Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:33, доклад
Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеетинтересы и возможности. Возможности работника - это его профессиональные знания, умения и навыки. Последние две составляющие часто называются профессиональным опытом. Здесь мы не будем разделять профессиональные знания и опыт от личностных ифизиологических характеристик (например, коммуникабельность, скорость реакции и т.п.), которые тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, и будем их называть просто профессиональными, имея в виду, что все они существенны для осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, возможности работника определяют его способность выполнять определенные функции, что естественно применяется при подборе персонала на работу, распределении должностных обязанностей, поручении производственных задач и пр.
Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулированияЮ.К. Балашов, Опубликовано в номере: Кадры предприятия №7 / 2002 Интересы, возможности, характер работника Каждая организация состоит
из людей. Каждый человек является субъектом,
то есть имеетинтересы и возможности.
Возможности работника - это его профессиональные
знания, умения и навыки. Последние две
составляющие часто называются профессиональным
опытом. Здесь мы не будем разделять профессиональные зна Интересы, представляя собой проявление системы ценностей, определяют предпочтения (склонность) субъектов по отношению, в частности, к производственной деятельности. Одна из крайних точек зрения на отношение между интересами субъекта и деятельностью заключается в том, что субъект делает только то, что он хочет, то есть то, что соответствует его интересам. Системы стимулирования персонала работают именно с данным аспектом поведения работников как субъектов. Сотрудники в организации объединены в различные коллективы (структурные подразделения, проектные группы под конкретную цель и т.д.). Для получения общего результата коллективной деятельности необходимо осуществлять взаимодействие между работниками, заключающееся в коммуникации между ними, и дальнейшую интеграцию результатов выполнения функций в единый общий результат. Успешность коммуникации и интеграции результата существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации и интеграции результата, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию и препятствующим интеграции результата. В значительной степени поведение
человека зависит от его личностных
особенностей, обобщенно называемых характеро Характер и интересы субъекта определяют его отношение к тем или иным событиям и, тем самым, определяют его реакцию (ответное поведение) на них. Таким образом, порождая определенные события, можно вызвать необходимую ответную реакцию, то есть формировать поведение человека в группе. Именно в этом заключается стимулирование. Поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека - характер и интересы - разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Это определяет постановку задачи - исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива. Мотивационные типы персонала Рассмотрим теперь детальнее сформулированную выше постановку задачи. Для этого введем понятийную модель "Мотивация-стимул". Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации. Стимул[1] - это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации. Существует несколько
мотивационных типов, каждый из которых
описывает характерное Мотивационные типы можно разделить на два класса: 1) класс избегательной мотивации 2) класс достижительной мотивации Можно представить следующую диаграмму , показывающую влияние стимула (воздействия) на человека с мотивацией из того или иного класса.
Рис. 1. Влияние стимулирования на поведение человека при различном типе и степени мотивации Проанализируем приведенный график. На горизонтальной оси точки соответствуют степени мотивации. Чем больший результат желателен для человека с достижительной мотивацией, тем правее лежит точка, описывающая степень мотивации (в правой половине графика). Соответственно, чем нежелательнее воздействие при избегательной мотивации, тем левее лежит соответствующая точка на оси (в левой половине). На человека оказывается стимулирующее воздействие. Оно может быть как адекватным, так и неадекватным. В случае предельно адекватного стимула, поведение человека предельно активно (конструктивно) - соответствующая точка лежит на кривой в верхней половине графика. Чем более стимул отличается от предельно адекватного, тем ниже лежит точка, описывающая поведение человека на вертикальном отрезке, проходящем через точку, описывающую степень мотивации человека. При каком-то характере воздействия человек перестает реагировать на стимул и его поведение никак с ним не связано. Это соответствует нулевой (по вертикали) точке отрезка - точке его пересечения с горизонтальной осью. Если же стимулирующее воздействие неадекватно, то поведение человека становится пассивным или деструктивным. Это отражается точками, лежащими ниже горизонтальной оси. При предельно неадекватной системе стимулирования поведение становится предельно деструктивным, соответствующая точка лежит на кривой в нижней части рисунка. В правом верхнем квадранте
