Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:09, доклад
Основной особенностью управления персоналом в настоящее время является возрастающая роль личности работника. Ситуация, которая сложилась в стране, несет как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане её устойчивости.
Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и амбициозны, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого рецепта выработки механизма эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА
1.1 Роль и значение мотивации персонала
Основной особенностью управления персоналом в настоящее время является возрастающая роль личности работника. Ситуация, которая сложилась в стране, несет как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане её устойчивости.
Люди, трудящиеся в современных
организациях, обычно гораздо более
образованны и амбициозны, чем
в прошлом, поэтому мотивы их трудовой
деятельности более сложны и трудны
для воздействия. Не существует единого
рецепта выработки механизма
эффективной мотивации
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2003. С.58.. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Мотивированный сотрудник - тот, у которого «горят глаза», идет на работу «как на праздник», постоянно совершенствуется, получает стабильную и высокую заработную плату, тем самым продвигает свою компанию к росту Иванова С. Мотивация на 100%. А где у него кнопка? - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С.43. .
Невозможно мотивировать сотрудников директивно, насильственным образом. Система мотивации - это специальные мероприятия, направленные к внутренним ценностям и потребностям людей, работающих в компании.
Система мотивации персонала в компании - комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, за которую платят деньги, но, прежде всего к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству.
Представления о возможностях
мотивации труда работников претерпели
большие изменения в практике
управления. Долгое время считалось,
что единственным и достаточным
стимулом для побуждения работника
к эффективному труду является материальное
вознаграждение. Тейлор, основатель школы
научного менеджмента, разработал свою
систему организации труда
В основе современных теоретических
подходов к мотивации лежат
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.
Потребности -- это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы -- это внутренние побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).
Цели -- это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек. Цветаев В.М. Управление персоналам. - СПб.: Питер. 2002. - С.58
Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рисунке 1.1.
Рис 1.1. Схема протекания мотивационного процесса Там же.
Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей.
В настоящее время организация
эффективной системы
1.Недостаточное понимание
значения мотивации персонала
заключается в том, что
2.Преобладание «карательной»
системы мотивации персонала
- это культурологическая
3.Не учитываются ожидания
сотрудников. Эта проблема
4.Не учитываются интересы
сотрудников. Желая поощрить
5.Большой временной интервал
между получением хорошего
6.Отсутствие мониторинга
системы мотивации. Контроль и
отслеживание эффективной
7.Отсутствие поддержки
системы мотивации.
8.Отсутствие у персонала
информации о факторах
9.Нестабильность системы мотивации Поляков В., Яновская Ю. Пять шагов к достойной работе. - СПб.: Питер, 2003. С.95..
Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:
- высокая текучесть кадров
- высокая конфликтность
- низкий уровень
- некачественный труд
- нерациональность мотивов поведения исполнителей
- слабая связь результатов
труда исполнителей и
- отсутствие условий для
самореализации потенциалов
- проблемы «общественного
сотрудничества» в
- низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
- низкий уровень межличностных коммуникаций
- проблемы при создании согласованной команды
- слабая перспектива карьерного
роста, отражающаяся на
- неудовлетворенность работой сотрудников
- низкий профессиональный уровень персонала
- безынициативность сотрудников
- деятельность руководства
негативно оценивается
- неудовлетворительный морально психологический климат
- недостаточное оснащение рабочих мест
- нежелание сотрудников повышать свою квалификацию
- неналаженность системы стимулирования труда
- низкий моральный дух в коллективе
Построение эффективной
системы мотивации требует
Таким образом, мотивация - процесс
активизации мотивов работников
(внутренняя мотивация) и создания стимулов
(внешняя мотивация) для их побуждения
к эффективному труду. Целью мотивации
является формирование комплекса условий,
побуждающих человека к осуществлению
действий, направленных на достижение
цели с максимальным эффектом. Общая
характеристика процесса мотивации
включает в себя следующие понятия:
потребности, мотивы, цели. Мотивы, движущие
человеком, чрезвычайно сложны, подвержены
частым переменам и формируются
под воздействием целого комплекса
внешних и внутренних факторов -
способностей, образования, социального
положения, материального благосостояния,
общественного мнения и т.п. Поэтому
прогнозирование поведения
1.3 Методы стимулирования персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации
может быть осуществлена на организационно
распорядительные (организационно-
1. Экономические методы
управления, обусловленные экономическими
стимулами. Они предполагают
2. Организационно-
3. Социально-психологические
методы, применяемые с целью повышения
социальной активности
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации Уткин Э А. Управление персоналам в малом и среднем бизнесе. М.: Дело, 2000. С. 71.
Отмечаемый, рост роли экономических
методов управления в России связан,
прежде всего, с формированием и
совершенствованием рыночной экономической
системы. В условиях рынка экономические
методы управления неизбежно получат
дальнейшее развитие, повысится действенность
и результативность экономических
стимулов, что позволит поставить
каждого работника и коллектив
в такие экономические условия,
при которых появиться
Информация о работе Мотивация персонала как фактор повышения эффективности труда