Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:14, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что при развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и, влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.
Туристская мотивация является необходимой базой, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Мотивы путешествий древних людей. Что такое мотив?.................5
1.2 Основные теории мотивации………………………………...…………….6
Глава 2. Классификация мотивационных аспектов ………………...…...…...9
2.1 Основные факторы туристической мотивации………………………….14
Глава 3. Теория мотивации как основа туристической деятельности……..23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Мотивы путешествий древних людей. Что такое мотив?.................5
1.2 Основные теории мотивации………………………………...…………….
Глава 2. Классификация мотивационных аспектов ………………...…...…...9
2.1 Основные факторы туристической мотивации………………………….14
Глава 3. Теория мотивации как основа туристической деятельности……..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С начала перестройки до 1991 года выезд за границу носил в основном частный характер. Туристы самостоятельно готовили путешествие, не обращаясь за помощью к турфирмам. Зарубежные туры на отдых и для развлечений, носившие организованный характер, были немногочисленны и предлагались профсоюзными структурами и Интуристом. Начиная с 1992 года в выездном потоке отчетливо обозначилось направление в дальнее зарубежье, такие поездки определяются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Поездки на отдых и для развлечения становятся все более популярными. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, чья неповторимая красота и величие овеяны легендами и многократно усилены рекламой.
Актуальность работы заключается в том, что при развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и, влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.
Туристская мотивация является необходимой базой, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Цель работы: исследовать мотивации туристского путешествия, оказывающие влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выборе туристского продукта.
Задачи:
Объект: мотивация туристского путешествия.
Предмет: факторы, влияющие на мотивацию туристских путешествий и выбор туристского продукта.
В общем представлении туризм - это удовольствие, активный или пассивный отдых, досуг и развлечение. Однако каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально - в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и других факторов. С достаточной степенью приближенности можно выделить группы населения, которые имеют некоторую общность в понимании принципов желаемого отдыха и принимают аналогичные решения при выборе путешествия.
Оказывается, тяга к путешествиям
всегда жила в человеке. Если в древние
времена она была вызвана поиском
пищи, новых пастбищ и земель,
то в современном мире путешествия
все больше носят развлекательный характер,
дают возможность отдохнуть от повседневных
будней, познакомиться с новыми людьми
и увидеть дальние страны и города.
Давайте все же выясним, как зародились путешествия и чем в большей мере были вызваны. Вероятно, что человек начал перемещаться из одной местности в другую, когда выделился из животного мира, тогда ему уже понадобился блок питания для ноутбука, что бы все время быть на связи. Тогда же перед ним стояли практические задачи: поиск пищи, а именно, освоение новых мест для охоты или рыболовства; поиск пастбищ (тогда люди стали прокладывать тропы и отмечать их опознавательными знаками); освоение более плодородных земель.
Известно, что стимулирование
человека непосредственно связано
с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных,
экономических).
Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
1.2 Основные теории мотивации
Существует достаточно большое количество теорий мотивации. Наиболее значимые из них:
Теория мотивации 3. Фрейда
Данная теория основана на признании действия отдельных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на различные стимулы внутреннего и внешнего характера. Данная теория важна для исследований, поскольку рассматривает человека, который должен быть удовлетворен приемлемыми, с точки зрения общества, способами.
Теория мотивации А. Маслоу
Данная теория базируется на том, что поведение человека обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей разного уровня. В первую очередь человек пытается удовлетворить наиболее важную для себя в данный момент времени потребность. Когда она будет удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается, и человек испытывает мотив к удовлетворению следующей по значимости потребности.
Полезность этой теории для исследований заключается в возможности понять, в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетворение потребностей. Можно сказать, что обычно следующая, более высокая потребность удовлетворяется лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие. На основе теории мотивации А. Маслоу осуществляются многочисленные программы предложения туристских продуктов, демонстрирующих статус, престиж, уважение, признание, способствующих самореализации и самовыражению личности. Уровень социальных потребностей может быть использован для усиления мотивов путешествия в группах по любительским или профессиональным интересам, где предоставляется возможность реализовать такие стремления, как привязанность, сопереживание.
Теория мотивации Д. Шварца
Эта теория рассматривает рациональные и эмоциональные мотивы. В соответствии с такой классификацией выделяются основные, рациональные мотивы, побуждающие клиента к приобретению туристских услуг. Такие как:
Глава 2. Классификация мотивов
Мотивы в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать.
Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие:
Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия.
1.Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры, например для желающих бросить курить.
2.Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.
3.Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой, предусматривающие ежедневные занятия и различные виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам спорта; а также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.), наибольшую группу составляют обучающие туры по интересам (например, кулинария, астрономия и т.д.).
4.Возможность самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции и тп.
5.Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников.
Специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют «сырный тур» по Чехии.
6.Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.
7.Развлечение и потребность в общении с людьми. Путешествия в
праздничные дни
и туры с развлекательно-
8.Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).
Специфические интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории туристических мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.
1.Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т.д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т.д., отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.
2.Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.
3.Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т.д.; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.
4.Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив.
При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.
Соотношение главных и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом.
1. Единый, четко преобладающий и обоснованный мотивационный исход, оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту, на известном курорте с хорошо оснащенной лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели – вторичные и не имеют решающего значения при выборе путешествия.