Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 12:59, реферат
Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались. Кроме того, чтобы получать удовольствие от работы и, конечно же, удовлетворение, им нужно чувствовать, что все, что они делают, имеет реальную ценность. Когда люди довольны работой, они делают ее хорошо. Если сотрудники не достаточно мотивированы, это может проявляться по-разному: увеличивается количество прогулов, сотрудники тратят больше времени на личные разговоры по телефону и решение личных проблем, задерживаются на перерывах. При этом бюрократизм становится частью повседневной деятельности.
1. Введение……………………………………………………………………………................3
2. Понятие мотивации. Сущность мотивационного процесса……………………….………5
3. Содержательные теории мотивации (теории потребностей) ……………………………...8
3.1. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………………….8
3.2. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда……………….……9
3.3. Теория мотивации труда (ERG) К. Альдерфера……………………………….…..10
3.4. Теория мотивации Фредерика Герцберга………………………………………….12
4. Процессуальные теории мотивации………………………………………………………...14
4.1. Теория ожиданий В. Врума……………………………………………......………..14
4.2. Теория справедливости………………………………………………………...……15
4.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………………….…15
4.4. Теория мотивации Дугласа Макгрегора…………………….……………………..16
5. Современный взгляд на мотивацию……………………………………………………..…19
6. Мотивация труда на российских предприятиях...................................................................20
6. Заключение……………………………………………………………………….…….…….22
7. Список используемой литературы………………………………………………….………23
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.
Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать мотивационную среду для подчинённых с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека контролировать влияние на других людей.МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым. Он обладает высоким самоконтролем и испытывает слабую потребность в принадлежности.
То, что МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.
Хотя все члены любой организации в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, МакКлеланд использовал результаты своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:
Исследование предполагает, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей потребности во власти.
Работа МакКлеланда показала, что потребность в успехе можно развить в человеке, и в результате получить более эффективную работу. Для улучшения целенаправленного поведения менеджеров в ней советуется применять следующие приёмы, развитие организации, которое делает ударение на конкурентные методы достижения целей и подчёркиваетважность наиболее эффективного достижения этих целей. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчинённых трудные, но достижимые цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на успех, чаще всего этого успеха и добиваются, однако организация может извлечь выгоду из комбинации всех трёх типов менеджеров, описанных МакКлеландом.
3.3. Теория мотивации труда (ERG) К. Альдерфера.
Теория мотивации труда, известная как теория ERG (Existence - существование, Relatedness - отношения с другими людьми, Growth - рост), основанная на иерархии потребностей по Маслоу, предложена Клейтоном Альдерфером. Он исходил из существования трех базовых потребностей: существования, отношений с другими людьми и роста. Эти потребности включающие потребности, о которых говорил Маслоу, способна удовлетворить работа (Alderfer, 1972).
Потребности, связанные с существованием, - это потребности, от удовлетворения которых зависит выживание индивидуума: потребности в пище, воде, убежище и потребность в физической безопасности. Организации способны удовлетворить эти потребности, обеспечив работников заработной платой, дополнительными льготами, безопасными условиями труда и защитой их права на труд. Потребность индивидуума в отношениях удовлетворяется его контактами с другими людьми в той мере, в какой эти отношения становятся для него источниками эмоциональной поддержки, уважения, признания и чувства принадлежности к определенной группе. Эти потребности удовлетворяются на работе через отношения с коллегами и руководителями, а вне работы - через семейные и дружеские связи. Потребности в росте, например потребность в собственном совершенствовании и развитии, это потребности, связанные с личностью человека, с его «Я». Эти потребности удовлетворяются за счет максимально полного использования наших навыков и способностей. Работа способна удовлетворить потребность человека в росте, если она сопряжена с поиском нестандартных решений, автономна и требует творческого подхода.
