Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:49, курсовая работа
Сегодня молочный рынок России претерпевает серьезные испытания: внутренняя неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли, и четкой системы государственной поддержки. Все это ставит отрасль на грань выживания и поднимает вопрос о консолидации всех конструктивных сил российской молочной промышленности.
Российская молочная промышленность разобщена, каждый производитель и переработчик пытаются в одиночку решать проблемы своего предприятия. Каждый имеет, что сказать, но нередко при этом не имеет возможности этого сделать. Отраслевые союзы, объединяющие производителей и переработчиков молока, к сожалению, показали неспособность объединить свои усилия для выработки единой стратегии защиты молочной отрасли.
Введение
1. состояние и эффективность развития молочной промышленности России.
1.1 состояние молочной промышленности в 2008-2012гг.
1.2 эффективность развития молочной промышленности в России.
2. состояние и эффективность развития молочной промышленности в Кировской области.
2.1 состояние молочной промышленности в 2008-2012гг.
2.2 эффективность развития молочной промышленности в Кировской области.
3.Рекомендации по усилению позиций кировских предприятий по производству молочной продукции на рынке
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня молочный рынок России претерпевает серьезные испытания: внутренняя неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли, и четкой системы государственной поддержки. Все это ставит отрасль на грань выживания и поднимает вопрос о консолидации всех конструктивных сил российской молочной промышленности.
Российская молочная промышленность разобщена, каждый производитель и переработчик пытаются в одиночку решать проблемы своего предприятия. Каждый имеет, что сказать, но нередко при этом не имеет возможности этого сделать. Отраслевые союзы, объединяющие производителей и переработчиков молока, к сожалению, показали неспособность объединить свои усилия для выработки единой стратегии защиты молочной отрасли.
В сложившейся ситуации ведущие бизнесмены отрасли молочной отрасли должны объединить свой опыт ведения дел и по-новому посмотреть на перспективы развития своего бизнеса в контексте развития всей молочной отрасли страны.[6]
Требования отрасли к государственным чиновникам, как правило, политизированы и разнонаправлены. Каждый участник отрасли, каждое объединение выступает со своими требованиями и предложениями, которые нередко противоречат друг другу. Не слыша четкого единого голоса от рынка, государство предлагает свое видение решения проблем отрасли - то видение, которое удобно чиновникам, но с которым часто не согласен рынок. На самом же деле государству нужен четкий бизнес-план развития отрасли на 30-50 лет вперед, основанный на реальном положении дел. В этом бизнес-плане должна быть определена понятная цель развития и поставлены задачи, необходимые для ее достижения. Из этого плана будут понятны направления и объемы государственной поддержки отрасли.
Российская молочная отрасль сильно дезинтегрирована, производители и переработчики молока, как правило, находятся в жесткой оппозиции друг к другу. Вместе с тем, мировой опыт и здравый смысл подсказывают, что производство и переработка молока - это не две отрасли, это одна система. Невозможно поднять отрасль, поддержав только производство молока: увеличение объемов производства молока потребует его переработки. И наоборот, развитие только перерабатывающей промышленности вызовет нехватку молока, быстро восполнить которую смогут импортеры. Производители и переработчики - это правая и левая рука отрасли. Их союз даст мощный толчок для развития всей молочной системы страны.
Являясь крупным импортером, наша страна фактически никем не представлена в ведущих мировых объединениях. Это очень негативно сказывается на развитии отрасли: российский рынок не участвует в обсуждении глобальных проблем, не знает мировых тенденций развития отрасли, не привлекает научные и инновационные разработки. От этого страдают производители и переработчики молока, конечные потребители и продовольственная безопасность нашей страны. Участвовавшие ранее в международных организациях фигуранты, как правило, свой выход на мировые рынки в собственных целях.
Цель курсовой работы определить эффективность развития молочной промышленности в России и Кировской области за 2008-2012 г.
Объектом работы выступает молочная промышленность России.
Задачи :
Российский рынок молочной продукции является составной частью российской пищевой промышленности. Пищевая промышленность играет огромную роль в экономике любой страны. В настоящее время российская пищевая промышленность объединяет в себе 25 тыс. предприятий, а её доля в объёме российского производства составляет более 10 %.
Молочная промышленность — отрасль пищевой
промышленности, объединяющая предприятия
по выработке продукции из молока. При
этом возможность и уникальность масштабов
производства молочных продуктов определяли
и определяют численность человечества,
его генетический и творческий потенциал.
По питательным свойствам молоко представляет
Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, оснащены механизированными и автоматизированными линиями по розливу продукции в бутылки, пакеты и другие виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукции. [4]
Значительная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции.
Структура распределения молока в России в основных сегментах рынка выглядит следующим образом:
- Молоко, используемое в животноводстве — 30 %;
- Переработка молока и производство молочной продукции — 40 %;
- Производство молочных полуфабрикатов, включая сухое молоко и масло — 25 %;
- Производство мороженого и детского питания — 5 %; [1]
Доля цельного молока на рынке составляет около 84 % в количественном выражении.
Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8 %, затем масло с долей рынка 5 %.
При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. [1]
На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6–8 % в год.
В 2009 г. потребление упало после некорректной пиар-кампании, связанной с принятием Технического регламента на молоко. Так, потребители уверенно полагали, что все представленное на рынке молоко не натуральное.
Очередным немаловажным трендом, препятствующим росту физических объемов продаж молока, стало изменение культуры потребления молока. В последние 10–15 лет в связи с активной рекламой произошли процессы замещения молока в рационе россиян другими продуктами, такими, как соки, сладкие безалкогольные напитки.
Исходя из сказанного выше, потребительский спрос в последние годы стал снижаться, превращаясь в фактор, сдерживающий развитие молочного рынка Российской Федерации (рисунок 1). [2]
Если сравнивать потребление в России с другими странами, также можно отметить значительное недовыполнение показателей.
Таким образом, обнаруживается потенциал роста спроса и потребления при наличии адекватного предложения молочных продуктов на рынке. [2]
Молочный комплекс является одним из важнейших составных частей АПК, главной задачей функционирования которого является удовлетворение потребностей общества в молочной продукции при определенном уровне доходов населения.
Именно поэтому перспективы роста рынка молочной продукции можно оценить положительно. Важнейшими факторами роста объемов рынка являются:
- Тенденция роста реальных доходов населения
- Потенциал емкости рынка, связанный с низким текущим уровнем потребления молочных продуктов по сравнению с уровнем потребления в странах Европы
- Интерес к здоровому образу жизни
- Приверженность населения России к молочным продуктам
Эти факторы являются источником увеличения спроса на молочную продукцию в ближайшей перспективе.
Спрос на молочную продукцию удовлетворяется российскими и иностранными производителями, причем доля импорта в отдельных сегментах рынка неуклонно растет. Следовательно, дополнительной возможностью расширения рынка для отечественных компаний является импорт замещение.
Российский молочный рынок активно расширяет ассортимент предоставляемой молочной продукции. Эксперты прогнозируют постепенное снижение потребления традиционных молочных продуктов (сметана, ряженка, простокваша) в пользу обогащенных современных продуктов (биокефир, биомолоко, биойогурт). Перспективны также любые десертные молочные продукты, которые люди потребляют не для утоления голода, а для удовольствия. И это прежде всего связано с увеличением дохода населения. Общий объем этих продуктов будет расти не только за счет увеличения количества новых потребителей, но и за счет роста частоты потребления постоянными покупателями этой категории продуктов. [3]