Муниципальное иностранных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

С формированием института местного самоуправления в России в отечественной науке в последние годы стало уделяться все больше внимания анализу особенностей функционирования системы местной власти в различных зарубежных странах. Однако при этом список стран, по местным органам которых выходит наибольшее число научных публикаций, остается достаточно узким и традиционным – США, Великобритания, Германия, Франция и сравнительно недавно пополнившая этот перечень Дания. Несомненно, государственно-правовые институты этих стран важно и нужно изучать, из их опыта можно извлечь много полезного и для государственной практики нашей страны. Однако, как мне кажется, пришло время обратить внимание и на другие, незаслуженно забытые страны, которые могут представлять несомненный интерес для отечественных государствоведов как с точки зрения географической близости и исторической давности тесных отношений этих стран с Россией, так и с точки зрения определенных элементов уникальности развития их государственно-правовых институтов в рамках европейских традиций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Дания………………………………………………………………….4
Швеция………………………………………………………………..9
Швейцария……………………………………………………………15
БЕНИЛЮКС:…………………………………………………………21
Бельгия………………………………………21
Нидерланды…………………………………...25
Люксембург………………………………………28
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы
и интернет-ресурсов……..…………………………………30

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 82.75 Кб (Скачать файл)

Политические партии не только обладают практически исключительным правом выдвижения кандидатов в муниципальные  советники (как и правом решения  вопроса о возможности переизбрания того или иного депутата на новый  срок), но и определяют  все направления жизнедеятельности муниципалитета.  Так, местные партийные организации дают рекомендации по персональному составу формируемых исполнительных и иных комитетов муниципального совета; создаваемые партиями в совете партийные группы  собираются перед каждым заседанием совета и комитетов для обсуждения повестки дня и определения общей политики депутатов данной группы по тем или иным вопросам, и т.п. Разумеется, решения и рекомендации партийных организаций и депутатских групп не являются по своей природе правовыми и не носят обязывающий характер, однако муниципальные советники предпочитают строго придерживаться партийной дисциплины, главным образом из-за опасения не быть включенными в партийный список на следующих выборах.

Не менее примечательной чертой шведского местного управления является его базирование на системе  комитетов. В структуре муниципальных  органов отсутствует должность  мэра как единоличного главы исполнительной власти, равно как и должность  председателя совета. Принятие  решений, касающихся всех направлений деятельности муниципалитета; определение числа, видов, структуры и методов работы создаваемых комитетов; решение финансовых вопросов, включая утверждение местного бюджета, установление ставки местного подоходного налога и расценок на предоставляемые местные услуги, является прерогативой собрания членов местного совета (собрания уполномоченных) в целом, а работа по подготовке и выполнению мероприятий проводится его комитетами.

Следует, правда, оговориться, что в последние годы увеличивается  число муниципалитетов, имеющих  в своем составе так называемых муниципальных комиссионеров –  избранных представителей совета, работающих в нем на штатной основе (полной занятости). Если в муниципалитете имеется  один комиссионер, он, как правило, является главой исполнительного комитета; при  наличии нескольких комиссионеров  они входят в состав исполнительного  комитета и одновременно возглавляют  наиболее важные специализированные комитеты.

Формирование комитетов  ведется на строго партийной основе по принципу пропорционального представительства  партийных групп по числу их мест в совете. Собрание уполномоченных вправе создавать столько и таких  комитетов, сколько сочтет нужным, однако образование одного комитета – исполнительного (иногда его называют правлением) является обязательным. Исполнительный комитет  контролирует работу специализированных комитетов и может в случае необходимости брать на себя некоторые  из их функций (например, управление собственностью); готовит проект бюджета и разрабатывает  мероприятия по укреплению местных  финансов; и т.п. Иными словами, исполнительный комитет выступает в качестве подготовительного (готовит большинство  решений муниципального совета), контролирующего  и координирующего органа.

Достаточно распространенной в последнее время становится практика создания своего рода субкомитетов (окружных, районных) в рамках воспринятой  многими муниципалитетами концепции  географической децентрализации.  Районные (окружные) комитеты отвечают за определенные сферы муниципальной деятельности на закрепленной за ними части территории муниципалитета.

В процессе своего развития местное управление в Швеции не избежало многих проблем, с которыми столкнулись  другие европейские страны, прежде всего в сфере местной экономики  и финансов, потребовавших проведения соответствующих реформ местной  власти. Направления этих реформ имели  достаточно много общего с процессами реформирования в других странах, однако в значительной степени отличались и своеобразием.

