Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 12:32, курсовая работа
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что людские ресурсы играют более важную роль в развитии экономики, чем материальные ресурсы, что работа с персоналом - одна из основных функций управления и предпринимательской политики фирмы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА……………………………………….…..6
1.1 Определение и сущность мотивации……………………………….….6
1.2 Виды мотивации труда ……………………………...…………………11
1.3 Связь мотивации и рабочих результатов ……………………………..18
1.4 Индивидуальный подход к мотивации отдельных сотрудников ...…21
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДЭМЗ» …………………………...…….26
3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ОАО «ДЭМЗ» ..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….35
"Внешние" люди - те, для которых важны внешние атрибуты труда и успешности. Они ценят заработную плату, возможность карьерного роста, похвалу со стороны руководства, они стремятся иметь символы успеха -хороший кабинет, классную машину, одежду, власть.
"Смешанные" типы - это те, для которых важно и то, и другое. Несмотря на то, что смешанные психотипы существуют, все же в каждом конкретном случае нужно анализировать, какие условия работы выступают для человека на первый план, а какие - на второй. Если на первом плане - содержание работы, то мотивирующим фактором будет выступать такое задание, выполнение которого потребует от работника креативной активности. Если на первом плане - статус и положение, то мотивировать сотрудника будут карьерный рост и деньги.
Работники различаются по характеру (или темпераментным качествам).
Холерики - активные, общительные, открытые, амбициозные и вспыльчивые, любят риск. Ценят продвижение и развитие во всем: в заработной плате, карьере, "наращивании" профессиональных знаний, опыта и благополучия. Их необходимо постоянно поощрять, не реже чем один-два раза в год, соответственно результату и возможностям компании: повышать зарплату, должность, отправлять на обучение и проч. При этом для них важно, не какой конкретный вид поощрения они получают, а что часто проявляется внимание начальства к результатам их работы.
Флегматики - спокойные, медлительные, замкнутые и стабильные люди. Больше всего они любят организации, в которых нет угрозы увольнения или банкротства. В заработной плате ценят не столько ее размер, сколько стабильность и регулярность.
Сангвиники - активные, энергичные люди с хорошим самоконтролем и эффективной саморегуляцией. В первую очередь ценят карьерный рост, поэтому мотивировать их необходимо назначением на новую, более высокую должность.
Меланхолики - эмоциональные, чувствительные, тревожные, склонны к ведомой позиции, не любят рисковать, боятся конфликтов. Ценят хорошую атмосферу, позитивное отношение со стороны руководства, спокойствие и отсутствие конфликтов. Если все это есть на работе, переходить в другую компанию не будут даже тогда, когда там появится возможность карьерного роста и увеличения заработной платы.
Работники разделяются на разные психотипы по стилю мышления.
Аналитики - ценят содержание работы, стабильность, возможность обучения и повышение квалификации. Мотивировать их может наличие развернутого времени для тщательного, детального выполнения задания, отсутствие спешки и стрессов, а также возможность учиться.
Прагматики ценят карьеру
и заработок. Если в компании есть
возможности удовлетворить
Критики ценят возможность быть значимым экспертом и оценивать работу других сотрудников. Они любят свободу в высказывании своего мнения, не подчиняются авторитетам. В случае сокращения персонала в первую очередь увольняют критически настроенных сотрудников. Однако квалифицированных критиков нужно ценить, потому что именно они могут вовремя выявить ошибку, предсказать неудачу, ограничить власть зарвавшегося руководителя.
Реалисты стремятся
к лидерской позиции и
И последняя классификация сотрудников на основе того, как по-разному они относятся к работе в организации. По этому критерию выделяют профессионалов, исполнителей, руководителей (лидеров) и нейтралов. Психологический тип работника, проявляющийся вето отношении к компании, тоже влияет на его мотива лонные ожидания.
Профессионалы проявляют
интерес к содержанию работы, любит
трудные задачи, стремятся получать
новую, профессионально значимую информацию,
проявляют независимость и
Исполнители любят работать
в коллективе, вместе со всеми, они
любят утром уходить на работу,
а вечером приходить с работы,
стремятся к распределению
Лидер стремится к
влиянию и власти. Если его не
назначают руководителем, как правило,
он становится неформальным лидером, может
сопротивляться решениям руководства,
критиковать руководство
Нейтрал - самый сложный работник в плане его мотивации, потому что любая мотивирующая система может быть для него неэффективной, так как его интересы лежат вне работы. Он может увлекаться чем угодно: религией, живописью, охотой, спортом, машинами и т.д. Для него важны такие условия работы как четкая постановка рабочих задач, стабильный график без сверхурочных. Понятная и несложная работа, а так же дружеские отношения с коллегами, от которых он ждет принятия своих ценностей и интерес к его увлечениям. Заработная плата его интересует не в первую очередь.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДЭМЗ»
Дзержинский экспериментально-механический завод был введен в эксплуатацию в начале 1977 года. На протяжении более 20 лет, находясь в составе различных строительных министерств, завод обеспечивал нужды строительного комплекса республики металлоформами, стальными конструкциями, бетоносмесителями, задвижками, сантехническими заготовками и другими изделиями металлообработки. В 1994 году успешно освоен выпуск кузовов автобусов «МАЗ 5256» и «Неман 52012» для лидского опытного завода «Неман».
В последующие годы, в плане развития и реализации автобусной тематики, освоен кузовной ремонт различных автобусов разной сложности.
