Молодёжная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении реализации молодежной политики.

Файлы: 1 файл

kursovaya_Cheremsina_Avtosokhranennyy.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.2. Нормативно-правовые основы  молодёжной политики в Российской  Федерации.

В России система управления государственной молодёжной политикой  начала складываться в 1991 г., после принятия Закона СССР "Об общих началах  государственной молодёжной политики в СССР" от 16 апреля 1991 г. №2114 - 1. Данный закон в соответствии с п.2 Раздела 2 "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ является частью правовой системы РФ, однако он практически  не применяется.

Конституция Российской Федерации  содержит положения, составляющие основу государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение  предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Исходя из этого разграничения определяется компетенция в области молодежной политики органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации  Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Частью 2 статьи 7 предусматривается, что  в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с частью 1 статьи 38 материнство и детство, семья  находятся под защитой государства. Непосредственное отношение к вопросам молодежи имеет содержание статьи 43 о праве на образование, обязательности основного общего образования. В  принципе, практически все права  могут иметь специфическое преломление  в аспекте молодежной политики.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены базовые  положения, касающиеся порядка образования  и деятельности общественных объединений, распространяемые, естественно, в том  числе на молодежные объединения. Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право  на объединение, включая право создавать  профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Частью 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден  к вступлению в какое-либо объединение  или пребыванию в нем.

Основой правовой базы ГМП  является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", которым  утверждены Основные направления государственной  молодежной политики в Российской Федерации - единственный из рассматриваемых  актов, который был принят до принятия Конституции Российской Федерации.

Нормативный акт декларирует  единство целей и принципов государственной  молодежной политики в Российской Федерации  для всех уровней государственной  власти и управления. В разделе 1 указаны четкие критерии субъектов, в отношении которых проводится государственная молодежная политика. В разделе 2 сформулированы основные направления политики государства.

Кроме того, в число основополагающих документов, регулирующих государственную молодёжную политику в России входят:

Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах  в области государственной молодёжной политики" от 16 сентября 1992 г. №1075

В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым  Указом Президента Российской Федерации  были выделены:

1)обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

2)создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

3)осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

4)содействие международным молодежным обменам.

Рассматриваемым Указом предусматривалось  создание Российского фонда федеральных  молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи (пункт 3), а  также поддерживалось предложение  об образовании Национального совета молодежных объединений в целях  координации деятельности молодежных и детских объединений России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей (пункт 4), а  также принятие ряда иных мер.

Федеральный закон "О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений" от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ.

Определяет общие принципы, содержание и меры государственной  поддержки молодежных и детских  общественных объединений Российской Федерации, устанавливает виды молодежных и детских объединений, которым  оказывается государственная поддержка (статья 4), статья 13 предусматривает  формирование Федерального реестра  молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, осуществлять которую должен федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики;

Ст.16 "Полномочия Правительства  Российской Федерации в социальной сфере" Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. №2 - ФКЗ, в соответствии с которой к  полномочиям Правительства РФ относятся  меры по реализации молодёжной политики;

4.п.58 ч.2 ст.26.3 Федерального  закона "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации" от 06 октября 1999 г.  № 184-ФЗ;

п.30 ч.1 ст.14, п.34 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября. 2003 г. № 131-ФЗ;

Федеральный закон Российской Федерации "О бюджетной классификации  Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. № 120-ФЗ (подраздел 0707 "Молодёжная политика и оздоровление детей")

ст.17 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, которая определяет компетенцию органов по делам молодёжи и сферу деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы;

Полномочия федерального уровня власти в сфере молодежной политики утверждены постановлениями  о соответствующих ведомствах: Постановление  Правительства Российской Федерации "О Министерстве спорта, туризма  и молодёжной политике" от 29 мая 2008 г. № 408, Постановление Правительства Российской Федерации " О Федеральном Агентстве по делам молодёжи" от 29 мая 2008 г. N 409.

В реализации ГМП на федеральном, региональном и местных уровнях  широко используется программно-целевой  подход. Так, в 1994 г. Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. Была утверждена федеральная целевая программа "Молодёжь России", в последствии продлена до 2010 г.

Концепция ГМП в РФ была одобрена Правительственной комиссией  по делам молодёжи под председательством  заместителя Председателя Правительства  Российской Федерации В.И. Матвиенко  в 2001 г.

