Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:17, курсовая работа
Целью работы является разработка путей совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в современных условиях в ОАО "МегаФон-Ритейл".
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы мотивации и мотивационных процессов на современном предприятии;
2. Исследовать мотивационные процессы в ОАО «Мегафон-Ритейл»;
3. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в ОАО «Мегафон-Ритейл».
Введение
В условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы совершенствования организации и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность предприятия. В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из
важнейших проблем на современном этапе
развития экономики является проблема
в области работы с персоналом. Результаты
деятельности многих предприятий и накопленный
опыт их работы с кадрами показывают, что
формирование производственных коллективов,
обеспечение высокого качества кадрового
потенциала являются решающими факторами
эффективности производства и конкурентоспособности
продукции. Социально-экономическое значение
кадровой работы в условиях рыночной экономики
существенно изменяется, и она перестает
быть только организационно-
Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.
Целью работы является разработка путей совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в современных условиях в ОАО "МегаФон-Ритейл".
В соответствии
с поставленной целью необходимо решить
ряд задач.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы мотивации
и мотивационных процессов на современном
предприятии;
2. Исследовать мотивационные процессы
в ОАО «Мегафон-Ритейл»;
3. Разработать предложения и рекомендации
по совершенствованию мотивации персонала
в ОАО «Мегафон-Ритейл».
1.Теоретические основы
1.1. Содержание понятия мотивация
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.1
Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.
Мотив (от франц. motif – побуждение) выступает как причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий.
Виды мотивов к труду:
1. Мотив
социальности (потребность быть
в коллективе). Данный мотив особенно
характерен для восточного (японского)
стиля управления персоналом
«групповая мораль». Потребность
работать в «хорошем
2. Мотив
самоутверждения характерен
3. Мотив
самостоятельности присущ
4. Мотив
надежности (стабильности) присутствует
тогда, когда предпочтение отдается
стабильности бытия и
5. Мотив
приобретения нового (знаний, вещей)
лежит в основе многих
6. Мотив
справедливости. В каждом обществе
устанавливается свое
7. Мотив
состязательности как основа
организации соревнования на
предприятии один из
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее. Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю надо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения. Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, например снижения монотонности труда.
Следует иметь в виду, что в жизни нет четких различий между “внешней” и “внутренней” мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены “внутренней” мотивацией, а в других - “внешней”. Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации.
Наиболее часто встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:
1. Потребности,
которые представляют собой
2. Целенаправленное
поведение - стремясь удовлетворить
свои потребности, люди выбирают
свою линию целенаправленного
поведения. Работа в компании
– один из способов
3. Удовлетворение
потребностей - понятие “удовлетворение
потребностей” отражает
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов (Рис. 1):
Знание логики процесса мотивации полностью не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их выделить трудно. Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях.
Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.
Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
1.2. Методы мотивирования персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Существуют следующие методы стимулирования эффективного трудового поведения:
Наиболее распространенным методом материального стимулирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей стимулирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.3
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.
Организационные способы мотивации включают в себя:
Информация о работе Мотивация персонала на примере организации ОАО "МегаФон-Ритейл"