Мотивация сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В первую очередь, мне хотелось бы определить причины моего выбора темы, а так же цели моей исследовательской работы. Издавна известно, что коллектив – что-то большее, нежели просто логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Учёные-экономисты, изучающие вопросы управления пришли к выводу, что фирма является также и социальной системой, где взаимодействуют и отдельные люди, и группы, причём как формальные, так и неформальные.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………………….……2

2. Мотивация работников……………………………………………………………………………………..3

3. Процесс создания и развития трудового коллектива……………………………………………………..7

4. Социальная роль…………………………………………………………………………………………….9

5. Влияние социально-психологического климата в коллективе на мотивацию работников…………...11

6. Конфликты в организации и способы их разрешения…………………………………………………..14

7. Управление трудовым коллективом……………………………………………………………………...18

8. Практическая часть: принципы мотивации труда на Западе……………………………………………20

9. Заключение…………………………………………………………………………………………………22

10. Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, руководитель должен быть потребителем, генератором и распространителем знаний (информации). Информационная его подготовленность позволяет рационально управлять трудовым коллективом. Информация является своего рода энергией и сырьем для выработки управленческих решений. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших успехов в решении экономических и социальных проблем добивается трудовой коллектив.

Руководитель, для того чтобы побудить подчиненный ему коллектив к достижению поставленных целей использует совокупность приемов и действий, называемых методами. В литературе нет единого подхода к классификации методов управления.

В реальной жизни трудового коллектива различные способы воздействия по-разному влияют на индивида. Этим обусловливается необходимость применения в процессе руководства трудовым коллективом одновременно различных методов воздействия. В практике нет четких границ между ними, например, пользуясь административно - распорядительными методами воздействия на коллектив или отдельных его членов, руководитель учитывает требования экономических законов, трудового и хозяйственного права и т.д.

Наибольшее воздействие на отношение человека и коллектива к труду оказывают экономические инструменты руководства.

Административно - распорядительные методы используются для решения тех же задач, которые решаются преимущественно экономическими методами, но в отличие от последних не дают исполнителю альтернативы в выборе средств исполнения решений. Они осуществляются в форме приказов, указаний, распоряжений в устном или письменном виде, издаваемых вышестоящим руководящим органом или руководителем по отношению к нижестоящему, исполнителю.

Социально-психологические методы руководства основаны на использовании руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека вообще, специфических черт и особенностей психологии отдельных работников в частности. Задача руководителя состоит в том, чтобы использовать эти знания для создания в коллективе таких отношений, которые позволяют подчиненным любое его распоряжение воспринимать как обоснованное, справедливое и соответствующее общественным нормам.

 

 

 

8. Практическая часть: принципы мотивации труда на Западе             

 

В практике американских компаний “Форд”, “Дженерал Моторс”, например, используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.

Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.

Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.

Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий стало внедрение гибких графиков работы. В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Великобритания) в начале 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы - возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25% (10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.

Работа, которая выполняется только дома за компьютером называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда. Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями.

Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.

На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.

Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.

Мотивация на основании потребности в причастности характерна для людей, заинтересованных в развитии личных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.

Известный ученый в области лидерства Д. Мак. Грегор, выделяя два основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «теорию X» и «теорию Y».

«Теория X» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

«Теория Y» основана на демократических принципах делегирования полномочий, обогащения содержания работы, улучшения взаимоотношений, признании того, что мотивацию людей определяет сложная совокупность психологических потребностей и ожиданий. Демократический руководитель считает, что работа человека, естественное состояние, и «внешний» контроль не главное и не единственное средство воздействия, работник может осуществлять самоконтроль, стремиться к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности.

 

9. Заключение

Эта исследовательская работа сделана, чтобы проиллюстрировать как сложно и одновременно просто сделать компанию процветающей.

При удачной расстановке человеческих ресурсов на фирме,  при верной обработке конфликтов возникает некий прорыв, так называемый синергетический эффект, когда 2+2 будет 5, а не 4. Предприятие  становится чем-то большим, чем просто совокупность математических компонентов.

Эта новая организация становится гораздо более устойчивой к внешним воздействиям, но легко разрушается, если постоянно не поддерживать это единство составляющих. "Организм" фирмы необходимо снабдить механизмом, который мог бы обеспечивал постоянно обеспечивать восполнение утерянных целей, задач и функций, определял бы все новые и новые ожидания работников. В науке менеджмента существуют довольно эффективные социально-психологические методы, с помощью которых можно добиться необходимого результата.

Социально-психологические методы управления обычно представляются как конкретные инструменты и способы  влияния на процесс формирования и развития самого коллектива и работников в нём. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы подразумевают включение разного рода социологических и психологических инструментов в практику управления.

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, её реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. Разумеется, серьёзные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик.

Коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идёт на работу и с таким же с неё возвращается домой. Совместное решение производственных интересов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников.

Эффективность и комфортность делового общения в группе в огромной степени зависят от её руководителя, точнее – от практикуемого им стиля руководства.

Для того, чтобы организация успешно процветала и развивалась менеджером должно учитываться множество параметров, причём касающихся не только экономических и правовых ситуаций. Менеджер организации должен точно понимать, кем руководит, на кого нужно обращать внимания больше, с кем и как он должен вести себя.

10. Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. -  1996
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. -  1996
  3. Если вы – руководитель…элементы психологии менеджмента в повседневной работе
  4. Издательство «Дело» Москва 1993
  5. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. - 1997
  6. Основы психологии: учебное пособие. - 1986
  7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. - 1997
  8. Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В.Н. Лавриенко и др.: под ред. Проф. Лавриенко.
  9. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997

 



[1] Козырев В. Начни с управленческой культуры. Екатеринбург, "Библиосервис". 1992. С.48

[2]  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С.517

[3] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. С.520

[4] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. С.522

[5] Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М. Экономика. 1991. С.111


Информация о работе Мотивация сотрудников