Мотивация деятельности в менеджменте организации на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Проблема мотивации трудовой деятельности актуальна для любой компании, будь то в условиях развитой экономической системы или формирующейся на рыночных рельсах экономике. Везде есть проблемы адекватного вознаграждения за труд, которое бы удовлетворяло и фирму и было бы интересно для работника, ориентируя его на производительный труд.
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту!!!.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит прежде всего от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в мотивировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». 
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

Пивоваренная компания «Балтика» была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. Современное оборудование и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, что позволило «Балтике» в 1996 году стать лидером российского рынка пива. Компания сохраняет этот статус и сегодня. На протяжении своей почти двадцатилетней истории «Балтика» динамично развивалась – приобретала заводы, вводила в строй новые производственные площадки, активно расширяла сеть сбытовых подразделений, как в России, так и за рубежом. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями – «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». В апреле 2008 года «Балтика» вошла в международную Группу Carlsberg, которой принадлежит 88,86% уставного капитала Компании.

«Балтика» продолжила экспансию на зарубежные рынки: началось лицензионное производство пива «Балтика» в Австралии, поставки продукции в Ливан, Вьетнам, Чили и Гвинею, продажи пива «Балтика № 7» на рынках Великобритании и Норвегии. «Балтика» по-прежнему является ведущим экспортером пива России; количество стран, в которых представлена продукция Компании, превысило шестьдесят. В 2008 году титульный бренд «Балтика» сохранил лидерство по объемам продаж в Европе и стал самым продаваемым потребительским брендом России.

В 2009 году продолжилась интеграция «Балтики» в Группу Carlsberg. Началось объединение операционных процессов  «Балтики» и компании «Дербес» в  области маркетинга, дистрибуции  и продаж, запущено производство брендов  «Балтики» в Казахстане. Для того чтобы этот рынок в будущем стабилизируется и возобновит свой рост. Это зависит не только от общих экономических факторов, но и от законодательного регулирования отрасли.

2009 год стал «годом возможностей», полагая, что неблагоприятные внешние факторы дали стимул к поиску новых путей для развития. Во многом именно благодаря общей ситуации на рынке пива Компания обратила особое внимание на внедрение программ совершенствования, направленных на повышение эффективности операционных процессов, что, в совокупности с принятием антикризисных мер и усилиями всех сотрудников Компании, позволило добиться хороших результатов.

 2010 год также стал непростым, в первую очередь, это связано с трехкратным повышением акциза на пиво и рядом законодательных инициатив в области ограничения продаж и рекламы пива. Тем не менее, надо отметить, что положение «Балтики» – лидера рынка – позволит справиться с любыми трудностями. Компания располагает сбалансированными производственными мощностями, крупнейшей системой дистрибуции, сильной профессиональной командой, опытом в производстве пива и его продвижении, а также высоким потенциалом для развития смежных категорий напитков. На сегодняшний день «Балтика» является самой крупной компанией в сфере производства товаров народного потребления в России и Восточной Европе. Заводы Компании расположены в 10 городах России: в Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, а также развивает агропроект в восьми областях России.

ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» В 2009 ГОДУ (таблица №1):

Таблица №1

Объем продаж

42,7 млн.гл

чистая выручка от реализации

93 648,7 млн руб.

операционная прибыль

29 617,5 млн руб.

операционная рентабельность

31,6%

более 11 000 сотрудников


 

ПОЗИЦИИ КОМПАНИИ В РОССИИ

В условиях нестабильной экономики и падения рынка  Компания усилила свои позиции: доля «Балтики» на рынке увеличилась  на 1,8%, с 38,8% в 2008 году до 40,6% в 2009 году. Продажи всей продукции Компании сократились на 5,7%, продажи пива в России – на 6,4%. Объем продаж Компании в 2009 году в натуральном выражении составил 42,7 млн гл, в том числе 41,7 млн гл пива20.

Рис.6  Доля «Балтики» на российском рынке .

В условиях падения потребительского спроса и существенного сокращения рынка пива бизнес «Балтики» оказался достаточно устойчив к влиянию неблагоприятных внешних факторов. Компании удалось сдержать падение объемов продаж и показать хорошие финансовые результаты за 2009 год благодаря активной работе по оптимизации портфеля брендов, развитию продаж и дистрибуции и опережающему снижению издержек.

Основные финансовые показатели Компании в период с 2007 по 2009 годы, приведены в таблице №2:

Финансовые показатели Компании в период с 2007 по 2009 годы

Таблица №2

Показатели

2007

2008

2009

Продажи, млн. гл.

44,3

45,2

42,7

Чистая выручка от реализации, млн. руб.

78891,8

92482,3

93648,7

Производственная себестоимость, млн. руб.

37810,5

-46668,5

-42394,9

Валовая прибыль, млн. руб.

41081,3

45813,8

51253,8

Коммерческие расходы, млн. руб.

-19609,2

-20765,9

-19150,1

Административные расходы, млн. руб.

-2653,4

-2913,4

-2528,7

Прочие доходы, млн. руб.

19,6

125,9

42,5

Операционная прибыль (EBIT), млн. руб.

18838,3

22260,4

29617,5

Чистая прибыль, млн. руб.

13960,3

15511,3

23372,3

Операционная рентабельность, %

23,9

24,1

31,6

Валовая рентабельность, %

52,1

49,5

54,7

Коэффициент рентабельности активов (ROA),  %

27,2

29,7

37,2

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROA), %

40,1

41,0

46,5

Коэффициент рентабельности используемого капитала (ROCE), %

35,8

38,1

50,8

Прибыль на акцию, руб.

