Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:40, реферат
Описание работы
В начале работы была определена цель для последующего достижения: Проанализировать современные методы управления мотивацией персонала на предприятии. Для достижения поставленной цели был определён ряд задач: -рассмотреть теоретические аспекты понятия мотивация. -изучить концепции (теории) мотивации. -проанализировать подходы к управлению мотивацией в современное время на предприятиях различного типа.
Содержание работы
Введение 1.Понятие мотивации 1.1 Теоретические аспекты понятия «мотивации» 1.2 Основные концепции мотивации 1.2.1 Мотивация персонала с позиции содержательных теорий 1.2.2 Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий 2. Мотивационный механизм 2.1 Методы мотивации 2.2 Анализ мотивации в крупном предприятии Заключение Список используемой литературы
1.2.1 Мотивация
персонала с позиции содержательных
теорий
Эти теории стараются определить
потребности людей, побуждающие их к действию,
особенно при определении объемов и содержания
работ. Рассмотрим в краткой форме теории
и взгляды четырех ученых, работы которых
имели наибольшее значение для современных
концепций мотивации. Это А. Маслоу, Ф.
Герцберг, Д. МакКлелланд, К. Алдерфер.
Абрахам Гарольд Маслоу (1907
- 1970) был одним из наиболее ярких основоположников
гуманистической психологии. Из его работ
руководители во многих отраслях человеческой
деятельности узнали о сложности человеческих
потребностей и их влиянии на мотивацию
личности человека.
Согласно теории Маслоу, все
потребности человека разделяются на
5 групп:
физиологические - необходимы
для выживания;
потребность в безопасности
и уверенности в будущем;
социальные - причастность к
какому-либо человеческому сообществу,
группе людей;
потребности в уважении, признании;
потребности самовыражения.
Расположив потребности в виде
строгой иерархической структуры, Маслоу
показал, что первоочередного удовлетворения
требуют потребности низших уровней, то
есть физиологические и потребности в
безопасности. Чтобы потребность следующего
уровня стала мощным фактором, определяющим
поведение человека, необходимо удовлетворить
потребность более низкого уровня (причем
не обязательно полностью).
После появления теории А. Маслоу
руководители различных рангов стали
понимать, что мотивация людей определяется
широким спектром их потребностей. Для
того чтобы мотивировать конкретного
человека, руководитель должен дать ему
возможность удовлетворить его важнейшие
потребности посредством такого образа
действий, который способствует достижению
целей всей организации. Несмотря на то,
что теория А. Маслоу дала весьма полезное
для различного рода руководителей описание
процесса мотивации, последующие экспериментальные
исследования подтвердили ее далеко не
полностью. Основная критика в адрес этой
теории сводится к тому, что ей не удалось
учесть индивидуальные отличия людей.
Не получила полного подтверждения и концепция
наиважнейших потребностей. Удовлетворение
какой-либо одной потребности не приводит
к автоматическому задействованию потребностей
следующего уровня в качестве фактора
мотивации деятельности человека.
По Ф. Герцбергу существует
две группы факторов, которые влияют на
поведение людей:
К первой группе относят внешние
факторы по отношению к работе, которые
снимают неудовлетворенность работой.
Их еще называют факторами здоровья. Они
связаны с окружающей средой, в которой
осуществляется работа. К ним можно отнести
такие факторы, как нормальные условия
труда, достаточная заработная плата,
политика фирмы и администрации, межличностные
отношения с начальниками, коллегами и
подчиненными, степень непосредственного
контроля за работой, статус. Эти факторы
не определяют автоматически положительную
мотивацию работников. По Герцбергу, отсутствие
или недостаточная степень присутствия
гигиенических факторов вызывает у человека
неудовлетворение работой, которую он
выполняет.
Ко второй группе относятся
внутренние факторы, присущие работе,
которые называют мотивирующими факторами
или "мотиваторами": работа как ценность
сама по себе, чувство ответственности,
возможность совершенствования. В случае
положительного проявления наступает
удовлетворение работой.
Для использования теории Герцберга,
менеджер должен составить перечень гигиенических
и мотивирующих факторов, дав сотрудникам,
возможность самостоятельного определения
тех, которые они предпочитают.
Теория мотивации Герцберга
имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические
факторы соответствуют физиологическим
потребностям и потребностям в безопасности
и уверенности в будущем, описанным выше.
Факторы мотивации Герцберга
сравнимы с потребностями высших уровней
Маслоу, то есть потребностями в признании
и самовыражении.
МакКлелланд
Модель мотивации, созданная
Дэвидом МакКлелландом, опирается на потребности
высших уровней. Ее автор считал, что людям
присущи три потребности:
Потребность власти - желание
воздействовать на других людей.
