Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:57, отчет по практике
Целью преддипломной практики рассмотреть особенности мотивации персонала в современных российских условиях на примере
В задачи работы входит:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула.
2. Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.
3. Проанализировать систему мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Определение функции и способов мотивации ………………………………..6
2. Анализ мотивации труда на предприятии ………………...9
2.1. Анализ действующей системы мотивации труда на предприятии………………9
3. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала
в ………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………………...18
Приложение А……………………………………………………………………………19
Приложение Б……………………………………………………………………………20
Приложение В……………………………………………………………………………23
Приложение Г……………………………………………………………………………
Об эффективности
Данный тест предусматривает
12-ти бальную оценку качества
по таким направлениям
Подготовленность к деятельности рассматривается и оценивается с точки зрения профессиональной подготовки работников, позволяющей им добиваться высоких результатов.
Направленность оценивается с позиции понимания работниками стоящих перед ними общих целей и задач, существования своих индивидуальных целей и ценностей и стремления удовлетворить свои интересы в рамках решения общей задачи.
Организованность предполагает способность работников самостоятельно управлять своей работой на принципах сотрудничества, взаимопомощи и доброжелательности.
Активность предполагает оценку работников по их энергичности, сплоченности и заинтересованности в эффективной работе.
Сплоченность оценивается по степени
сработанности друг с другом, желанию
трудиться совместно и
Интегративность оценивается с точки зрения совместной выработки и принятия согласованного решения путем активного участия всех работников группы.
Референтность отражает оценку доброжелательности, доверия, взаимопонимания, сопереживания и другие.
Как видим, согласно результатам тестирования (Приложение В) оценка управленческим персоналом подготовленности их к деятельности характеризуется профессиональной, позволяющей добиваться хороших результатов в труде, и оценена в 10 баллов.
Организованность оценена 11 баллами, что строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности.
Направленность, активность и сплоченность деятельности управленческих работников оценены 9 баллами и отражают общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная, большая часть работников энергична, достаточно активно участвуют в процессе выработки и принятии согласованных решений, решении общих задач, сотрудничают. В группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения, работники принципиальны, добросовестны к работе.
Относительно более низким баллом оценены такие направления деятельности, как референтность и интегративность хотя все тестируемые подчеркнули справедливое отношение друг к другу, ровное настроение и желание трудиться совместно.
Таким образом, суммарный результат оценки качества основных направлений деятельности управленческих работников ООО выше среднего, но необходима работа для улучшения результатов в:
В соответствии с действующим коллективным договором на ООО для стимулирования труда используется двенадцать социально-экономических форм мотивации (мотиваторов) (Приложение Г).
Как показывает анализ (Приложение Г) наибольший удельный вес в общей совокупности социально-экономических форм мотивации составляют материальные денежные формы (около 83%), доля нематериальных форм мотивации очень мала (примерно 16%).
При этом материальные и нематериальные формы мотивации находятся в тесной взаимосвязи, и выполняют при этом две функции - экономическую и социальную.
Следовательно, спектр мотивирующих воздействий широк, а их знание помогает руководителю предприятия верно найти средства мотивации деятельности и удовлетворения потребностей конкретных работников. Поэтому центральным звеном в системе эффективного управления на каждом предприятии должен быть механизм стимулирования и мотивации труда, поскольку именно они служат надежной основой управления по результатам и способствуют повышению трудовой отдачи всех работников, то есть служат экономической базой высокой эффективности производства.
3. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ООО
Изучение и анализ системы мотивации труда персонала ООО показали, что в условиях рыночных отношений проблема стимулирования и мотивации труда приобретает первостепенное значение и требует от руководителей предприятия пристального внимания, так как основным мотивом к определенным как позитивным, так и негативным действиям человека служат его потребности.
Основные из предлагаемых мер по совершенствованию мотивации и стимулирования труда управленческого персонала ООО «»:
5. Предоставление возможность
6. Расширение обязанностей
7. Страхование работников за
счет средств предприятия,
И в качестве возможного варианта совершенствования организации и стимулирования труда я предлагаю ввести бестарифную систему оплаты труда. Бестарифный вариант организации заработной платы ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы трудового коллектива.
При этом данную систему рекомендуют применять там, где:
конечные результаты работы трудового коллектива;
Предлагаемый вариант бестарифной системы имеет следующие характеристики:
Заключение
Мотивацию можно представить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, они обуславливают рамки и формы работы и придают ей четкую ориентацию на достижение фиксированных целей. Воздействие мотивации на поведение человека связано со многими обстоятельствами, во многом индивидуально, способно изменяться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.7
Путь к эффективному управлению проходит через понимание мотивов работника к трудовой деятельности, в основе которых лежит заработная плата, которая как стимулирующий и мотивационный фактор повышения эффективности труда и производства в целом, регулируется тарифной системой. 8
Отметим, что центральным звеном в системе эффективного управления на ООО «» является механизм стимулирования и мотивации труда, поскольку именно он служит надежной основой управления по результатам и способствуют повышению трудовой отдачи всех работников, то есть служит базой эффективности производства.