В 2000 году завод передан в Министерство промышленности и
включен в состав ПО «БелавтоМАЗ». С целью наращивания в республике выпуска автобусов и другой конкурентоспособной продукции.
Имеющийся опыт работы позволил в кротчайшие сроки освоить выпуск кузовов автобусов МАЗ всех наименований, производимых Минским автомобильным заводом, доведя их выпуск в 2008 году до 1256 единиц.
Начиная с 2004 года на производство поставлены грузовые
платформы МАЗ 551639 и с 2006 года – МАЗ 650108.
Удельный вес продукции, поставляемой на МАЗ, составил в
2008 году 84,0% в общем объеме производства. Кроме Мазовской продукции завод продолжает выпуск изделий строительного назначения, в частности металлоформ и оснастки.
Высокое качество данной продукции подтверждено 15-ти летним
сотрудничеством с ОАО «МАПИД» г. Минска, при чем изготавливаются в основном разовые единичные партии оснастки для новых серий строящихся домов.
В свете реализации программы развития и обустройства села
предприятием выпускаются и поставляются сельским строителям бытовые отопительные котлы, работающие на различных видах топлива.
Работа в составе ПО «БелавтоМАЗ» позволила значительно
стабилизировать и укрепить финансово-экономическое положение завода, создать более 100 дополнительных рабочих мест, увеличить объем инвестиций в основной капитал.
В настоящее время создано 5 технологических линий по сборке каркасов кузовов автобусов серии МАЗ, 2 линии по изготовлению грузовых платформ.
При этом используется высокопроизводительное оборудование: сборочные кондуктора, сварочные полуавтоматы для сварки в среде углекислого газа, установки воздушно-плазменной и газокислородной резки.
Для обработки профильного поката применяются дробеструйные установки, станочный парк оснащен станками с ЧПУ, для резки труб используются ленточнопильные станки, что значительно экономит материальные ресурсы и снижает трудоемкость продукции.
В конце
2008 года производственное
Проведем краткий анализ динамики основных показателей производственно-хозяйственной деятельности ОАО «ДЭМЗ» за период 2001 – 2010 год.
Из диаграммы (рисунок 2) видно, что с начала 2001 года товарная продукция в действующих ценах в т.ч. для ОАО «МАЗ» с 2264 млн.руб. возросла к концу 2010 года до 34987 млн.руб. Эти цифры свидетельствуют о спросе на продукцию ОАО «ДЭМЗ».
За просматриваемый период коэффициент запасов готовой продукции менялся в разную сторону, он то понижается, то повышается. Это видно из диаграммы (рисунок 3), что свидетельствует с одной стороны об величине спроса в разное время, с другой стороны показывает заинтересованность рабочего в выполнении своей работы.
Рисунок 3 – Коэффициент запасов готовой продукции
Важным пунктом в мотивации персонала на предприятии является оплата труда, на диаграмме (рисунок 4), показан рост среднемесячной заработной платы за просматриваемый период:
Как видно из диаграмм, с каждым годом мотивация персонала при повышении оплаты труда возрастает.
Более развернутую динамику основных
показателей производственно-
Чтобы разработать эффективную систему мотивации для ОАО «ДЭМЗ» нужно:
Первый этап: диагностика мотивационной среды компании (системы стимулирующих условий). На этом этапе реализуются следующие мероприятия:
- Разработка методов объективного и однозначного измерения результатов работы сотрудников ОАО «ДЭМЗ».
- Доступность для сотрудников официальной информации о желаемом результате (как нужно работать и какие результаты иметь).
- Оценка степени достижимости
желаемых результатов. При
- Учет принципов стимулирования: наличие общих, для всех, условий мотивации; обоснованная система оценки; наличие четких критериев измерения результатов; простота и понятность средств оценки результатов; связь результата и поощрения; измерение результатов и вознаграждение всех работников, соответственно результатам их работы; упор на качество; контроль за нормативами; наличие механизма пересмотра нормативов; стимулирование способных и талантливых работников.
Второй этап: разработка системы мотивации - это этап построения сегментированной мотивирующей системы и учет психологических особенностей работников ОАО «ДЭМЗ».
На втором этапе необходимо провести именное анкетирование сотрудников с целью выделения определенных групп и разработки сегментированной системы мотивации.
На втором этапе можно также провести психологическое тестирование работников предприятия с целью учета их ожиданий и реализации индивидуального подхода соответственно психотипам отдельных работников.
На втором этапе, необходимо ввести в ОАО «ДЭМЗ» принцип комплексности, т.е. применять не только материальные, но и моральные средства стимулирования.
- Оценка и признание личных заслуг работников: публичная оценка на совещаниях, улучшение интерьера кабинета способного сотрудника, почетные поручения от высшего руководства, почетные знаки и награды.
- Оценка и признание заслуг подразделения: информирование о достижениях подразделения на совещаниях и во внутрикорпоративной прессе, организация торжественных обедов в честь определенных сотрудников, например в столовой ОАО «ДЭМЗ», направление сотрудников на определенную конференцию (семинары, выставки, встречи), направление на обучение, поездка на экскурсию или в туристическую поездку, вручение знаков отличия.
- Личное признание заслуг сотрудников ОАО «ДЭМЗ» со стороны руководства: устное выражение благодарности, письменное выражение благодарности, подарки, беседа с руководителем.