Моделирование и прогнозирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Содержание работы

Основные модели управления.
Дерево решений.
Методы прогнозирования управленческих решений.

Файлы: 1 файл

10. Моделирование и прогнозирование в менеджменте.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Менеджмент

Тема: Моделирование и прогнозирование  в менеджменте

  1. Основные модели управления.
  2. Дерево решений.
  3. Методы прогнозирования управленческих решений.

- 1 -

Модель – формализованное описание процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Создание модели связано  с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Типы моделей:

Физическая  модель – это уменьшенное или увеличенное описание объекта или системы.

Пример: макет строительного объекта делается в миниатюре при конкурсах для выбора лучшего варианта. Авто, авиационные предприятия также изготавливают физически уменьшенные копии для определения такой характеристики как аэродинамическое сопротивление.

Аналоговая  модель – это исследуемый объект, который не похож на реальный, но ведет себя тождественно.

Математическая  модель – используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Теоретические основы экономико-математических методов как нового научного направления были заложены русскими учеными: А.В Канторовичем (метод линейного программирования) и Новожиловым. Импульсом послужило планирование в СССР (план ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг). С 60-х годов математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса, программно-целевого планирования и т.д.

Построение модели осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

    1. постановка задачи – от правильности ее диагностики зависит способность модели обеспечить правильное решение управленческой проблемы;
    2. конструирование модели – осуществляется на основе информации соответствующей поставленной задаче при условии, что затраты на ее построение не превысят все расходы на задачу, требующую решения;
    3. проверка модели на достоверность – т.е. степень соответствия ее реальному миру, наличие всех релевантных (относящихся к делу) переменных, путем теоретического и (или) экспериментального анализа;
    4. практическое применение модели – только тогда является успешным, когда она принята и понята. Многие модели не используются руководителями из-за непонимания того, как она функционирует, каковы ее возможности и ограничения;
    5. корректировка модели – с целью введения дополнительных данных и факторов модели модифицируют в соответствии с определенными изменениями, т.к. это влияет на критерии принятия решений.

Основные модели управления.

Существует большое количество моделей для разрешения проблем. Наиболее известные и распространенные:

  1. Теория игр – основана на способности прогнозировать действия конкурентов в ответ на принятые решения. Создателями этой теории являются военные при разработке стратегии – учет действий противника. Применяется редко, т.к. точность прогноза реакции конкурентов невысока.
  2. Модели теории очередей (или оптимального обслуживания) дают возможность определить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь.
  3. Модели управления запасами – используются для определения времени поставок и количества ресурсов, а также определения массы готовой продукции на складах. Цель моделирования – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, а именно: снижение затрат на размещение заказов, их хранение и потери, связанные с недостаточным уровнем запасов (простои); при избытке запасов увеличиваются расходы на хранение, перегрузку, страхование, уплату налогов и т.п., а также увеличивание оборотных средств, что ведет к снижению рентабельности.
  4. Модель линейного программирования – применяется для решения следующих производственных проблем:

- планирование ассортимента  изделий;

- определение оптимального  технологического маршрута изготовления  изделий;

- календарное планирование  производства;

- составления оптимального  графика отгрузки продукции и  т.п.

  1. Имитационное моделирование – дает возможность определить как поведет себя система или объект в ответ на определенные изменения или события. Имитация используется в ситуациях очень сложных, с большим количеством переменных.
  2. Экономический анализ – вбирает в себя почти все методы оценки затрат и экономических выгод, а также относительной рентабельности предприятия.

Типичная экономическая модель основанная на анализе безубыточности, т.е. методе принятия решений с определением точки, когда общий доход = суммарным затратам. Эта точка называется точкой безубыточности или порог рентабельности Р=0.

При этом учитываются три показателя:

1.продажная цена единицы продукции:  Ц;

2.переменные издержки единицы  продукции (расходы, относимые  непосредственно на производство): Ипер;

3.общие постоянные издержки: ОПИ.              ОПИ

Тбез= ---------------------

                Ц - Ипер

 

 

 

- 2 –

Прогнозирование – это метод планирования, основанный на использовании прошлого опыта и текущего предположения с целью определения будущего. На основе составленных прогнозов принимаются решения. Прогнозы бывают очень сложными и для того, чтобы их составить специалистам приходится тщательно изучать все аспекты прогнозируемого события:

    • характер рынка;
    • отношения с чиновниками;
    • подъездные пути и т.д.

Выделяют основные разновидности прогнозов, которые способствуют достижению цели предприятием:

    1. экономические прогнозы – составляются с целью предсказать состояние экономики конкретного предприятия;
    2. прогнозы развития технологии – какие из технологий станут наиболее перспективными, какие изменения могут произойти и принесут ли они выгоду;
    3. прогнозы развития конкуренции – используются для предсказания поведения конкурентов в будущем в ответ на определенные действия;
    4. маркетинговые прогнозы – исследования рынка с целью выбора рыночной стратегии и учета влияния различных факторов на спрос и заказы клиентов в будущем;
    5. социальные прогнозы – предсказывают изменения состояния общества и социальные приоритеты людей. Эти прогнозы необходимо учитывать в управлении применительно к мотивации работника.