Материальное стимулирование работников предприятия, выражающееся в заработной плате, таково, что работники заинтересованы в производительной деятельности, способствующей повышению эффективности производства в целом.
Изучение показало, что на предприятии придается особое значение внешней мотивации по результатам, при которой происходит удовлетворение желаний и потребностей работника через систему его материального и морального стимулирования. Основные формы мотивации, используемые на ООО «» - это: заработная плата, доплаты, нематериальные льготы, создание благоприятной социальной атмосферы и микроклимата в коллективе, продвижение работников по службе, оплата обучения и повышения квалификации и другие.
Изучение и анализ основных форм мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала на ООО «» позволили выявить резервы их совершенствования:
Так, в целях дальнейшего совершенствования мотивации и стимулирования труда персонала предприятия предлагается ряд мер, которые подробно изложены в третьей главе настоящей работы.
Предложенные мероприятия
Список использованной литературы
1. Бирюк А. Как мотивировать
персонал к результативной
2. Кибанов А.Я Основы управления персоналом: Учебник.-М.; ИНФРА-М,2002.-304с.
3. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность / А. Маслоу; Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина и др . 3-е изд. СПб..: Питер, 2004.351с.
4. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие / И. В. Мишурова, П. В. Кутелев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 237 с.
5. Муталимов М.Г. Мотивация труда и распределительные отношения. Мн.: БГЭУ, 2000. - 346с.
6. Травин В.В. Мотивационный менеджмент. М.: Дело, 2004. – 96с.
7. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 1999. 255с.
8. Управление персоналом организации: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2004. - 637 с.
Приложение А
Динамика составляющих фонда оплаты труда за 2007-2008 гг.
Показатель |
2007 (тыс. руб.) |
2008 (тыс.руб.) |
Отклонение (тыс.руб.) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оплата по тарифным ставкам |
186734 |
191446 |
4712 |
2,46 |
Оплата по сдельным расценкам |
204000 |
151725 |
-52275 |
0 |
Выплаты стимулирующего характера |
83682 |
62067 |
-21615 |
0 |
Выплаты компенсирующего характера |
3104 |
7293 |
4189 |
234,95 |
Оплата за неотработанное время |
37431 |
37920 |
489 |
101,31 |
Прочие |
12523 |
0 |
-12523 |
0,00 |
Приложение Б
Тест «Пульсар» по оценке качества организации
Баллы |
Оцениваемое качество |
1 |
2 |
12 11 10 |
1.Подготовленность к деятельности Все члены нашей группы обладают глубокими профессиональными качествами, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы |
9 8 7 |
Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применить свои знания на практике. |
6 5 4 |
В нашей группе есть и
недостаточно квалифицированные работники,
которые своим самомнением |
3 2 1 |
Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов – это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий. |
12 11 10 |
2.Направленность Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым, как его собственная. Группа опирается на давние традиции, взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстность. |
9 8 7 |
Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения. |
6 5 4 |
У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовать их с другими членами коллектива. |
3 2 1 |
Наша группа существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто и входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность. |
12 11 10 |
3.Организованность Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы. |
9 8 7 |
Наша фирма часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор нечетко представляет план работы и возможности каждого. |
6 5 4 |
При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику. |
3 2 1 |
Члены группы не могут договорится о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справится с группой. |
12 11 10 |
4.Активность Все члены группы люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и помогают друг другу. |
9 8 7 |
Большинство членов нашей группы люди энергичные, заинтересованные в эффективности работы. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу. |
6 5 4 |
Большинство членов нашей группы пассивны, мало участвуют в общей работе, но помогают друг другу, стараются решать проблемы индивидуально. |
3 2 1 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. |
12 11 10 |
5.Сплоченность В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу: «Один за всех, все за одного». В группе велико желание трудится совместно. |
9 8 7 |
Большинство членов нашей
группы стараются справедливо |
6 5 4 |
Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает рассеянность, отчужденность. |
3 2 1 |
Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы. |
12 11 10 |
6.Интегративность При не6обходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение. |
9 8 7 |
При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение принимается путем общего гласного голосования. |
6 5 4 |
При необходимости выработать важное решение узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких. |
3 2 1 |
В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно. |
12 11 10 |
7.Референтность Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами как свои собственные. Успехи или неудачи отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении. У нас есть чувство гордости за свою группу. |
9 8 7 |
В нашей группе есть всякие
люди – хорошие и плохие, очень
симпатичные и |
6 5 4 |
Большинство членов нашей группы люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают малые придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное. |
3 2 1 |
Члены нашей группы люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер скрытых или явных выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе. |