Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающими причинными факторами результативности деятельности людей является их мотивация и стимулирование.
Введение 3
1Теории мотивации и стимулирование трудовой деятельности 4
1.1Содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. 4
Теории, основанные на отношении человека к труду. 7
2 Мотивация и стимулирование труда сотрудников 10
2.1 Мотивы трудовой деятельности 10
2.2 Стимулирование трудовой деятельности 13
Заключение 19
Список литературы
В теории управления под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [5].
Мотивы
в сфере труда выполняют
•
ориентирующую, направляющую
• смыслообразующую, формирующую субъективную значимость того или иного поведения работника;
• опосредующую, показывающую степень влияния внутренних и внешних побудительных сил на трудовое поведение работника;
•
мобилизующую, проявляющуюся в том,
что для реализации значимых
для работника целей он
• оправдательную, отражающую отношение работника к определенной норме поведения [3].
Мотивы многообразны, подвижны, так как зависят от индивидуальных, субъективных особенностей человека. Все мотивы объединены в две большие группы: мотивы-суждения и мотивы-побуждения. Мотивы-суждения объясняют себе и окружающим свое поведение. Мотивы-побуждения реально побуждают к активной трудовой деятельности, они являются внутренними, истинными мотивами. Мотивы многообразны, подвижны, так как зависят от индивидуальных, субъективных особенностей человека. Все мотивы объединены в две большие группы: мотивы-суждения и мотивы-побуждения. Мотивы-суждения объясняют себе и окружающим свое поведение. Мотивы-побуждения реально побуждают к активной трудовой деятельности, они являются внутренними, истинными мотивами.
В целом многообразие мотивов можно представить следующими их видами:
•
мотив стадности —
•
мотив самоутверждения (
•
мотив самостоятельности —
•
мотив стабильности — состоит
в предпочтении надежности
• мотив приобретения нового (знаний, вещей и т. д.);
• мотив справедливости;
• мотив состязательности, в той или иной мере присущий каждому человеку и др. [7].
Трудовая
деятельность человека мотивируется одновременно
несколькими мотивами, совокупность
которых называется мотивационным
ядром. Мотивы, входящие в мотивационное
ядро, характеризуются таким
Структура мотивационного ядра зависит как от субъективных характеристик работника, так и от факторов трудовой среды, от конкретных трудовых ситуаций.
Н. М. Воловская отмечает, что трудовое поведение работника характеризуется мотивационным ядром, включающим в себя три основные группы мотивов: мотивы обеспечения, мотивы признания и мотивы престижа. Мотивы обеспечения связаны с оценкой совокупности материальных средств, необходимых для обеспечения благополучия работника и членов его семьи (ориентация на заработок). Мотивы признания состоят в стремлении реализовать в труде свои возможности. Мотивы престижа выражаются в стремлении реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности [7].
Эффективность
мотивации может быть обеспечена,
если применять комплексный подход.
Комплексность мотивации
•
единство всех видов стимулов,
а при необходимости и
• мотивацию на основе традиций, опыта и миссии предприятия;
•
мотивацию работников самими
работниками (путем участия
•
мотивацию в каждый данный
момент времени каждого
Способом сформировать мотив у работника является создание ему таких обстоятельств или условий, при которых возникает возможность удовлетворения его актуальных потребностей посредством трудовой деятельности. Поэтому изучение структуры мотивов позволяет выработать наиболее эффективную систему внешних мотиваторов (стимулов) к активной трудовой деятельности работников.
2.2 Стимулирование труда.
Для большинства людей доминирующим мотивом трудовой деятельности является удовлетворение базовых (физиологических и экзистенциальных) потребностей. По мнению И.П. Пономарева, все, что делают люди, имеет только одну движущую силу — стремление к удовлетворению потребностей [3].
Первоначальными потребностями включения человека в трудовую деятельность являются заработная плата, стабильное рабочее место, нормальные условия труда. В дальнейшем к ним прибавляются потребности более высокого уровня (по А. Маслоу).
В процессе трудовой деятельности устанавливается соответствие или несоответствие стимула и потребности в результате совпадения или несовпадения ожидания с действительностью. В положительном случае у работника формируется устойчивый интерес к достижению конкретного результата, т. е. его деятельность направлена и активизирована. Тем самым работник мотивирует, т. е. формирует образ действий по достижению желаемого результата, сам себя. Происходит внутреннее побуждение к трудовой активности.
Таким образом, мотивацией
Внешней формой мотивации
«Стимулирование труда — это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей в целях поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что является вознаграждением за трудовые усилия»[3].
Для создания ситуации
Если
мотивация — это формирование
внутренних побудительных сил
трудового поведения, то
Стимулы для выполнения активизирующей роли должны обладать следующими качествами:
• доступность, проявляющаяся
в демократичности и в
• ощутимость стимула в большой степени зависит от размера заработной платы работника, от его квалификации и сложности выполняемых работ;
• постепенность —
• своевременность —
• информированность —
В практике стимулирования все
стимулы, используемые на
В зависимости от потребностей,
которые удовлетворяются
Материальные стимулы для
К денежным
стимулам к труду традиционно
относятся прогрессивная
Неденежные стимулы могут быть связаны с предоставлением работникам путевок, беспроцентных или льготных кредитов, служебного транспорта, дополнительного питания и др., а также с организацией труда (комфортные условия труда и т. п.).
Нематериальные стимулы также многообразны. Среди них можно выделить:
• социальные (профессиональный рост, обучение за счет предприятия);
• моральные (общественное признание, уважение);
• социально-психологические (общение в коллективе, причастность к общему делу);
• творческие (возможность самовыражения и самореализации).
Важно в процессе
В зависимости от
• поощряющие ту или иную форму трудового поведения (премия, благодарность, ценный подарок, перевод на высокооплачиваемую работу и др.);
• блокирующие ту или иную
форму трудового поведения,
Стимулы определяются также
• индивидуальные стимулы, в
большинстве своем совпадающие
со структурой потребностей
• коллективные стимулы,
• общественные стимулы,
Результатом стимулирования
«Суть недифференцированного эффекта в том, что под воздействием одного стимула (например, оплаты труда) достигаются одновременно все цели, приводятся в норму все показатели трудовой деятельности. В случае же дифференцированного эффекта стимулирования цели относительно независимы, самостоятельны, в частности, это проявляется в том, что один и тот же стимул воздействует на многие аспекты труда, но в разной мере и с разными результатами; одна или несколько целей предполагают отдельное, особенное стимулирование; одна цель стимулирования противоречит другой» [3].
По типу устройства
Стимулирование может быть
Организация стимулирования
• комплексность —
• дифференцированность — означает индивидуальный подход к стимулированию работников различных категорий, разного социального статуса, разного уровня жизни и т.п. (молодежь и работники предпенсионного возраста, малообеспеченные и обеспеченные, квалифицированные и неквалифицированные);
• гласность — позволяет дать
общественную оценку труда
• гибкость — предполагает
постоянное разнообразие
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда сотрудников