Прежде всего, Швеция, как  и другие страны,  не избежала необходимости проведения широкой реорганизации местного управления, обусловленной так называемым «парадоксом числа». Возникла потребность в пересмотре числа и размеров местных единиц, поскольку существовавшие до середины 1940-х годов более 2000 коммун с численностью населения всего в несколько сот или тысяч человек не могли справиться со все возрастающим объемом и усложнением стоявших перед ними задач, находились в состоянии постоянного дефицита финансовых средств, а, следовательно, не могли эффективно осуществлять свои функции. Подобно Германии, Дании, странам Бенилюкса и др., но значительно раньше них, Швеция предприняла ряд законодательных и организационных мер, направленных на сокращение числа муниципальных единиц путем их максимального укрупнения. В итоге число коммун сократилось почти в 10 раз - в настоящее время их насчитывается в стране лишь 288 со средней численностью населения 30 тыс. человек.

Одновременно шел процесс  пересмотра и перераспределения  функций и ответственности между  центральным, региональным и местным  уровнями управления. Основной тенденцией этого процесса, длящегося уже  несколько десятков лет, является усиление децентрализации в управлении и  расширение возможностей для местных  властей в решении всех вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности  населения на подведомственной им территории.

Децентрализация, как переосмысливание внутригосударственных взаимоотношений  между различными уровнями управления, долгое время является темой достаточно острых политических и научных дискуссий  во многих европейских государствах, а также стержнем проводимых в  них реформ местной власти. Признавая  необходимость децентрализации  в той или иной степени, каждая страна избирала собственную форму  ее реализации на практике. Но, несмотря на многообразие этих форм, можно выделить два основных концептуальных подхода  к проблеме децентрализации в  сфере управления, преобладающих (с  некоторыми нюансами) в большинстве  европейских стран, - децентрализация  по «вертикали» и децентрализация  по «горизонтали». В первом случае страны делают акцент на перераспределении  ответственности между уровнями управления  путем смещения центра тяжести от центрального (федерального) уровня к региональному и местному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ШВЕЙЦАРИИ.

 

В Швейцарии более 3 тысяч  коммун и 23 кантона. Коммуны и  особенно кантоны обеспечивают своим гражданам широкие права на  участие в политической жизни. Кантоны, кроме того, оказывают  существенное влияние на политические события в Конфедерации.

Самая маленькая политическая единица - коммуна (община) .  (Поскольку в переводе с английского языка слово "commune"  означает и коммуна, и община, мы в дальнейшем будем использовать  эти термины как идентичные при характеристике данного звена  местного управления в Швейцарии ).

Некоторые коммуны такие  же большие, как Цюрих - с более  400.000 жителей, другие очень маленькие - менее 50 жителей.  Все вопросы, касающиеся жизни коммуны, решаются ее гражданами  непосредственно. В небольших коммунах с этой целью образуется  Коммунальная Ассамблея (Собрание общины). Она собирается  регулярно для решения местных текущих дел, таких как финансовые  и строительные проекты. Избирательные права предоставляются  швейцарским гражданам, постоянно проживающим в коммуне.

Собрание общины имеет  право контроля за деятельностью  общинной администрации, установления ежегодных смет, одобрения  налогов и т.д.

Исполнительная власть в  коммуне - местный совет, избираемый  коммунальной ассамблеей и обычно работающий неполный рабочий  день ( не на постоянной основе ). Коммунальная ассамблея также  избирает- как правило, на полный рабочий день ( на постоянной  основе )- клерка (секретаря) и других важных должностных лиц,  таких как казначей. Учителя также нередко избираются  коммунальной ассамблеей.

Местный совет ( совет общины) включает не менее 5 членов.  Президент избирается народом. Общинное начальство выполняет  следующие функции:

а) реализация предписанных конфедеративными и кантональными  законами задач;

б) выполнение общинных дел, если они не подпадают под компетенцию  другой власти или общинного собрания;

в) предварительное обсуждение дел, выносимых на собрание  общины;

г) проведение выборов;

д) поддержание спокойствия  и порядка, обеспечение безопасности лиц и собственности.

Для поддержания порядка  совет общины отдает полицейское  распоряжение, в соответствии с которым могут быть арестованы  ( на срок до 2 суток ) лица, угрожающие безопасности других лиц  или их собственности. В дальнейшем общинное начальство выдает  свидетельства о репутации жителей общины.

Если коммуна слишком  велика для таких ассамблей, в  ней создается Коммунальный парламент, избраемый гражданами, имеющими  постоянное место жительства в коммуне. Кандидаты в коммунальный - и законодательный, и исполнительный органы -обычно выдвигаются  политическими партиями.

Коммуны в Швейцарии обладают региональной автономией, в пределах которой они могут самостоятельно принимать решения. Эти  пределы автономии определяются кантональными законами о коммунах. Среди наиболее важных обязательных полномочий коммун - школьное образование и социальное обеспечение, дорожная  полиция, газ, электро- и водоснабжение и, в городских коммунах,  местные общественные дороги.