графика кривая имеет насыщение
- переход к более высокой В левой части рисунка кривые имеют такой же характер, но уровень насыщения существенно ниже, чем для достижительной мотивации. Это объясняется тем, что: - во-первых, психологически нарастание страха ограничено и быстро достигает порога; - во-вторых, в арсенале
организации возможности - в-третьих, имеется важная особенность - чтобы применить наказание (санкцию), надодоказать отклонение в поведении человека от требуемого, а для доказательства имеются ограниченные возможности. Последний тезис проиллюстрируем следующим примером. Менеджеру по продажам дается задание продать 10 единиц товара за определенный период. При невыполнении задания применяется санкция. Практика показывает, что менеджер будет продавать (условно) 9 единиц. Это обусловлено тем, что перевыполнять задание ему невыгодно - он ничего от этого не приобретает, и, напротив, несет риск увеличения задания. Сильно недовыполнить нельзя - последует санкция. А немножко недовыполнить можно - с одной стороны, невозможно доказать, что это явилось следствием его деятельности, а не сложившейся внешней конъюнктуры ("я делал все возможное, но..."), а с другой стороны, есть шанс снижения задания и облегчения своей деятельности. Однако в левом нижнем квадранте имеется еще одна линия возможной реакции на неадекватную систему стимулирования при избегательной мотивации - линия "бунта", срыва управляемости и разрушения организации. Обычно это наблюдается при наличии сильного неформального лидера (профсоюзного лидера, внутреннего неглавного собственника, руководителя, конфликтующего с другими руководителями и т.п.) и при значительном попустительстве (недостаточности наказания). ______________________________ Теперь детализируем представления о мотивационных типах. Каждый человек представляет
собой сочетание всех или некоторых
из мотивационных типов в Различают следующие "чистые" типы мотивации:
Обозначим каждый тип мотивации кодом (по первым двум буквам): ЛЮ - люмпенизированный тип; ИН - инструментальный тип; ПР- профессиональный тип; ПА - патриотический тип; ХО - хозяйский тип. Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (Рис. 2) Рис 2. Человек как сочетание чистых мотивационных типов Люмпенизированный тип. Относится к избегательному
классу мотивации.
Инструментальный тип. Относитс
Профессиональный тип. Относитс
Патриотический тип. Относится к достижительному
классу мотивации.
Хозяйский тип. Относится к достижительному
классу мотивации.
Можно привести данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в организациях (Таблица 1, 2). Таблица 1. Распределение
мотивационных типов
Таблица 2. Распределение
мотивационных типов работников
крупного машиностроительного
Формы стимулирования и их соответствие мотивационным типам Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования: 1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы. 2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок. 3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др. 4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. Известен научный труд, в котором исследовано свыше 20 тысяч моральных стимулов, применявшихся в угольной промышленности. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе их очень активно применяют. 5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр. 6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация. 7. Привлечение к совладению и участию в управлении. Итак, на человека, который
описывается некоторым Эта реакция может быть · положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось; · нейтральной; · отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается. Понятийная модель "Мотивация-стимул"
устанавливает связь между Таблица 3. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Примечание: - "базовая" - наибольшая
ориентированность данной - "применима" - данная
форма стимулирования может - "нейтральная" - применение
данной формы стимулирования
не окажет никакого - "запрещена" - применение
данной формы стимулирования
приведет к прямо Применение модели Описанная модель "Мотивация-стимул"
может применяться при 1. Путем разработки и
применения системы 2. Оптимизировать систему
стимулирования под На Рис. 3 показаны основные этапы реализации двух названных вариантов политики стимулирования.
Рис. 3. Использование модели "Мотивация-Стимул" при двух вариантах политики стимулирования Методики построения мотивационного
профиля и Положения о [1] Слово "стимул" происходит
от латинского слова, [2] Напоминаем, что мы рассматриваем
чистые мотивационные типы. В
характере человека всегда |
Ю.К. Балашов,
заведующий отделом аудиторской и консалтинговой
фирмы «Топ-Аудит», к.э.н.