 

Прогнозы можно составлять различными методами:

      1. Неформальные методы составления прогнозов
    1. На основе вербальной информации, получаемой в устной форме из разных источников (радио, ТВ и др.). Информация поступает о состоянии внешней среды и используется для достижения целей, но такая информация зачастую неточной, устаревшей.
    2. В виде письменной информации, ее источники – газеты, журналы, отчеты и т.п. Она легко доступна, но также бывает поверхностной, нечеткой, устаревшей.
    3. Промышленный шпионаж – наиболее успешный способ сбора данных о действиях конкурентов.

2. Количественные методы – основаны на статистических данных, выражающих определенную достоверную информацию:

  1. Анализ временных рядов – выявление тенденций роста или спада в прошлом или продление их в будущем. Может производиться с написанием графиков и таблиц. Является типичным для социального планирования.

1. В 11 пятилетие доходы на  душу населения изменились следующим  образом:

1986 план

Реальный доход на душу населения

 

1980

 

1981

 

1982

 

1983

 

1984

 

1985

114

В % к 80 г.

100

103

103

105

108

111

1024

В % к предыдущему

100

103

100

101,9

102,9

102,8


             2. Фирма занимается реализацией спиртных напитков, в том числе шампанского, объем предновогодней продажи которого с каждым годом растет. Проведя анализ отчетных данных за предшествующие 5 лет можно составить прогноз: каким будет объем продаж в наступающий праздничный период и соответственно заключать договора на поставку шампанского.

                                       года

 показатели

 

1993

 

1994

 

1995

 

1996

 

1997

 

1998

Количество проданных бутылок

850

975

814

1102

1326

1658

% роста

100

114,7

89,5

135,4

120,3

125

% к 1993 г.

 

114,7

95,8

129,6

156

 

2)  Каузальное (причинно-следственное) моделирование – это наиболее сложный метод из применяемых, используется для прогнозирования демографических изменений уровня доходов населения и т.п. При этом исследуется зависимость переменных факторов с другими множественными переменными. Эта зависимость в статистике называется корреляцией. Она показывает тесноту связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Самым сложным из каузального моделирования являются экономические модели по прогнозированию динамики экономики. Они включают огромное число уравнений, которые решаются с помощью мощных компьютеров. Разработка данных моделей – очень дорогостоящий процесс, поэтому не по силам даже крупным предприятиям.

3. Качественные методы – используются когда количественные методы либо слишком сложны, недостаточны или очень дорогие, тогда прибегают помощи эспертов:

1) Мнения жюри – составляется усредненная оценка незаинтересованных сторонних специалистов, где могут использоваться такие разновидности как коллективный блокнот, мозговой штурм, атака и т.д.;

2) Совокупное  мнение сбытовиков; т.к. торговые агенты хорошо ориентируются конъектуре рынка, то зачастую их интуитивные прогнозы дают более точный результат, чем количественные методы;

3) Модель ожидания  потребителя – составляется на основе результатов опросов и интервью клиентов организации; 

4) метод экспертных  оценок – это независимая экспертиза, с помощью которой эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме, а затем каждый эксперт сравнивает свой прогноз с другими, делает поправки, пока все эксперты не придут к единому мнению; делается это анонимно.

 

Наиболее распространенными методами прогнозирования в управление является: платежная матрица и дерево решений.

Платёжная матрица – метод статистической теории решений, представляет собой таблицу, дающую возможность оценить в деньгах следствия альтернативных стратегий в сочетании с конкретными обстоятельствами. При применении решения руководителю приходится учитывать вероятность события, которая варьирует от 0 до 1. Она определяется руководителем исходя из фактических данных прошлых периодов или интуиции, опыта. Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения, которое определяется как сумма произведений возможных результатов на соответствующие вероятности.

Пример 1: Предприятие решило вложить денежные средства в акции 4-х предприятий, ожидая, что сумма дивидендов с учётом вероятности дохода по каждому из предприятий составит:

 

  Р    Доход

1

2

3

4


 

Пример 2: Коммерческий агент должен принять решение по организации рабочего дня: необходимо заключит сделку в другом городе на сумму 3 000 долл. К потребителю можно добраться поездом, затратив на  поездку 8 час., а можно лететь самолётом. При использовании самолёта есть вероятность попасть в туман, и тогда придётся с потребителем договариваться по телефону, что приведёт к уменьшению заказа на 500 долл.; зато сможет обеспечить полный объём сделок при обычном режиме на сумму в 1,5 тыс. долл.

Информация о работе Моделирование и прогнозирование в менеджменте