Потребность во власти проявляется,
как стремление контролировать ход событий
и воздействовать на других людей.
В теории иерархии потребностей
А. Маслоу эта потребность выражается
нечетко, попадая в промежуток между потребностями
в признании (уважении) и самоактуализации.
МакКлелланд в своей работе
"Два лица власти", вышедшей в 1970 г.,
отмечает: "Тех людей, у которых наивысшей
является потребность власти и отсутствует
склонность к авантюризму или тирании,
а основной является потребность к проявлению
своего влияния, надо заблаговременно
готовить к занятию высших руководящих
должностей…".
Потребность успеха - доведение
работы до ее успешного завершения.
По теории Маслоу эта потребность
также находится где-то посередине между
потребностями в уважении и самовыражении.
Эта потребность удовлетворяется не провозглашением
успеха этого человека, что лишь подтверждает
его статус, а процессом доведения работы
до успешного завершения.
Потребность в причастности.
Налаживание дружеских отношений, оказание
помощи другим. Мотивация на основании
этой потребности схожа с мотивацией в
социальной потребности теории А. Маслоу.
Руководители, заинтересованные
в производительном труде людей с выраженной
потребностью причастности, должны сохранять
атмосферу, не ограничивающую межличностные
отношения и контакты.
Руководитель может также обеспечить
удовлетворение их потребности, уделяя
им больше времени и периодически собирая
таких людей определенной группой, например,
для обсуждения какой-либо задачи, стоящей
перед организацией.
К. Алдерфер, как и Маслоу, объединяет
потребности человека в группы, которых
насчитывает три:
. Потребности существования
("С" в аббревиатуре СВР) - физиологические
и потребности в безопасности.
. Потребности взаимосвязей
("В") включают в себя стремление
получить поддержку, признание, одобрение
других людей.
. Потребность роста ("Р")
побуждают человека к реализации
своих способностей к самоутверждению,
самовыражению и т.п.
Эти группы потребностей сопоставимы
с выделенными Маслоу, но отличаются тем,
что движение от потребности к потребности
происходит не только снизу вверх, но и
в обе стороны. Наверх, если удовлетворена
потребность нижнего уровня, и вниз, если
не удовлетворяется потребность более
высокого уровня. При этом неудовлетворенная
потребность более высокого уровня усиливает
действие потребности более низкого уровня,
и человек переключается на удовлетворение
этих потребностей, даже если они были
полностью удовлетворены. Движение с более
высокого уровня на более низкий Алдерфер
называет фрустрацией, то есть разочарованием,
крушением надежды на удовлетворение.
Пока проверить на практике теорию Алдерфера
не удается, но полезность его концепции
заключается в обогащении представлений
о процессе мотивации и расширении перспектив
поиска его эффективных форм.
1.2.2 Мотивация
персонала с позиции процессуальных
теорий
В отличие от содержательных
теорий мотивации, базирующихся на потребностях
людей и связанных с ними факторов, определяющих
их поведение, процессуальные теории рассматривают
мотивацию в ином плане. В них анализируется
то, как человек распределяет усилия для
достижения своих целей, и какой конкретный
тип поведения он при этом выбирает. Процессуальные
теории не оспаривают существования потребностей,
но считают, что поведение людей определяется
не только ими. Согласно этим теориям поведение
личности является также функцией ее восприятия
и ожиданий, связанных с данной ситуацией,
и возможных последствий выбранного данной
личностью типа поведения.
В настоящее время различных
процессуальных теорий мотивации насчитывается
более 50 . Однако в практике управления
мотивацией труда работников выделяют
теорию ожиданий и предпочтений В. Врума,
теорию справедливости (равенства) С. Адамса
и комплексную теорию мотивации, именуемую
моделью Портера - Лоулера. Несколько особняком
к ним относится и теория "X" и "Y"
Д. МакГрегора, которую мы тоже рассмотрим.
Теория ожиданий.
Основную мысль теории ожиданий
составляет надежда человека на то, что
выбранный им тип поведения приведет его
к удовлетворению потребностей.
Ожидания можно рассматривать
как оценку данной личностью вероятности
определенного события.
В теории ожидания подчеркивается
важность трех взаимосвязей с соответствующими
им ожиданиями:
Затраты труда - результаты
Результаты - вознаграждение
Вознаграждение - удовлетворенность
Теория ожиданий представляет
различные возможности для руководителей
и менеджеров, которые стремятся повысить
мотивацию трудовой деятельности у своих
работников. Руководство организации
должно сопоставить предлагаемое вознаграждение
с потребностями сотрудников и привести
их в соответствие. Довольно часто вознаграждение
предлагается до его оценки работниками.