А.Г. Коваль,
заведующий отделом аудиторской и консалтинговой
фирмы «Топ-Аудит», к.т.н.
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №8 / 2002
I. ПОСТРОЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПЕРСОНАЛА [1]
Методика сбора информации
Сбор информации начинается с подготовки анкеты для обследования. При ее составлении необходимо разработать основания классификации персонала на обследуемые группы (например, подразделения, возрастные группы, профессиональные группы и т.п.), так как система стимулирования может создаваться индивидуально для каждой группы (полный текст анкеты приводится в рубрике «БУМАГИ» (стр. 46 журнала «Кадры предприятия № 8-2002»).
За подготовкой анкеты следует проведение опроса.
Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит блоки:
* «паспортичка» (вопросы 1-4);
* отношение работника к своей работе, работа как деятельность (вопросы 5-8);
* отношение работника к заработной плате (вопросы 9-10);
* работник и организация, коллектив (вопросы 11, 13);
* работник и совладение организацией (вопрос 14);
* работник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15-18).
Обработка результатов анкетирования
Ручная обработка данных
теста осуществляется с помощью
специальной Таблицы
Таблица 1
Идентификация типов трудовой мотивации
Вопросы |
Типы трудовой
мотивации, | ||||
ИН |
ПР |
ПА |
ХО |
ЛЮ | |
5 |
4 |
2 |
3 |
1 |
5 |
6 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
7 |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
8 |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
9 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
10.2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
10.3 |
1 |
3 |
3 |
1 | |
10.4 |
3 |
1 | |||
10.5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
10.6 |
1 |
3 |
1 | ||
10.7 |
1 |
1 |
3 |
3 | |
10.8 |
1 |
||||
10.9 |
3 |
3 |
1 | ||
11 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
12 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
13 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
14 |
2 |
4 |
1 |
3,1 |
5 |
15 |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
16 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
17 |
4,7 |
1,4,7 |
1,2,4,5 |
1,2,4 |
2,5 |
18.1 |
3,7 |
5 |
2 |
1 |
4 |
18.2 |
4,6 |
3,5 |
2 |
1,3 |
7,8 |
Обозначение кодов: ЛЮ – люмпенизированный тип; ИН – инструментальный тип; ПР – профессиональный тип; ПА – патриотический тип; ХО – хозяйский тип. [2]
Обработка результатов проводится в два этапа.
На первом этапе обрабатывается каждая заполненная анкета и производится расчет индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого.
Рассматривая поочередно вариант ответа на каждый вопрос, определите по ключевой таблице тип мотивации. Он может быть единственным для этого варианта, но есть варианты ответов, которым соответствует несколько типов мотивации. Есть и такие варианты, которым не соответствует ни один тип мотивации, например, вопрос 10.1 не имеет соответствующего типа мотивации ни при каком варианте ответа.
Проставьте рядом с вариантом ответа код соответствующего ему типа или типов мотивации, руководствуясь следующими примерами:
Вопрос 5
Даны варианты ответов:
2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР;
3 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПА.
Вопрос 7
Дан только один вариант ответа:
2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР.
Вопрос 10.5
Дан вариант ответа:
3 – по таблице определяем,
что этому варианту
Вопрос 11
Ни один вариант не выбран. Ничего не проставляем.
Вопрос 17
Выбраны варианты:
1 – соответствует три типа мотивации – ПР, ПА, ХО;
2 – тоже три типа мотивации – ПА, ХО, ЛЮ;
5 – соответствует два типа – ПА, ЛЮ.
Проставив коды мотивации для всех вопросов и вариантов ответов, подсчитайте сколько раз встречается в проставленных кодах код каждого типа и заполните прямо на анкете табличку, например: ЛЮ – 7 раз; ИН – 4 раза; ПР – 2 раза; ПА – 8 раз; ХО – 1 раз.