Между потребностями, из которых исходит теория мотивации труда, нет иерархической зависимости, все они способны влиять на нас одновременно. А это значит, что удовлетворение потребностей одного рода не ведет автоматически к появлению потребностей более высокого уровня. Однако если удовлетворение потребностей в отношениях с другими людьми или в росте приводит к фрустрации, мы можем вернуться к поведению, удовлетворяющему нашу потребность в существовании. В отличие от Маслоу, который считал, что человек будет во что бы то ни стало стремиться к удовлетворению любой из своих потребностей любого уровня, Альдерфер исходил из того, что человек, как говорится, махнет на нее рукой и сосредоточится на удовлетворении более жизненно важных нужд. Например, если работники не могут найти на работе эмоциональной поддержки или признания (потребность общения с другими людьми), они - в качестве компенсации за это - могут потребовать от администрации более высокой заработной платы или более дорогостоящей медицинской страховки (потребности, связанные с самим существованием).
3.4. Теория мотивации Фредерика Герцберга..
Эта теория появилась
в связи с растущей необходимостью выяснить
влияние материальных и нематериальных
факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов
(гигиенические факторы) связана с самовыражением
личности, ее внутренними потребностями,
а также с окружающей средой, в которой
осуществляется сама работа. Вторая группа
факторов мотивации связана с характером
и сущностью самой работы. Руководитель
здесь должен помнить о необходимости
обобщения содержательной части работы.
Гигиенические
факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют
физиологическим потребностям, потребности
в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных
теориях следующая: по мнению А. Маслоу,
после мотивации рабочий обязательно
начинает лучше работать, по мнению Ф.
Герцберга, рабочий начнет лучше работать
только после того, как решит, что мотивация
неадекватна.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое предположение), все равно нет гарантии, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. Тем не менее, из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществить мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. В современной управленческой практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации:
теория ожидания;
теория постановки цели;
теория равенства;
теория партисипативного управления.
4.1. Теория ожиданий В. Врума.
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
4.2. Теория справедливости.
Согласно этой теории
эффективность мотивации оценивается
работником не по определенной группе
факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений,
выданных другим работникам, работающим
в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает
свой размер поощрения по сравнению с
поощрениями других сотрудников. При этом
он учитывает условия в которых работают
он и другие сотрудники. Например один
работает на новом оборудовании, а другой
- на старом, у одного было одно качества
заготовок, а другого - другое. Или например
руководитель не обеспечивает сотрудника
той работой, которая соответствует его
квалификации. Или отсутствовал доступ
к информации, необходимой для выполнения
работы, и т.д.
4.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
Эта теория построена
на сочетании элементов теории ожиданий
и теории справедливости. Суть ее в том,
что введены соотношения между вознаграждением
и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер
ввели три переменные, которые влияют
на размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание своей роли
в процессе труда. Элементы теории ожидания
здесь проявляются в том, что работник
оценивает вознаграждение в соответствии
с затраченными усилиями и верит в то,
что это вознаграждение будет адекватно
затраченным им усилиям. Элементы теории
справедливости проявляются в том, что
люди имеют собственное суждение по поводу
правильности или неправильности вознаграждения
по сравнению с другими сотрудниками и
соответственно и степень удовлетворения.
Отсюда важный вывод о том, что именно
результаты труда являются причиной удовлетворения
сотрудника, а не наоборот. Согласно такой
теории результативность должна неукоснительно
повышаться.
Среди
отечественных ученых
Теория Выгодского
утверждает, что в психике человека имеются
два параллельных уровня развития -
высший и низший, которые и определяют
высокие и низкие потребности человека
и развиваются параллельно. Это означает,
что удовлетворение потребностей одного
уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если
в определенный момент времени человеку
требуется удовлетворение в первую очередь
низших потребностей, срабатывает материальное
стимулирование. В таком случае реализовать
высшие потребности человека можно
только нематериальным путем. Л.С.Выгодский
сделал вывод о том, что высшие и низшие
потребности развиваясь параллельно и
самостоятельно, совокупно управляют
поведением человека и его деятельностью.
По всему
мнению, эта теория более прогрессивна,
чем любая другая. Однако она
не учитывает высшие