В кантоне Цюрих, к примеру, образуются общины нескольких  видов: политические, школьные, церковные, гражданские,  "мещанские" общины.

К задачам политических общин  относятся такие, как: управление имуществом и деньгами, взимание налогов, строительство  и  поддержание общественных зданий, социальное обеспечение бедных,  благотворительность, пожарное дело, служба здоровья, проведение  культурных, спортивных и т.п. мероприятий и т.д.

Гражданская община раньше называлась деревенской общиной  и была прообразом теперешней политической общины. Осталось их  немного, существуют в пределах политических общин и выполняют некоторые задачи политических общин, например, пожарная охрана и  снабжение водой.

В тех случаях, когда города простираются в окрестности  коммун, перед властями урбанизированных коммун встают особые  проблемы, связанные с тем, что жители пользуются объектами городской инфраструктуры ( общественный транспорт,  дороги, объекты культуры и т.п.) без обязанности вносить необходимую плату за это.

Иногда коммуны объединяются в ассоциации с целью совместного  решения проблем, затрагивающих несколько коммун, таких как строительство и эксплуатация канализационных систем и оборудования  по переработке отходов.

Следующим, более высоким ( хоть и не играющим важной роли в  политической системе Швейцарии), звеном является Региональный  район, иногда известный как Административный район. Региональные  районы включают в себя несколько коммун и обычно являются низшим звеном судебной системы. В региональных районах имеются представительства кантональных административных служб. Так, в кантоне  Берн, например, в региональном районе находится правительственный "лейтенант".

Наиболее важные элементы Швейцарской конфедерации - кантоны. Их особую роль объясняют, в частности, тем историческим фактом,  что именно они формировали конфедерацию и создавали коммуны на  своей территории. В структуре страны кантоны занимают  промежуточное (стержневое) место между коммунами на низшем  уровне и конфедерацией на высшем. Особое отношение к кантонам  проявляется, в частности, в том, что швейцарец имеет склонность  чувствовать себя меньше швейцарцем, чем гражданином определенного  кантона. Политические институты кантонов схожи с теми, которые  имеются в коммунах и конфедерации.

Законодательная власть сосредоточена  в Парламенте,  избираемом жителями кантона и известном как Кантональный совет.

Парламентские выборы проводятся по пропорциональной системе по  избирательным округам, на которые делится кантон. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или группами избирателей. Члены  кантонального совета Цюриха при вступлении в совет должны письменно уведомлять бюро совета о своей профессиональной деятельности, о деятельности в руководящих органах коммунальных, кантональных учреждений, швейцарских и иностранных корпорациях,  учреждениях и фондах частного и гражданского права; о продолжительных консультационных функциях для коммунальных,  кантональных, швейцарских и иностранных группировок и др.

Исполнительная власть принадлежит  Правительственному совету,  избираемому народом на определенный срок службы. Он работает на  основе того же принципа коллегиальности,что и Федеральный совет, Правительство Швейцарии,в котором президент меняется каждый год.

В кантональных правительствах всегда есть представители различных  политических партий, однако здесь, как  и в Федеральной ассамблее, нет  деления на правительство и оппозицию.

Количество членов правительственного совета 5-7 человек.  Как правило, устанавливается возрастной предел для членов  правительственного совета ( например, в кантоне Цюрих - 66 лет). Избираются каждые четыре годы.

Кантональная администрация  подразделяется на различные департаменты,наиболее традиционными из которых являются: иностранных дел, юстиции, полиции, финансовый, здравоохранения и др.

Кантон обычно имеет верховный  суд, суд присяжных, апелляционный  суд, хозяйственный суд и административный суд.

Политические права граждан  также чаще реализуются в  кантонах, а не на уровне конфедерации. В дополнение к  избирательным правам здесь широко применяются народная  инициатива и референдум.

Народная инициатива может  проявляться как простое побуждение  (в виде законодательных предложений) и в форме разработанного  проекта. С помощью инициативы можно добиться изменения конституции, изменения или отмены закона, изменения подлежащего (согласно конституции) народному голосованию постановления. Необходимые  для подачи народной инициативы 100.000 подписей должны быть  поданы в бюро кантонального совета в течение 6 месяцев с момента  начала сбора подписей.

Таким образом, применительно  к народной инициативе многие  кантоны, в частности кантон Цюрих, часто предоставляют своим  гражданам возможность осуществления не только конституционной  инициативы, но также законодательной инициативы.

Обязательному референдуму  подлежат все изменения конституции, финансовые постановления кантонального  совета (кантона  Цюрих) о единовременных расходах более 20 млн. франков, постановления, которые кантональный совет хочет предложить народу от  себя.

Информация о работе Муниципальное иностранных государств