Затем подсчитайте количество данных ответов. Напомним, что по многим вопросам респондент может дать не один, а два ответа (а на вопрос 17 – и большее количество), а также, что по каким-то вопросам он может выбрать вариант «другое» или вообще отказаться отвечать. Проставьте количество ответов на анкете.
Затем, набранные респондентом суммарные баллы по каждому из 5-ти типов трудовой мотивацииразделите на общее число данных ответов. В итоге получается структура трудовой мотивации опрошенного по данному тесту работника, выраженная коэффициентами (индексами мотивации), меньшими единицы. Для прикладных задач бывает полезно превратить эти коэффициенты в ранги (от 1 до 5), которые показывают, какие типы мотивации преобладают у данного работника, а какие мало представлены в его мотивационной структуре. Ранг 1 означает, что данный тип мотивации преобладает (на первом месте), ранг 5 – что данный тип мотивации на последнем месте. Если индексы двух типов мотивации равны, то эти типы получают одинаковый ранг.
В результате таблица на анкете дополнится индексами и рангами и примет, например, такой вид:
Ответов – 31
Тип |
Количество ответов |
Индекс |
Ранг |
ЛЮ |
2 |
0,065 |
5 |
ИН |
4 |
0,129 |
4 |
ПР |
9 |
0,290 |
1 |
ПА |
5 |
0,161 |
3 |
ХО |
7 |
0,226 |
2 |
На втором этапе производится статистическая обработка ответов. Ее можно проводить для каждой группы по каждому классификационному признаку отдельно и для всего коллектива.
Шаг 1. Выберите анкеты, соответствующие интересующей вас группе. Просуммируйте индексы каждого типа мотивации по всем анкетам и разделите результат на количество анкет в группе. Вы получите средний по группе индекс данного типа мотивации.
Проделав это по каждому типу мотивации, вы получите таблицу средних индексов. Например: группа «женщины»: ИН – 0,1632, ПР – 0,3294, ПА – 0,2172, ХО – 0,0636, ЛЮ – 0,1937.
Шаг 2. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1. Полученные числа разделите на количество анкет.
Шаг 3. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1 или 2. Полученные числа также разделите на количество анкет.
В результате второго и третьего шагов вы получите структуру преобладающих типов мотивации. Например:
ИН |
ПР |
ПА |
ХО |
ЛЮ | |
На первом месте |
13,3 |
46,7 |
33,3 |
6,7 |
6,7 |
На первом или втором месте |
33,3 |
73,3 |
46,7 |
26,7 |
40,0 |
Средние индексы мотивации
по группе или средние ранги
Определение соответствующих результатам форм стимулирования производится на основании табл. 2.
Таблица 2
Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Формы стимулирования |
Мотивационный тип | ||||
Инструментальный |
Профессиональный |
Патриотический |
Хозяйский |
Люмпенизированный | |
Негативные |
Нейтральна |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Денежные |
Базовая |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Натуральные |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Базовая |
Моральные |
Запрещена |
Применима |
Базовая |
Нейтральна |
Нейтральна |
Патернализм |
Запрещена |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Организационные |
Нейтральна |
Базовая |
Нейтральна |
Применима |
Запрещена |
Участие в управлении |
Нейтральна |
Применима |
Применима |
Базовая |
Запрещена |
Примечание:
– «базовая» – наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;
– «применима» – данная форма стимулирования может быть использована;
– «нейтральная» – применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;
– «запрещена» – применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.
Например, для приведенных
данных видно, что преобладают типы
мотивации «Профессиональный» (на первом
месте) и «Патриотический» (на втором
месте). Следовательно, стимулирование
должно базироваться на моральных и
организационных формах стимулирования;
применимыми являются денежные, натуральные
формы и участие в
Если при определении форм стимулирования возникает противоречие, необходимо учитывать вес (т.е. индекс) типов мотивации и структуру преобладающих типов по первому-второму месту.
II. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СТИМУЛИРОВАНИИ
Требования к системе стимулирования
Рассмотрим методику проектирования Положения о стимулировании персонала. Для этого еще раз определим, что:
* мотивация – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанное с его интересами и определяющее его поведение в организации,
Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования