствие осознания сотрудниками места компании на рынке и в обществе. На этом этапе процессы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции особенно интенсивны. Еще одной особенностью становится замена истинных ценностей провозглашенными, обусловленная небольшим опытом сотрудников компании и невозможностью формирования ими собственных убеждений. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном. Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Организационная культура характеризуется как непротиворечивая, но слабо разделяемая.
Информация о работе Модели жизненного цикла организации и связанные с ними особенности управления