Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:09, доклад
Основной особенностью управления персоналом в настоящее время является возрастающая роль личности работника. Ситуация, которая сложилась в стране, несет как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане её устойчивости.
Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и амбициозны, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого рецепта выработки механизма эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.
Приведенная схема классификации
методов стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1.Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2.Управление по целям.
Эта система широко
3.Обогащение труда - эта
система в большей степени
относится к неэкономическим
методам и означает
4.Система участия в
настоящее время существует в
многообразных формах: от широкого
привлечения коллектива к
1.4 Методы материального стимулирования
Как показало исследование
психологических и
В наиболее концентрированном виде эти методы представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Методы улучшения мотивации работников по Д.С. Синку Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. М.: Юриспруденция, 2008. С. 44.
Виды методов |
Индивидуальные |
Групповые |
|
Экономические (прямые) |
Сдельная оплата. Повременная оплата. Премия за рационализаторство. Плата за отсутствие прогулов. Плата за обучение. Оплата больничных. Страхование жизни и здоровья. Пенсионное обеспечение |
Распределение прибыли |
|
Экономические (косвенные) |
Льготное питание. Доплата за стаж. Премии. Оплата детских учреждений. Оплата строящегося жилья. Оплата юридических услуг. Финансирование программ физического оздоровления. |
Дополнительные выплаты. Групповые премии |
|
Не денежные |
Заработанные отгулы. Гибкие рабочие графики. Обогащение труда. Оценка результативности. Продвижение по службе. Обучение |
Программа повышения качества трудовой жизни. Бригады производительности. Кружки качества. Охрана труда |
|
Все экономические методы
основаны на системе основополагающих
принципов организации
- коммуникативность,
- опора на обоснованную и справедливую систему оценки работы;
- хорошо продуманные,
обоснованные и приемлемые
- разумные нормативы работы;
- поощрение четко увязано с результативностью;
- измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей;
- простота системы
- упор на качество работы;
- увязка вознаграждения и результативности во времени;
- создание в большей
степени атмосферы
- вознаграждение за
- контроль за нормативами;
- наличие механизма для пересмотра нормативов;
- гарантированные часовые
ставки или уровень
- стимулирование дополнительных работ;
- гарантия работы;
- прогнозы объема работ на перспективу и их доведение до исполнителей.
Кроме этих принципов существуют так называемые общие «экономические правила» мотивирования сотрудников.
Первое: было показано (Ф.Тейлором), что размер премии должен составлять не менее 30% основной зарплаты. В противном случае премия теряет свою стимулирующую силу Берлина Ю. Будущее трудовых циников // Harvard Business Review Россия. 2007. N 8. С. 19 - 22..
Второе: Э. Мэйо обнаружил, что ближайшее социальное окружение (например, бригада) может блокировать активность своих членов путем установления неформальных норм выработки.
Превышение их повлечет за
собой карательные санкции в
отношении «отступника». Третье: эффективность
экономических методов резко
вырастает при их сочетании с
иными -- прежде всего, социально-психологическими
методами мотивирования. Например, та
же премия, просто начисленная дополнительно
к зарплате и выдаваемом индивидуально,
будет несопоставимо менее
Четвертое: низкий эффект материального поощрения может быть вызван недоверием рядовых работников к администрации. По этой причине люди не захотят работать интенсивнее, опасаясь, что это вызовет повышение трудовых норм. И в итоге, за те же деньги работать придется больше.
Пятое: следует избегать ошибки «слишком далеких материальных выгод». Например, метод отчислений в пенсионный фонд практически не оказывает влияния на текущую мотивацию. Как отмечает К. Киллен, «...трудно убедить человека напряженно работать сегодня, обещая ему значительную сумму через 30 или 40 лет» Мухамбетов, Т.Н. Мотивационный механизм управления трудом. Алма-Ата: Гылым, 2004. С. 44. .
Проблема мотивирования
труда является одной из самых
острых проблем, стоящих перед современным
российским предприятием. Как правило,
отечественные руководители рассматривают
систему мотивации как
Система мотивации персонала может
быть основана на самых разнообразных
методах, выбор которых зависит
от проработанности системы
Основными тенденциями развития систем
мотивации персонала
Информация о работе Мотивация персонала как фактор повышения эффективности труда