Для эффективной мотивации руководитель
должен установить твердое соотношение
между достигнутыми результатами и вознаграждением.
В связи с этим вознаграждение следует
давать только за эффективную работу.
Менеджеры должны сформировать высокий,
но реалистичный уровень результатов,
который они ожидают получить от подчиненных,
и внушить им, что они смогут добиться
этих результатов, если будут прилагать
к этому усилия. Работники сумеют достичь
уровня результативности, требуемого
для получения ценного вознаграждения,
если делегированный им уровень полномочий,
их профессиональные навыки достаточны
для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости (равенства)
С. Адамса.
Эта теория также дает объяснение
того, как люди распределяют и направляют
свои усилия для достижения поставленных
целей. В качестве постулата теория справедливости
считает тот факт, что люди субъективно
определяют отношение полученного вознаграждения
к затраченным усилиям и затем соотносят
его с вознаграждением других людей, выполняющих
аналогичную работу. Если сравнение показывает
дисбаланс и несправедливость при получении
вознаграждения, то есть работник считает,
что его коллега получил за такую же работу
большее вознаграждение, то у него возникает
психологическое напряжение. В результате
для повышения мотивации к труду у этого
работника необходимо снять возникшее
напряжение и для восстановления справедливости
устранить возникший дисбаланс.
Основной вывод теории справедливости
для практической мотивации трудовой
деятельности сотрудников организаций
состоит в том, что до тех пор, пока люди
не начнут считать, что они получают справедливое
вознаграждение, они будут стремиться
уменьшать интенсивность труда. При этом
следует отметить, что восприятие и оценка
справедливости работниками носит относительный,
а не абсолютный характер. Люди сравнивают
себя с другими сотрудниками той же организации
или с сотрудниками других организаций,
выполняющих аналогичную работу. Так как
производительность труда у сотрудников,
оценивающих свое вознаграждение как
несправедливое (из-за того, что другой
человек, выполняющий аналогичную работу,
получает больше), будет падать.
Комплексная теория или модель
Портера - Лоулера.
Американские ученые Л. Портер
и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную
теорию мотивации, включающую элементы
теории ожидания и теории справедливости,
описанных выше.
В модели разработанной Л.Портером
и Э. Лоулером фигурируют пять переменных:
Затраченные усилия
Восприятие
Полученные результаты
Вознаграждение
Степень удовлетворения.
В соответствии с созданной
моделью можно определить следующую зависимость:
достигнутые результаты труда зависят
от приложенных сотрудником усилий, его
способностей и характерных особенностей,
а также от осознания им своей роли. Уровень
приложенных усилий будет определяться
ценностью вознаграждения и степенью
уверенности в том, что данный уровень
усилий действительно повлечет за собой
вполне определенный уровень вознаграждения.
Кроме этого, в теории Портера - Лоулера
устанавливается соотношение между вознаграждением
и результатами, то есть сотрудник удовлетворяет
свои потребности посредством вознаграждения,
полученного за достигнутые результаты.
Таким образом, модель Портера
- Лоулера является комплексной теорией,
которая включает элементы теории ожидании
и теории справедливости.
Теория "X" и "Y" Д. МакГрегора
Эта теория несколько обособлена
от других описанных процессуальных теорий
мотиваций. В связи с тем, что она описывает
типы и поведение руководителей организаций,
в менеджменте ее часто относят к теориям
власти и лидерства. Тем не менее, в связи
с тем, что руководители - это также сотрудники
коллектива, которым свойственны мотивация
труда и определенное поведение в процессе
труда, то ее также относят к процессуальным
теориям мотивации. В качестве поведенческой
характеристики руководителя Д. МакГрегор
выделил степень его контроля над подчиненными.
Крайними полюсами этой характеристики
являются автократичное и демократичное
руководство. Автократичное руководство
означает, что руководитель навязывает
подчиненным свои решения и централизует
полномочия. Прежде всего, это касается
формулирования задания подчиненным и
регламента их работы.
Предпосылки автократичного
стиля поведения руководителя МакГрегор
назвал теорией "X". Согласно ей:
Человек по своей природе ленив,
не любит работать и всячески избегает
этого;
У человека отсутствует честолюбие,
он избегает ответственности, предпочитая,
чтобы им руководили;
Эффективный труд достигается
только за счет принуждения и угрозы наказания.
Следует отметить, что такая
категория работников действительно встречается.
Например, люди, являющиеся по типу личности
психастеноидами. Не проявляя никакой
инициативы в работе, они будут охотно
подчиняться руководству, и при этом жаловаться
на свои условия труда, низкую зарплату.