Рабочей группой по вопросам ГМП Государственного совета РФ в 2002 г. была подготовлена и внесена на рассмотрения Президенту РФ Доктрина государственной молодёжной политики Российской Федерации.

В 2006 г. распоряжением Правительства  Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р утверждена Стратегия  государственной молодёжной политики в Российской Федерации, стратегия  разработана на период до 2016 года и  определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

       Таким  образом, правовое регулирование ГМП в Российской Федерации основывается на международных документах, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

        Правовое  регулирование этой сферы начало  активно развивается не так  давно и не разработано до  конца. Поэтому есть моменты,  в которые желательно внести  поправки или заменить иными,более эффективными документами. Но  сам факт принятия таких важных актов и законов говорит о том, что государство осознает, что молодёжь  при хороших условиях существования несет значительную функцию для общества в целом.

 

 

 

 

2.Реализация молодёжной политики в ХМАО

2.1. Содержание и основные  направления молодёжной политики  округа

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях:общереспубликанском  и региональном.

Молодежная политика в  Югре осуществляется с момента получения  округом статуса субъекта федерации, в округе все это время целенаправленно  формируется структура управления государственной молодежной политикой, социальная инфраструктура для молодежи.

Основными целями молодежной ХМАО политики являются:

1)Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи.

2)Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу.

3)Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

4)Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация молодежной политики в автономном округе проводится с  применением современных программно-целевых  методов.

За период реализации программ "Молодежь Ханты-Мансийского автономного  округа" (на 2000-2002 годы, 2003-2005 годы):

1)сложилась социальная молодежная инфраструктура Югры, сеть учреждений для молодежи, социальные службы и клубы, накоплен опыт поддержки детских, молодежных организаций (общественных объединений);

          2)сформированы механизмы адресного повышения социальной и трудовой активности молодежи, действуют молодежные биржи труда и предприятия;

3)получило значительное развитие гражданско-патриотическое направление работы с молодежью;

4)сформирован опыт поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, выявления и поддержки молодежных лидеров;

5)получили значительное развитие малозатратные формы летнего отдыха, туризма и технических видов спорта;

6)сложилась система подготовки кадров для работы с молодежью;

Основной концептуальной установкой Программы "Молодежь Югры" на 2006-2008 годы является направленность молодежной политики на создание условий для самоопределения и самореализации молодежи.

Основные направления  молодежной политики ХМАО:

1)Социально-гражданскоенаправленно на воспитание у молодежи гражданско-патриотической и социально-активной позиции в обществе, развитие студенческого самоуправления и решение проблем молодых семей.

В ходе реализации проекта "Патриот" регулярно проводятся заседания  Координационного совета по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, проходят учебно-методические семинары по патриотической работе для руководителей  и инструкторского состава учреждений округа, организуются военно-спортивные лагеря, военно-спортивные игры "Зарница", "Орленок", "Щит".

Комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводит ряд конкурсов  на звание "Лучшее учреждение в сфере  гражданского и патриотического  воспитания", "Лучший специалист в сфере патриотического воспитания" с учреждением ежегодной награды "За успехи в патриотическом воспитании". Молодежь достойно представляет округ на всероссийских мероприятиях гражданско-патриотического направления: "Равнение на Победу", "Салют Победы", "Я люблю тебя, Россия".

Телемост "Притяжение друзей" - перспективная для Комитета форма  межрегионального сотрудничества по различным  направлениям государственной молодежной политики. Развиваются дружеские  связи, творческое взаимодействие, деловое  партнерство с органами по делам  молодежи, детскими и молодежными  общественными организациями городов  округа, России.  Осуществляется обмен положительным опытом в реализации государственной молодежной политики.

В настоящее время вХанты-Мансийском автономном округе – Югре существует более 80 учебных заведений, в которых обучается около 50 тысяч студентов. Учебное заведение сегодня является одним из средств социального продвижения молодежи, что служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального поведения. Учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах способствует самореализации студенчества. Для этого разработана и реализуется окружная комплексная программа "Студенчество Югры", включающая проведение заседаний окружного студенческого совета, фестиваля "Студенческая весна", конкурса "Студент года". Победители окружных конкурсов и лауреаты региональных фестивалей ежегодно представляют автономный округ в мероприятиях Всероссийского уровня.

Информация о работе Молодёжная политика РФ