83,16

98,01

147,14


Объемы продаж Компании в 2009 году сократились на 5,7%, тем не менее, чистая выручка от реализации за отчетный период выросла по сравнению с 2008 годом на 1,3% и составила 93 648,7 млн рублей.В 2009 году операционная прибыль Компании значительно – на 31% –выросла по отношению к 2008 году и составила 29 617,5 млн рублей. Таких существенных результатов Компания добилась благодаря тщательной работе по оптимизации портфеля брендов, эффективным инвестициям в развитие каналов продаж и в ключевые регионы.

 Компания увеличила чистую среднюю цену на пиво на 6,8%, что соответствует уровню инфляции категории. В связи с трехкратным повышением акциза на пиво с января 2010 года возможна разнонаправленная динамика отпускных и чистых цен на продукцию пивоваренных компаний. Однако «Балтика», как и все предыдущие годы, продолжает использовать взвешенный подход к ценообразованию.

Ключевым фактором, приведшим  к росту рентабельности, стало  опережающее сокращение операционных затрат. В дополнение к благоприятной  конъюнктуре на рынке сырья, обусловленной  экономической ситуацией, и связанному с этим снижению закупочных цен, Компания реализовывала различные проекты по повышению операционной эффективности. Среди

наиболее значимых проектов по снижению расходов следует выделить агропроект Компании по выращиванию пивоваренного ячменя, проекты по развитию собственных солодовен, снижающие зависимость Компании от поставщиков. Положительное влияние на сокращение издержек оказали также усилия по заключению долгосрочных договоров с поставщиками, уменьшение объема закупок, цены по которым привязаны к иностранной валюте, и перевод ряда функций на аутсорсинг. В результате затраты на производство продукции в 2009 году снизились в удельном выражении на 5,5% по сравнению с предыдущим годом. Производственная себестоимость сократилась на 10,9% по сравнению с 2008 годом. Операционная рентабельность увеличилась на 7,5 п.п. и составила 31,6%.

Дополнительный эффект от сокращения издержек был получен  в области логистики. Расходы  на хранение и на доставку на литр продукции  в удельном выражении в 2009 году снизились по сравнению с 2008 годом на 10%. Такие результаты были достигнуты благодаря усилиям Компании по выстраиванию цепочки поставок. Факторами, которые позитивно повлияли на расходы на логистику, стали:

  • оптимизация маршрутов доставки и использования собственного транспорта;
  • уменьшение среднего плеча доставки за счет перекрестного производства;
  • сокращение складских запасов;
  • оптимизация складских мощностей; сдерживание цен поставщиков услуг.

Компания «Балтика»  придерживается лучших практик корпоративного управления в соответствии со стандартами Кодекса корпоративного поведения, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных

бумаг России:

  • Все акционеры имеют возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав.
  • Акционеры обеспечены надежными и эффективными способами учета прав собственности на акции.
  • Акционеры имеют право участвовать в управлении Компанией путем принятия решений по наиболее важным вопросам ее деятельности на общем собрании акционеров.
  • Акционеры имеют право на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации о Компании.
  • Акционеры не злоупотребляют предоставленными им правами.
  • В Компании осуществляется контроль за использованием конфиденциальной и служебной информации.

 

 

 

 

Структура организации

Общее собрание акционеров

Совет директоров

Президент



 

Вице - президент по финансам и экономике

 

Вице - президент по маркетингу

 

Вице - президент по корпоративным вопросам

 

Вице - президент по операционной деятельности

 

Вице - президент по продажам в России


 

Рис.7 Структура организации  ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Деятельность совета директоров направлена на стратегическое управление Компанией, принятие эффективных  управленческих решений, соответствующих  лучшим нормам корпоративного управления, а также контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа. Главными задачами совета директоров являются:

  • формирование эффективной системы управления Компании;
  • обеспечение устойчивого финансового положения Компании;
  • определение перспективных и приоритетных направлений деятельности Компании;
  • разработка и реализация стратегических задач, стоящих перед Компанией.

Совет директоров Компании состоит из семи членов, двое из которых  являются независимыми директорами. В  составе совета директоров Компании в течение отчетного периода произошли следующие изменения: с 02 апреля 2009 года вместо Александра Иконникова в состав нового совета директоров вошел Ульрик Андерсен. В течение 2009 года состоялось 19 заседаний совета директоров Компании, проведенных как в очной форме, так и в форме заочного голосования.

МИССИЯ - Мы создаем качественный продукт и развиваем культуру потребления пива, чтобы дарить людям радость общения.

ВИДЕНИЕ - Мы хотим стать эталоном пивоваренной отрасли, то есть компанией, которая задает стандарты и является ориентиром для пивоваренных компаний во всем мире. Быть эталоном для нас это значит быть лидером.

ЦЕЛИ:

  • Вывести бренд «Балтика» на лидирующие позиции в мире.
  • Увеличивать долю на пивном рынке России при сохранении высокой прибыльности и высокого качества продукции.

Для достижения  этих целей необходимо:

  • Фокус на построении сильных брендов, премиализации и инновациях;
  • Лидерство во всех ценовых сегментах, регионах и каналах продаж;
  • Поддержание высокого качества нашей продукции и уровня обслуживания;
  • Постоянное развитие компетенций и повышение профессионализма сотрудников.
  • Повышение эффективности бизнес-процессов и операционное совершенствование.

Информация о работе Мотивация деятельности в менеджменте организации на примере ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»