Мотивация и стимулирование труда сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающими причинными факторами результативности деятельности людей является их мотивация и стимулирование.

Содержание работы

Введение 3
1Теории мотивации и стимулирование трудовой деятельности 4
1.1Содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. 4
Теории, основанные на отношении человека к труду. 7
2 Мотивация и стимулирование труда сотрудников 10
2.1 Мотивы трудовой деятельности 10
2.2 Стимулирование трудовой деятельности 13
Заключение 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                              3                                                              

1Теории мотивации и стимулирование трудовой деятельности                      4        

1.1Содержательные теории мотивации и процессуальные теории                     мотивации.                                                                                                                4

    1. Теории, основанные на отношении человека к труду.                             7                         

2 Мотивация и стимулирование труда сотрудников                                     10                

2.1 Мотивы трудовой деятельности                                                               10                       

2.2 Стимулирование трудовой деятельности                                               13                    

Заключение                                                                                                      19                   

Список литературы                                                                                         21                                     

 

Введение.

В последнее  время в России наблюдается тенденция  снижения интереса к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности. В условиях, где труд для многих людей является  средством выживания, не может идти речи ни о высокопроизводительной и  эффективной работе, ни о росте  квалификации работников и развитии их инициативы. Причиной вышесказанного является отсутствие сильной мотивации  и стимулирования персонала. Ведь человек  включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов. Любой руководитель всегда осознает, что необходимо побуждать  людей работать на организацию, но при  этом считает, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Иногда такая политика бывает успешной, хотя, по существу, она не верна.

 Актуальность  рассматриваемой  темы определяется  тем, что в условиях формирования  новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную  экономику, перед промышленными  предприятиями встаёт необходимость  работать по-новому, считаясь с  законами и требованиями рынка,  овладевая новым типом экономического  поведения, приспосабливая все  стороны производственной деятельности  к меняющейся ситуации. В связи  с этим возрастает вклад каждого  работника в конечные результаты  деятельности предприятия. Одна  из главных задач для предприятий  - поиск эффективных способов  управления трудом, обеспечивающих  активизации человеческого фактора.  Решающими причинными факторами  результативности деятельности  людей является их мотивация  и стимулирование.

Целью курсовой работы является выяснить наиболее эффективные  способы стимулирования и мотивирования  трудовой деятельности. Так же в  курсовой работе будут рассмотрены  основные теории мотивации и стимулирования труда.

1 Теории  мотивации и стимулирование трудовой  деятельности

1.1 Содержательные  теории мотивации и процессуальные  теории мотивации.

Содержательные  теории мотивации стремятся рассмотреть  активные потребности, которые побуждают  людей к действию, особенно при  определении объёма и содержания работы.

Согласно  теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:  

физиологические потребности (уровень 1);

потребность в безопасности (уровень 2);

социальные  потребности (уровень 3);

потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

потребность в самовыражении (уровень 5).

Эти потребности  образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего  уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

  • потребности делятся на первичные и вторичные;
  • образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
  • поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
  • после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Теория Абрахама Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд  вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности или социальной потребности. С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены. 

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие  положения:

потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение  по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

наличие гигиенических  факторов всего лишь не дает развиваться  неудовлетворению работой;

для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие  мотивирующих факторов;

для эффективной  мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

В процессуальных теориях анализируется то, как  человек распределяет усилия для  достижения различных целей  и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей,  считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеется три  основных процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Основной  вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум.  Мотивационная теория ожиданий рассматривает два типа ожиданий индивида, влияющих на эффективность его деятельности:

первый тип  ожиданий связан с вопросом: обеспечат ли прилагаемые усилия высокий уровень исполнения рабочих заданий? Для того чтобы ожидания оправдались, индивид должен обладать соответствующими способностями, опытом аналогичной деятельности, а также необходимыми инструментами, оборудованием и возможностями для выполнения работы.

второй тип ожиданий связан с ответом на вопрос: приведет ли эффективная деятельность к желанным результатам? 

На степень  мотивированности влияет также ценность или привлекательность для индивида полученных результатов. Если результаты, которых можно добиться хорошей  работой и значительными усилиями, не представляют для человека интереса, его мотивация находится на низком уровне. Напротив, ценные для индивида результаты создают сильную мотивацию.

К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости. Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему  справедливости.

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери.

Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и  справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теории, основанные на отношении человека  к труду.

Согласно  теории Дугласа МакГрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Эта теория несколько  обособлена от других описанных процессуальных теорий мотиваций, в связи с тем, что она описывает типы и поведение руководителей организаций.

В качестве поведенческой характеристики руководителя Д. МакГрегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство.

Автократичное руководство означает, что руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизует полномочия. Прежде всего это касается формулирования задания подчиненным и регламента их работы. Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «X». Согласно ей:

Человек по своей природе ленив, не любит  работать и всячески избегает этого.

У человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы  им руководили.

Эффективный труд достигается только за счет принуждения  и угрозы наказания.

Демократичное руководство означает, что руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным, включает их в процесс принятия решений  и определение регламента работы. Предпосылки демократичного стиля  поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «Y». Согласно ей:

  • Труд для человека — естественный процесс.
  • В благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю.
  • Он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.

Именно  такие люди и такой стиль руководства  наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования.

Основная  заслуга МакГрегора состоит в  том, что он указал направление, в  котором может конструктивно  развиваться стиль управления, если будет достигнут достаточный уровень доверия между руководством и рабочими.

 Американский  профессор У. Оучи выдвинул в 1981 г. теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи МакГрегора, высказанные им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

 Исходным  пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – основа любой организации и от него, в первую очередь, зависит успех функционирования организации.

Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления.         

Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое  принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• медленная  оценка кадров и их умеренное продвижение;

• неопределённый, неформальный контроль с помощью  четких и формализованных методов;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно  развивалась, выдвигая все новые  и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая  теоретическая мысль, открывая время  от времени перед исследователями  управления все новые стороны  и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и  теории, которые претендовали на окончательные  истины об управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивация и стимулирование труда  сотрудников

2.1 Мотивы трудовой деятельности

Для достижения поставленных организацией целей необходимо, чтобы каждый работник выполнял свою работу в обмен на соответствующее вознаграждение. Функцию побуждения человека к трудовой активности выполняет мотивация.

Слово “мотив”  происходит от лат. motivatio, что означает “движение”. Э. А. Уткин определяет мотив как “повод, причину, объективную необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию” [4].

Трудовая  деятельность человека носит осознанный характер, так как человек понимает зависимость между его трудом и степенью удовлетворения его потребностей. Поэтому “мотив — это обоснование  необходимости конкретного действия, ...мотивы составляют комплекс субъективных факторов мотивации поведения” [2]. Мотив — явление субъективное, внутреннее.

Под мотивацией в психологии подразумевают детерминацию поведения и выделяют внешнюю  и внутреннюю мотивацию. Внешняя  мотивация характеризуется тем, что действия человека вызваны внешним  воздействием — стимулом. Внутренняя мотивация предполагает такие действия человека, которые вызваны его  потребностями, когда им самостоятельно выбрано направление и способ деятельности.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда сотрудников